Главная

01.09.2011Пережившие время

  Разговоры о том, что электронные каталоги в туризме скоро окончательно вытеснят традиционные бумажные версии, ведутся уже не первый год, однако этого до сих пор не произошло и, по мнению участников рынка, вряд ли произойдет в ближайшем будущем. В чем же причина того, что электронные носители информации при их удобстве и дешевизне никак не заменят старые добрые печатные каталоги?

  Слишком прогрессивные

  Попытки перейти на электронные носители предпринимаются туроператорами уже давно: самые «продвинутые» компании проводили эксперименты по их созданию еще в начале прошлого десятилетия. Но тогда отдельные новаторские решения, несмотря на свою технологичность, были, скорее, исключением и большим спросом в агентской среде не пользовались. Электронные каталоги воспринимались как красивая, но не функциональная экзотика: посмотреть на презентации интересно, однако в работе применить практически невозможно. Хотя бы потому, что техническая оснащенность многих агентств, особенно региональных, оставляла желать лучшего: маломощные компьютеры зависали в самый неподходящий момент, развернуть к туристу «пузатый» монитор было непросто, да и качество изображения на нем не помогало привлечь клиентов. В общем, тогда передовой для своего времени продукт не столько привлекал, сколько отпугивал клиентов. Известно, что новое приживается у нас с трудом. Даже сейчас, когда молодежь уже не представляет жизни без ноутбуков, iPhonов и iPadов, многим клиентам, особенно старшего поколения, удобнее воспринимать информацию «по старинке», листая бумажный каталог. Пять-шесть лет назад таких было подавляющее большинство, а потому все технологические изыски и достижения туроператоров вроде электронных каталогов были невостребованы — турагенты требовали только печатную версию.

  Дорогое удовольствие

  Все эти годы представители турбизнеса не оставляли надежду на то, что ситуация вскоре изменится. Это позволило бы сократить весьма серьезные расходы на печать и транспортировку. Ведь тираж 25–30 тысяч экземпляров 100-страничного каталога стоит в среднем около €40 тысяч. Кроме того, его нужно доставить на выставки и в регионы, где открыты представительства туроператора или фирменные агентства — это тоже недешево. Однако раньше эти траты были вынужденной необходимостью ввиду отсутствия альтернативы. Сейчас, когда она появилась, желание туроператоров сократить расходы стало еще более понятным.

  «Бумажные каталоги хоть и привычны, но со всех сторон неудобны, — говорит Александр Цандекиди, генеральный директор компании «Музенидис Трэвел». — Их печать и доставка отнимают массу времени и денег у туроператоров, тогда как создать и распространить электронный каталог гораздо дешевле и быстрее, а самим турагентам, чтобы получить такой каталог, необязательно ехать на выставку».

  Действительно, современные средства позволяют «залить» электронный каталог на файлообменник и дать ссылку для скачивания или разместить его на сайте туроператора, на агентской странице, чтобы все, кому он необходим в работе, могли его скачать.

  «Это гораздо удобнее и нам, и нашим турагентам, поэтому мы делаем всё возможное для того, чтобы изменить их отношение к электронным каталогам, сделать их более популярными и востребованными, — комментирует Александр Цандекиди. — Такую работу мы ведем достаточно давно, но лишь в последний год наметился прорыв в изменении спроса: он стал постепенно уходить от бумажных каталогов к электронным. Но это длительный процесс — по моему мнению, лишь через три-четыре года можно будет говорить о существенном смещении интереса в эту сторону».

  Но если туроператоры надеются на то, что вскоре в турбизнесе настанет эра прогресса, то турагенты, непосредственно общающиеся с клиентами, не питают столь радужных иллюзий.

  Туристы-консерваторы

  «Бумажный каталог более удобен как рабочий инструмент. Например, во время рекламника многие менеджеры делают на нем пометки, дополняя описание отелей личными впечатлениями и информацией, которая почему-либо не вошла в каталог, но обязательно будет интересна клиентам, — рассказывает генеральный директор агентства «Краски Мира» Любовь Пыкова. — Но самое главное — предпочтение туристов. А они пока голосуют за склад макулатуры в офисе турагентства».

  «Вряд ли в ближайшем будущем туриндустрия полностью перейдет на электронные носители: туристы, как и раньше, хотят полистать бумажный каталог, и никогда не откажутся от этого удовольствия. Тем более что современные каталоги просто приятно взять в руки — это отличные полноцветные издания, с хорошим дизайном и полиграфией высокого качества, — считает генеральный директор агентства «Квадра» Стелла Шиукаева.— Конечно, мы можем развернуть к туристам монитор и показать им картинку на экране, но, как правило, это практически никому не нужно. Простой пример: отправляясь в рекламный тур, наши менеджеры всегда привозят с собой множество дисков — почти каждый отель, который они посещают во время командировки, презентует им свой диск. На них содержится подробная информация об инфраструктуре отеля, фотографии, видеоролики. Казало бы, это прекрасный информативный инструмент для туристов, которые хотят больше узнать о выбранном отеле. Однако на деле все эти диски годами пылятся у нас в офисе невостребованными: туристы предпочитают «книжку с картинками».

  «На каждом семинаре, в том числе и региональном, мы проводим презентацию с использованием информации, записанной на дисках, пытаемся их раздавать, но агентства все равно требуют бумажные каталоги», — говорит заместитель генерального директора компании «Веди Тур Групп» Андрей Сутулин.

  Бумага и экран — противостояние

  Это соперничество электронного и бумажного каталогов сродни «борьбе» традиционных книг и электронных ридеров. Стоимость последних сейчас такова, что их могут позволить себе практически все: подобрать неплохую электронную «читалку» с цветным дисплеем, mp3-плеером и радиоприемником, поддерживающую самые разные текстовые форматы, сейчас можно за 2500 рублей. При этом ридеры имеют ряд других неоспоримых достоинств: компактность, малый вес, возможность закачать одновременно несколько произведений. Однако по статистике, в 2010 году лишь 3% россиян пользовались электронными книгами — подавляющее большинство отдает предпочтение традиционным бумажным: «Приятно и безопасно для глаз»; «Душа просит осязания бумаги»; «Держать в руках книгу, переворачивать страницы, чувствовать книжный запах — это ни с чем несравнимое удовольствие!», — так объясняют они свою приверженность бумажным изданиям.

  Во многом это объясняет и то, почему бумажные каталоги по-прежнему не сдают своих позиций. Более того, оказалось, что туроператоры, понадеявшиеся на то, что в сознании клиентов уже произошел «сдвиг» в сторону электронных носителей, слишком поспешили. «Некоторые компании, в свое время отказавшиеся от адресной рассылки каталогов для клиентов, сейчас вновь возвращаются к этому, — добавила Стелла Шиукаева. — Существовало мнение, что такая форма привлечения туристов уже не работает, однако практика показала, что оно, по крайней мере пока, ошибочная».

  Просвещение клиента

  Большинство участников рынка уверены, что окончательная «победа» электронных носителей над бумажными произойдет лет через пять. Это будет связано с ростом числа компьютеров, ноутбуков и iPad-ов в российских семьях, а также с проникновением Интернета. Кроме того, дальнейшее усовершенствование электронных каталогов должно сделать их более привлекательными для туристов: возможно, вскоре появятся и будут широко представлены не просто фотографии и ролики, а настоящие виртуальные туры по отелям, курортам, побережьям.

  Даже сейчас, если зайти на сайт отеля, особенно пятизвездного, можно увидеть не четыре-пять фотографий, как в печатном каталоге, а 30, 40 и больше. Как правило, это виды всех типов номеров, рестораны, территория, вид на море, spa- и фитнес-клубы, спортивные сооружения и многое другое. Если турист хочет более полно ознакомиться с выбранным отелем или курортом, то лучшего варианта, чем изучение его сайта, а затем и сайтов, где туристы оставляют свои отзывы, не найти. В любом случае это будет гораздо информативнее, чем листание бумажного каталога — даже напечатанного на бумаге самого высокого качества.

  «Скорейший переход на электронные каталоги, на восприятие не с листа, а с экрана нужен и туроператорам, которые смогут существенно снизить свои затраты, и турагентам, которым не придется перетаскивать на себе тяжелые бумажные издания, — считает генеральный директор «Ванд Интернэшнл» Татьяна Ванд. — А так как все упирается в предпочтения потребителей, то менеджеры турагентств, работающие с ними напрямую, должны стараться изменить их стереотипы, приучать их к восприятию информации с электронных носителей, а не из бумажного каталога. Нужно демонстрировать сайты туроператоров и отелей, показывать подборки фотографий, видео. Если турист не «бывалый путешественник» и не знает, где искать отзывы, следует показывать и форумы с отзывами. Нужно понемногу отучать туристов от привычных бумажных каталогов. Просвещать их. В конечном итоге это выгодно всем участникам рынка».

Елена Соболева

Свежий номер