19.11.2015Вместо Египта

Вместо Египта

Трагедия лайнера A321 в синайской пустыне и последующий запрет российским авиакомпаниям на полеты в Египет стали неожиданным и серьезным испытанием для отечественного турбизнеса, и прежде всего для его крупнейших операторов.

Сразу после случившегося начались разговоры о «фатальности» Египта: авиарейсы уже закрывались в 2011 и 2013 годах. Однако тогда некоторые операторы все равно продолжали полеты. Но сейчас выполнение всех регулярных, транзитных и чартерных рейсов с пассажирами на борту прекращено полностью.

Запрет на полеты в 2011-м длился два месяца, в 2013-м — три с половиной. Сейчас, отмечает ряд туроператоров и экспертов, есть надежда, что этот срок продлится столько же. Понятно, что это только надежды, поскольку власти страны на сей счет ничего конкретного не говорят. Премьер правительства Дмитрий Медведев заявил: «Не нужно предаваться иллюзиям — вопросы, связанные с обеспечением безопасности, невозможно решить быстро». А потому проблема организации туров в альтернативные места отдыха, куда туристы отправятся по дополнительным или новым авиамаршрутам, стала для туроператоров особенно актуальной.

По горячим следам

После отмены полетов в Египет основным направлением, предложенным туристам в качестве альтернативы, стала Турция, точнее Анталия.

О том, что Анталия сможет принять всех российских отдыхающих, которые захотят поменять египетские путевки, поспешили заявить и в местном департаменте культуры и туризма. По словам его главы, к зиме число постояльцев в отелях снижается, так что вопросов с размещением в гостиницах не возникнет. Другим альтернативным маршрутом, заменившим Египет, в начале ноября стал Кипр. На новых направлениях, сообщили туроператорские компании, параметры изначально заказанных туров в Египет — количество дней пребывания и звездность отеля будут учтены и при возможности сохранены.

Альтернативные маршруты

В Анталии в начале ноября температура воздуха днем была 25 оС, воды — 22–23 оС, что вполне приемлемо для любителей пляжного отдыха. Однако в дальнейшем и на курортах Турции, и на Кипре становится гораздо прохладнее, чем в Египте. Другие варианты морских туров в зимний период — Израиль, Таиланд, Объединенные Арабские Эмираты, Иордания, Вьетнам, Индия и Доминиканская Республика. По климату они вполне соответствуют Египту, но по цене, вернее ее нижней планке, явно проигрывают. Туры во все эти страны, при том же уровне сервиса и наборе услуг, стоят как минимум в полтора раза дороже. Чтобы как-то сравняться по цене с египетским отдыхом, туристам потребуется отказаться от части услуг либо сократить продолжительность пребывания на курорте, понизить уровень отеля или же заменить аll inclusive на «завтрак — ужин».

В любом случае ценовой альтернативы Египту сегодня нет. Тем не менее, сообщают специализированные сайты, число бронирований номеров в наиболее доступных по своим тарифам отелях Таиланда и Вьетнама начало расти и примерно за неделю увеличилось на 5%.

Консолидаторы пока не могут сказать, какие чартерные рейсы появятся взамен остановленных египетских, хотя работа в этом направлении ведется. Скорее всего, отмечают в компаниях, ставка будет сделана на полеты в безвизовые страны. Так, «Анекс Тур» готов увеличить частоту рейсов авиакомпании Azur Air на индийский курорт Гоа и в пункты Юго-Восточной Азии — в Бангкок и на Пхукет, а также на вьетнамский Нячанг.

В зимний период рассматривать Крым или Черноморское побережье Кавказа в качестве мест пляжного отдыха не приходится. Тем не менее, по информации от метапоисковиков, после авиакатастрофы А321 число бронирований гостиничных номеров в Сочи и Ялте выросло на 20%. Даже на курортах Кавказских Минеральных Вод — в Кисловодске и Пятигорске — этот показатель, по сравнению с прошлым годом, увеличился на 10%.

Но речь об организации массового туризма в зимний период здесь не идет, как и на всех остальных «пляжных» маршрутах. Для этого не хватает комбинации трех важнейших компонентов, которые так удачно сочетаются в Египте, — цена, климат и непродолжительный перелет, что частично отсутствует на всех без исключения альтернативных направлениях — и зарубежных, и отечественных.

Государство нам поможет?

Самая чувствительная составляющая любого организованного тура — соответствие цены и качества. По этому показателю и в прежние времена равных Египту не было. Теперь же, когда эта страна исключена из российской географии туризма, положение на рынке серьезно обострилось. Как сообщают турагентства, только за первую неделю цены на туры во все более-менее теплые страны начали подниматься. Впрочем, вряд ли стоит этому удивляться: понеся огромные потери в Египте, турбизнес будет пытаться компенсировать их за счет других направлений.

На этом фоне, безусловно, должны подрасти тарифы на воздушную перевозку, в том числе и ту, что существует пока лишь в предварительных планах ее заказчиков и организаторов. Больше других из-за этого могут пострадать путешественники из регионов, ведь уже сейчас, с отменой прямых рейсов в Хургаду и Шарм-эль-Шейх, полеты в альтернативные пункты отдыха через Москву оборачиваются для них заметным удорожанием тура.

Впрочем, возможны и более мягкие ценовые изменения, которые, без сомнения, все равно будут. Произойдет это в том случае, если власти смогут взять стихийно развивающуюся ситуацию на туристическом рынке под жесткий контроль, в том числе и финансовый.

На этот счет премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что не исключает использования средств специального фонда для помощи турфирмам. На совещании, проходившем под председательством вице-премьера правительства Аркадия Дворковича, на которого возложена задача курировать туристическую отрасль в этот тяжелый для нее период, обсуждались возможные меры ее поддержки со стороны государства. Была названа примерная сумма — 1,5 млрд рублей. Прорабатывалась возможность частичной компенсации потерь компаний: в частности, за счет договоров с российскими перевозчиками и египетскими хотельерами о возврате либо зачете депозитов в счет будущих полетов и бронирований. Работа в этом направлении продолжается и, по отзывам туроператоров, вполне может дать положительные результаты.

Иван Коблов

 

Еще статьи из категории Туроператор / тур-агент