>  Владимир Воробьев: «Туризму нужна стабильность»

15.09.2015Владимир Воробьев: «Туризму нужна стабильность»

Владимир Воробьев: «Туризму нужна стабильность»

Президент группы компаний «Натали Турс» Владимир Воробьев подвел итоги летнего сезона и дал прогноз на зимний, а также рассказал о том, как финансовый кризис оздоровил рынок — туроператоры сократили объемы и научились договариваться.

— После четырехлетнего перерыва «Натали Турс» вернулась на египетское направление и отработала первый сезон. Каковы результаты?

— Очень хорошие: этим летом мы отправили на курорты страны более 21 тысячи туристов, и сейчас Египет занимает шестое место по объемам продаж в нашей компании. В покупательском спросе лидируют отели 4* (64%) и 5* (30%). В дальнейшем принято решение наращивать объемы, и с этой целью мы сейчас расширяем региональную полетную программу: с октября начнутся вылеты в Хургаду из Краснодара, Ростова-на-Дону и Минеральных Вод, Самары, Казани, Уфы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Новосибирска; позже присоединится Шарм-эль-Шейх. В общей сложности из регионов на зиму запланировано порядка 2500 кресел в неделю, а из Москвы — 1500 в Хургаду и около 600 — в Шарм-эль-Шейх. Объемы не слишком большие для этого направления, и при самых оптимистичных прогнозах количество наших туристов этой зимой не превысит 8–10% от общего числа россиян, отдыхающих в Египте. Но мы будем продолжать планомерное наращивание своего присутствия и рассчитываем, что уже через год доля «Натали Турс» на этом рынке возрастет до 15–20%.

— За счет чего?

— На этом направлении главное — цена: не секрет, что Египет выбирают в первую очередь благодаря дешевизне. А так как две трети стоимости турпакета на этом направлении приходится на перевозку (в зависимости от региона она составляет $300–350, размещение обходится в среднем в $100–150 в неделю), мы понимали, что должны найти оптимальный вариант как по качеству, так и по цене. Им стало сотрудничество с Red Wings. Как вы знаете, в ее парк входят отечественные самолеты Ту-204, себестоимость эксплуатации которых значительно ниже, чем у импортной авиатехники.

— В начале года ассортимент предложений «Натали Турс» пополнила Шри-Ланка. Как вы оцениваете работу на этом направлении?

— По лету результаты очень неплохие, в первую очередь также за счет доступной перевозки. Конкуренция flydubai и Air Arabia привела к тому, что сегодня стоимость перелета из Москвы в Коломбо колеблется в пределах $400–450; кроме того, обе авиакомпании летают и из регионов. В целом Шри-Ланка сейчас выигрывает за счет своей новизны для многих клиентов, но массовый туризм на направлении невозможен за счет ограниченной отельной базы. Мы планируем отправлять туда в общей сложности примерно 600 человек в неделю из России, Украины и Казахстана.

— Испания по-прежнему остается главным и самым прибыльным направлением в структуре продаж компании?

— Да, несмотря на снижение спроса на европейских направлениях примерно на 50%, более половины нашей маржи приходится на Испанию. Хорошие финансовые показатели обусловлены тем, что «Натали Турс» существенно подкорректировала свои региональные программы. Сегодня 79% общих летних вылетов компании приходится на Москву, 21% — на регионы, в прошлом году это соотношение было 66% к 34% соответственно. Я уверен, что в дальнейшем процесс сокращения на рынке чартерных программ из регионов продолжится: экономическая ситуация вернула нас в начало двухтысячных, когда все туристы летали в основном из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Правда, есть и позитивные отличия: с того времени «Аэрофлот» значительно расширил сеть своих маршрутов, поэтому сейчас практически из любого города можно улететь за границу с удобными стыковками.

К сожалению, на чартерах рынок привык к бронированиям last minute, и теперь наша задача — отучить его от этого, потому что при использовании регулярных рейсов планировать свой отдых заранее гораздо выгоднее.

— Вы говорите о снижении числа туристов на испанском направлении на 50%, а национальный турофис приводит цифру в 40%. Такая разница получилась за счет самостоятельных путешественников?

— Да, эти 10%, которых недосчитались туроператоры, организовали отдых своими силами. Их с каждым годом становится все больше, особенно на таких направлениях, как Париж, Рим, Барселона. Более того — продажи через booking.com даже пляжных отелей, которые были изначально ориентированы на работу с российскими туроператорами, выросли минимум на 60%. Могу привести такой пример: в этом году из Казани, Калининграда, Самары и Краснодара «Натали Турс» совместно с «Тез Тур» летала в Испанию на а/к Vueling. Около 100 кресел авиакомпания отдавала нам, то есть двум туроператорам, а 89 пускала в свободную продажу. И рейсы всегда были полностью раскуплены. А ведь это не Москва, где доля самостоятельных пассажиров всегда была значительно выше. Тем не менее вот такой результат. И, понимая это, в следующем году мы в регионах также будем делать ставку не на собственные чартеры в Испанию, а на регулярные рейсы. К тому же у авиакомпании Vueling разветвленная сеть маршрутов из Барселоны, причем не только по всей Испании, но и по Европе в целом.

— Есть ли у вас планы по выходу на внутренний рынок?

— Как туроператор по России «Натали Турс» работать не собирается. Однако у нас заключены соглашения с определенными поставщиками российского турпродукта, и на следующее лето мы обеспечим им свои фирменные агентства через нашу новую систему динамического пакетирования.

— Чем она отличается от уже существующих на рынке?

— Большинство подобных систем ограничиваются лишь одним вариантом: отель + авиа. Мы можем составить пакет любой сложности, в том числе комби-туры, в которые входит как экскурсионный, так и пляжный отдых. Чем проще продукт, тем он меньше востребован: чтобы выбрать пляжный отель и купить авиабилеты, туристы сами могут открыть «Момондо» или «Скайсканнер» и подобрать варианты. Туроператор тут не нужен. А вот комбинированные туры, которые нелегко организовать самостоятельно, более востребованы.

— Легко ли агентам продавать такие пакеты?

— Пока не всем, потому что в этом случае приходится думать. Агенту необходимо выбирать из предлагаемых вариантов оптимальный для клиента как по перевозке, так и по размещению. Конечно, проще, когда есть отель и цена, можно просто нажать кнопку и через какое-то время узнать, на каком рейсе полетит твой турист. Но рынок меняется, и выживут те, кто будет меняться вместе с ним.

Сейчас мы видим, что наиболее высок спрос на динамические пакеты там, где резко сократилось количество чартеров. В лидерах у нас Новосибирск и Санкт-Петербург. Надеюсь, что вскоре «подтянутся» и другие города.

— Если говорить о работе агентов — каковы итоги лета?

— В начале августа мы обзвонили все агентства, подписавшие с нами договор о сотрудничестве. Выяснилось, что примерно 20% независимых агентств или закрылись, или ушли в сети, чья доля в структуре наших продаж выросла с 20 до 26%.

— С середины сентября выдача виз в страны Шенгенского соглашения будет возможна только после дактилоскопии, которая потребует личного присутствия туристов в консульствах или визовых центрах. Вы подготовились к этому новшеству?

— Да, в 39 городах — от Калининграда до Владивостока — «Натали Турс» открывает собственные сервисные центры. Их сотрудники будут помогать в сборе документов на визу, занимать для клиентов очередь в пункты снятия отпечатков пальцев — словом, возьмут на себя максимум процессов, связанных с новыми правилами получения виз. Я надеюсь, что это сократит возможные проблемы при переходе на биометрию, хотя, конечно, снижения турпотока в Европу поначалу не избежать. Однако я думаю, что за зиму у консульств и визовых центров будет возможность отработать технологию и к следующему летнему сезону ситуация с визами войдет в норму.

— В сентябре также вступает в силу закон о персональных данных...

— Мы законопослушная компания, поэтому подготовились к нему заранее: перевели все серверы, на которых хранятся данные, в российские дата-центры. К сожалению, не все они оказались готовы к новшествам, но сейчас проблемы уже решены.

— Как оцениваете минувший сезон и какие прогнозы на наступающий?

— Летом практически все работали аккуратно — не занимались демпингом, не пытались агрессивно наращивать доли на рынке, грамотно составили полетные программы — и благодаря этому смогли заработать.

Зимой, как я уже говорил, мы планируем увеличить объемы продаж в Египет и закрепиться на этом направлении; традиционно уделим внимание ОАЭ, а также сделаем ставку на экзотику — Сейшелы (летом количество туристов, которых мы туда отправили, выросло на 59,3% по сравнению с прошлым годом, и такой результат удивил нас самих), Мальдивы, Бали и Индию.

— В конце лета доллар и евро опять резко подскочили в цене. Сказалось ли это на продажах?

— Да, причем наблюдается прямая зависимость: доллар подорожал примерно на 20% и на эти же 20% снизились продажи. Примерно такая же корреляция будет наблюдаться и дальше, если курс рубля продолжит снижаться. Но стоит ему остановиться и зафиксироваться на каком-то определенном значении, как люди адаптируются к нему, и через какое-то время количество броней вновь начнет увеличиваться.

— Даже если евро будет стоить сто рублей?

— Даже в этом случае туризм не умрет, хотя, конечно, сократится в объемах. Главное, что мешает бизнесу, — неуверенность в завтрашнем дне. Продажи останавливаются тогда, когда никто не знает, сколько будет стоить евро завтра — 80 или 120 рублей. Но дайте людям хотя бы немного стабильности, и они снова начнут путешествовать.

Елена Соболева

 

Еще статьи из категории Туроператор / тур-агент