>  Туроператорские «браки»

01.09.2011Туроператорские «браки»

  Всё началось в 2004 году. Именно тогда на российском рынке состоялась первая сделка мирового масштаба: европейский туристический гигант TUI приобрёл 34% капитала компании «Мостревел». С этого момента в Москву зачастили представители и других знаменитых западных компаний с целью присмотреть себе объекты для покупки. Тут и там стали устраиваться громкие презентации, пресс-конференции, звучали заявления о «европеизации российского турбизнеса», а участники отечественной туриндустрии тем временем «ставили» то на одного, то на другого игрока, которого теоретически могли облюбовать иностранные покупатели. В итоге в России образовалось сразу несколько «брачных союзов». Но оправдались ли в итоге ожидания их участников?

  Напомним вкратце историю. После образования альянса «TUI-Мостревел», Франц Лайтнер, который в то время курировал в TUI рынок Восточной Европы, непрозрачно намекнул, что «это только начало», будут и другие сделки, к тому же в самом ближайшем будущем немецкий гигант приобретёт оставшуюся долю «Мостревел». Однако годы шли, но никаких подвижек не происходило. Более того, в 2006-м, два года спустя после образования СП, в TUI произошла реструктуризация, Франц Лайтнер уволился, российский рынок стало курировать шведское подразделение TUI Nordic. Начались разговоры о том, что руководство знаменитого холдинга передумало полностью выкупать «Мостревел», и всё идёт не так, как планировалось, «немцы» не удовлетворены работой на российском рынке. Официальных комментариев на эту тему не было, а в частных беседах представители TUI говорили, что «хотят всё как следует обдумать».

  В 2009 году один из лидеров туристической отрасли Европы англо-немецкий туристический концерн TUI Travel plc (TTP), со штаб-квартирой в Лондоне, приобрел 75% акций «ВКО Трэвел», далее, летом того же года завершил сделку по увеличению доли в «Мостревел» до 75%. В апреле 2011 года в СМИ прошла информация о том, что TUI Travel plc завершил сделку по приобретению оставшихся 25% в обоих туроператорах, доведя свою долю до 100%. «Мы долго изучали рынок. Именно партнерство с этими туроператорами дает возможность TUI заложить базу для дальнейшего быстрого роста и дотижения успеха на российском рынке. Обе компании показывают агрессивный рост, их амбиции и устремления соответствуют амбициям TTP, немаловажен и тот факт, что специалисты и эксперты, работающие в этих компаниях, позволят нашей компании успешно развиваться на российском рынке, — объяснила директор по маркетингу TUI Russia & CIS Дарья Каплунова. В итоге этой сделки концерн TUI приобрел специалистов и звезд, квалифицированный персонал, готовую команду, контракты и четко работающую сеть продаж. Легче всегда начинать с того, что уже есть и добавлять опыт TUI по направлениям, эксклюзивные отели и открывать новые направления, отлично зарекомендовавшие себя в Европе».

  После совершения сделки «ТТ-ВКО» начала осваивать направления, традиционно сильные у TUI, — Кипр, Доминикану, Маврикий, Ибицу, Гран Канарию, получила контракты с отелями, доступ к которым имеет только TUI. «Союз с нами — это и европейский опыт, и выход на мировые цепочки, и увеличение объёмов», — комментирует Дарья Каплунова.

  Альянс можно было бы считать удачным, если бы не одно обстоятельство: TUI вытесняет другие бренды, которые входят в состав холдинга. Так уже произошло в ряде стран, куда приходили «немцы». Сначала они строили бизнес с местными туроператорами синхронно, а постепенно рынок оказывался полностью «под TUI». «Мостревелу» в этом плане повезло: управляющий директор TUI Russia & CIS Крис Моттерсхед, недавно заявил, что бренд «Мостревел» будет существовать параллельно с TUI. А вот «ВКО» ожидает другая судьба: абсолютное поглощение европейским брендом после одного - двух сезонов.

  Со своей стороны, генеральный директор «ТТ-ВКО» Эллада Пескова неоднократно отмечала в интервью различым СМИ, что полный переход под марку TUI её не беспокоит, поскольку это естественный процесс. Но наблюдатели высказывают мнение, что со временем TUI полностью возьмёт и управление в свои руки, отстранив директоров «ВКО». По этому поводу Крис Моттерсхед заметил, — «После завершения сделок с туроператорами центральная команда TUI начала прорабатывать этот вопрос. В компании не может одновременно работать три управляющие команды. Сейчас наши усилия направлены на то, чтобы создать единую эффективную команду менеджмента. Это естественный и закономерный процесс в развитии компании. Мы понимаем, что бывшие акционеры планируют вскоре покинуть компанию, но сейчас мы вместе работаем над консолидацией бизнесов и оптимизацией процессов.»

  Они ещё вернутся

  Отношения между швейцарским холдингом Kuoni и компанией «Мегаполюс» поначалу складывались по схожей схеме. В 2007 году и Kuoni после длительного поиска, «смотрин» и серии переговоров приобрёл 80% капитала «Мегаполюса». Многие туроператоры тогда хотели бы оказаться на месте «избранника» швейцарцев. Бывший генеральный директор «Мегаполюса» Эдуард Кузнецов гордился удачной сделкой. Вскоре в Москву прибыл датчанин Гленн Бисгаард — «строить мост между Россией и Европой», как он сам выразился. Задача господина Бисгаарда заключалась в адаптации Kuoni к российским реалиям. Но тут грянул кризис, а вскоре стало очевидно, что в альянсе не всё гладко. Господин Кузнецов до последнего момента старался сохранять спокойствие, однако на рынке упорно ходили разговоры о том, что Kuoni недоволен тем, как развивается бизнес в России. В 2010 году руководители СП неожиданно объявили о централизации предприятия: контрактинг по массовым направлениям полностью перешёл в руки Kuoni, было образовано два подразделения — южное и северное, отвечающие за бизнес во всех регионах мира. «А перед началом летнего сезона 2011 топ-менеджеры альянса вдруг заявили о приостановке чартерных программ и продаж пакетных туров и сосредоточились в сегменте FIT. При этом большая часть сотрудников «Мегаполюса» перешла работать в другие компании. Эдуард Кузнецов оставил пост генерального директора, вообще ушёл из туризма и занялся консалтингом, а его место заняла Виктория Кизимова.

  «Проанализировав ситуацию на российском рынке, в Kuoni приняли решение временно снять рисковые программы. Сейчас они не дают прибыли и не гарантируют доли рынка даже на короткую перспективу. Туроператорский бизнес — работа на рисках, а они в России сейчас слишком высоки. Поэтому в ближайший год решено работать в сегменте FIT и заниматься онлайн продажами», — прокомментировала Виктория Кизимова.

  Это печальный итог сотрудничества, ведь до слияния с Kuoni «Мегаполюс» был одним из крупнейших туроператоров России, с большими объёмами продаж и чартерными программами. Между тем госпожа Кизимова отмечает, что решение швейцарцев было правильным в сложившейся ситуации, и не исключено, что года через два Kuoni захочет возобновить полноценный туроператорский бизнес в альянсе с «Мегаполюсом».

  «Мама» просто помогает

  Между «Асент Трэвел» и швейцарским холдингом Hotelplan Group сложились, пожалуй, самые спокойные, почти «семейные» отношения. Переговоры шли год, сделка состоялась в октябре 2007-го. Никаких громких разговоров и слухов на рынке этот альянс не породил. «С момента слияния ничего существенного у нас не изменилось, — комментирует Борис Бурыкин, председатель совета директоров «Асент Трэвел». — Единственное — стало больше свободы в принятии решений и усилился финансовый контроль со стороны Швейцарии».

  Если говорить о преимуществах функционирования СП, по словам господина Бурыкина, «Асент Трэвел» всегда может рассчитывать на дешевые кредиты от материнской компании. Кроме того, присутствие Hotelplan помогает «Асенту» формировать европейский ассортимент, влияет на ценообразование, позволяет организовывать online-продажи. А главное, что «Асент Трэвел» сохраняет самостоятельность в управлении, Hotelplan фигурирует в качестве зарубежного партнёра, который оказывает поддержку.

  «Томас» пока не начал

  И последний на сегодняшний момент сложившийся альянс — это «НТК Интурист» и британский туристический гигант Thomas Cook. Сделка состоялась в июле 2011 года, поэтому говорить о последствиях пока рано. По словам представителей «НТК Интурист», выбор Thomas Cook был продиктован тем, что «НТК Интурист» обеспечивает весь цикл туристических услуг — въезд, выезд, внутренний туризм, а сейчас идёт работа над созданием совместного предприятия, формируется структура. В ближайшем будущем «НТК Интурист» надеется на расширение продуктовой линейки, получение доступа к контрактам Thomas Cook, европейским технологиям и программному обеспечению фирмы. Вопрос, сохранит ли «НТК Интурист» свой бренд, и что изменится в управлении компании, пока открыт.

  Умом не понять

  Рассуждая о том, почему внедрение иностранных компаний на российский рынок не проходит гладко, эксперты отмечают, в первую очередь, слишком трудную адаптацию к нашим реалиям. «Зарубежные фирмы привлекает рост турпотоков на российском рынке, и зачастую они не видят обратной стороны: демпингового наращивания объёмов, переизбытка перевозки и прочих рисков. Они переносят европейские модели ведения бизнеса, ориентированные на стабильные системы, в нашу действительность без адаптации. Пытаются сделать нормой раннее бронирование, работу без депозитов, а ведь российский туррынок неструктурирован и ориентирован на last minute», — говорят представители «НТК Интурист». Турбизнес в Восточной Европе, включая Россию, имеет вертикальную структуру, а на Западе он матричный. Это означает, что каждый менеджер может заниматься развитием собственного проекта, ему дают возможность самостоятельно реализоваться, сделать карьеру. Чтобы создать нечто подобное здесь, нужно провести большую работу, «перенастроить» сотрудников отечественных компаний, внушить им, что «настала новая реальность». Требуются время, силы, умение. Всего этого иностранным коллегам зачастую не хватает.

  «Наш рынок развивается по тому же сценарию, по которому проходило становление туристических рынков в европейских странах, но в России важное значение имеет административный ресурс, которого нет на Западе, — высказывает свою точку зрения Виктория Кизимова. — Не секрет, что в России большое количество туристических компаний (как операторов, так и агентов) до сих пор работают по черным схемам, а значит, пока не несут в полной мере всех расходов, потому конкуренция явно не добросовестная». Как отмечает Виктория Кизимова, на Западе иной подход к бухгалтерии: приём платежей и дальнейший оборот средств, полученных от 100 клиентов, могут легко осуществить 7 менеджеров. В российских же компаниях и 25 бывает мало. Зарубежные турфирмы часто привлекают специалистов на аутсорсинге — экономия средств, а у нас это не распространено.

  «Основная проблема — очень большая конкуренция плюс неустойчивость российского туристического рынка», — подытоживает Борис Бурыкин. К сожалению, решить эту проблему оперативно вряд ли удастся. Иностранным компаниям придётся ещё не раз «сломать зубы» о российскую реальность.

Лиза Гилле

Еще статьи из категории Туроператор / тур-агент