Главная

15.04.2015Роберт Оболгогиани: «Хочется позитива!»

Роберт Оболгогиани: «Хочется позитива!»

Иностранные предприятия покидают Россию. Могут ли к ним массово присоединиться и участники туриндустрии — западные авиакомпании, отели, управления по туризму? Об этом мы решили поговорить с РОБЕРТОМ ОБОЛГОГИАНИ, главой российского филиала немецкой компании AVIAREPS AG, которая занимается представительским бизнесом.

— Роберт, мне стало известно, что весной 2015 года Всемирная Туристическая Организация при ООН (UNWTO) подписала меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве с AVIAREPS. Что это значит? Документ имеет отношение к России?

— Конечно, этот меморандум имеет отношение к России, как и к любой другой стране, где находятся представительства AVIAREPS. Начало сотрудничества с UNWTO означает, что ООН признала роль нашей компании в развитии международного туризма, одобрила наши методы, нашу помощь туристическим компаниям в продвижении их услуг. Это подчеркивает серьезность AVIAREPS — мы ассоциируемся с организацией, которая не гонится за одной лишь прибылью, а выполняет важную миссию по развитию международного и внутреннего туризма. UNWTO считает нашу компанию надежным и стабильным партнером. Повлечет ли меморандум какие-либо изменения в нашей работе на российском рынке? России сейчас важно развивать въездной туризм. Задача значительно упростится, если удастся найти таких партнеров за рубежом, которые донесут правильную информацию до своих рынков. Компания, получившая официальное признание UNWTO, уважаемой организации, может стать достойным кандидатом на эту роль.

— То есть, вероятно, косвенно этот меморандум поможет вам сохранить клиентов. Вы сейчас ощущаете их нерешительность, сомнения в связи с кризисом?

— Я уверен, что ответ на этот вопрос однозначно положителен. Нашим клиентам нужен сильный партнер — с надежной финансовой составляющей, безупречной репутацией. Ситуация в России меняется довольно драматично, влияет на всех, и мы не исключение. Наши клиенты пытаются понять, какова глубина кризиса, насколько он влияет на выездной туризм. В штормовую погоду хочется оказаться на борту корабля, способного бороться с бурей. И мы, подобно такому кораблю, стараемся вывести наших клиентов из штормовой зоны с наименьшими потерями.

— Есть такие, кто хочет покинуть российский рынок?

— Никто из наших клиентов, будь то авиакомпании или национальные офисы по туризму, не намерен уходить с российского рынка. Тем не менее они пересматривают стратегию, корректируют бюджеты. Например, некоторые перевозчики, наши клиенты, убрали отдельные города России из сети маршрутов, сократили частоту рейсов.

— Стало быть, и вам приходится закрывать свои офисы в городах России?

— Кое-где да. Пришлось временно приостановить нашу деятельность в Самаре, Уфе и Ростове. Пока еще функционирует AVIAREPS в Петербурге, Екатеринбурге, Казани и Владивостоке. Часть персонала из закрытых офисов мы приняли на работу в Москве. Есть и хорошие новости: мы открываем филиал в Калининграде! Это доказывает, что в кризис можно и нужно находить новые возможности для модернизации, развития и диверсификации бизнеса.

— Мне кажется, Калининград — правильный выбор. Недавно губернатор Калининградской области Николай Цуканов заявил, что в этих краях кризиса нет. Экономика на подъеме.

— Что ж, тем более. Значит, наши расчеты верны. Вероятно, дело в том, что Калининград расположен географически близко к Европе и впитывает в себя не только российские реалии, но и западные тренды.

— Раз уж мы заговорили о позитиве, может быть, есть западные компании, которые хотели бы начать с вами сотрудничество, несмотря на ситуацию?

— Представьте себе, они есть. Заявок немного, но они поступают. Это, например, румынская авиакомпания «Таром». Перевозчик решил не открывать собственное представительство, а доверить это дело AVIAREPS. Кризис, на мой взгляд, дает шанс многим компаниям сделать рывок. Я часто сравниваю кризисную ситуацию с ралли. Именно на крутых виражах, сложных участках трассы возникают отличные условия для обгона. Иными словами — для вывода бизнеса на новые пути.

— У вас сейчас много конкурентов в России?

— Конкуренция такая же сильная, как и раньше. С одной стороны, число участников рынка несколько сократилось. Претендентов на наш «кусок пирога» стало меньше. Правда, и сам «пирог» уменьшился в размере. В то же время оставшиеся компании отчаянно борются за свою долю рынка, сохранение клиентуры, новые контракты. Мне это напоминает игру в покер, когда отдельные игроки сбрасывают карты, а остальным приходится быть более изобретательными, бережливыми (то, что англичане называют cost effective), упорными. В сегодняшних условиях нам приходится бороться за каждую копейку.

— Вы пару лет назад заявили о старте роуд-шоу. И успешно провели первое мероприятие в Казани. Что теперь? Этот пункт плана попал под сокращение?

— То первое роуд-шоу AVIAREPS в Казани, в 2012 году, прошло действительно успешно. Мы видели потрясающую отдачу от партнеров, слышали просьбу продолжить традицию — и дальше проводить подобные мероприятия. У нас были серьезные намерения. Но мы переезжали в новый офис, и этот переезд отнял много времени, средств и сил. А поскольку мы сами подняли планку достаточно высоко, не хотели опускать ее, организовывать роуд-шоу абы как. Поэтому решили подождать до следующего года. Но, как известно, грянул кризис. Сейчас мы ограничиваемся локальными роуд-шоу для конкретных клиентов. Например, для Маврикийского офиса по туризму. Думаю, в 2016 году мы вернемся к глобальному роуд-шоу. Некоторые коллеги говорят мне, что я напрасно надеюсь на выход России из кризиса уже в следующем году. Мне же почему-то хочется верить, что разум победит, и мы скоро заметим положительную динамику.

— Ваши коллеги в чем-то правы… В сентябре вступят в силу поправки к Закону о персональных данных. Перевозчики не смогут продавать билеты в России через зарубежные системы бронирования. Как это отразится на вашем бизнесе?

— Хороший вопрос. Думаю, если все участники рынка окажутся в одинаковых условиях, никак не отразится. Давайте посмотрим на историю России. Сколько раз за последние 100 лет наша страна не давала скучать миру появлением тех или иных законов, правил и инструкций? Но в итоге как-то все приспосабливались и продолжали идти вперед. Я верю, что и на этот раз все утрясется. Россия — удивительная страна: она сама создает кризисные ситуации и сама же эффективно из них выбирается.

— Каковы ваши ожидания от текущего года?

— Наша основная задача — удержать клиентов. Мы верим и хотим убедить их, что нецелесообразно сейчас уходить с российского рынка. Если они уйдут, а через год ситуация стабилизируется, восстанавливать потерянный бизнес будет намного сложнее. Руководители офисов по туризму часто обращаются к нам, как им правильно поступить, что делать дальше. И мы берем на себя еще большую ответственность, чем в хорошие времена: мы должны указать им верный путь, провести через «шторм», найти способ выхода из кризиса, новые возможности для развития бизнеса.

Летая за границу, я с удивлением наблюдаю оживленные потоки россиян в аэропортах, заполненные самолеты. И спрашиваю себя: где же свойственные кризису пустые аэропорты и самолеты? Куда летят все эти люди? Очевидно то, что они не засели по домам и не зажали кошельки с остатками средств. Они продолжают путешествовать, и это важно понять нам, представителям туриндустрии. Это должно послужить нам сигналом к действиям — модернизации и переменам, до которых редко доходят руки в хорошие времена.

Сейчас нужно менять внутреннюю структуру, оставлять только то, что рентабельно, выходить на новые рынки и диверсифицировать модели бизнеса. Как раз самая пора этим заняться. В кризисе есть свой позитив: он дает импульс к внедрению инноваций.

Меня, правда, критикуют за подобные высказывания, мол, какое кощунство говорить, будто в кризисе есть что-то хорошее! В ответ я могу сказать, что, если компания развалилась из-за кризиса, значит, она была недостаточно надежно построена. Это как при землетрясении: хлипкие здания рушатся в первую очередь. Я уверен, что посткризисные «здания» российской туриндустрии будут намного крепче, надежнее и красивее.

Уже сейчас заметны некоторые позитивные тенденции, и есть шанс, что лето 2015-го не будет провальным. Хочется верить в россиян, которые удивительным образом остаются оптимистами и «возрождаются из пепла» быстрее, чем кто-либо другой.

Тем временем основатель AVIAREPS Майкл Геблер видит светлое будущее мировой туриндустрии. В недавнем интервью европейским СМИ он заявил буквально следующее: «Все указывает на бурное развитие туротрасли. Станет больше путешественников, они будут ездить чаще, выбирать новые направления. Заметна тенденция к поиску и бронированию туров онлайн. Участникам туриндустрии придется искать ниши, рынки сбыта, они вынуждены действовать четче и тоньше. Но при всем этом будущее туротрасли мне представляется ярким и вдохновляющим». Также г-н Геблер уверен, что российские туристические компании должны действовать — открывать свои представительства за рубежом. «Россия может многое предложить миру. Надо лишь грамотно представить эту страну на международной арене, объяснить, что сотрудничество с Россией ведет к экономическому росту и повышению прибыли. Наша компания сочтет за честь помочь в этом российским партнерам», — сообщил Майкл Геблер.

 

Свежий номер