Главная

14.04.2015Командировки в зоне риска

Командировки в зоне риска

Загранкомандировки могут стать невостребованными в российских компаниях. К такому выводу пришли участники форума «Бизнес-тревел в эпоху меняющейся геополитической и экономической среды». Мероприятие организовали в Москве специалисты ABT-ACTE (Ассоциации бизнес-туризма).

По словам модератора форума Светланы Деникиной, перед летом 2014 года еще был повод для оптимизма. Г-жа Деникина провела опрос менеджеров разных компаний, которые организуют командировки для своих коллег. Более 40% участников исследования тогда говорили, что поездок «по делам» за границу в их компаниях стало больше, чем год назад, 54% ожидали роста числа таких поездок. Примерно 56% респондентов планировали в 2015 году тратить на бизнес-туры для сотрудников столько же, сколько в 2014-м. Только 23% собирались урезать эту статью расходов. А уже в августе 2014-го ситуация кардинально изменилась. Стоимость нефти катастрофически снизилась, курсы доллара и евро так же катастрофически выросли. Вскоре зарплаты россиян оказались несопоставимыми с ценами на зарубежные товары и услуги. И тогда около 60% опрошенных Светланой Деникиной заявили, что придется ужесточать «политику организации деловых путешествий», 70% начали искать скидки на перевозку и размещение, 76% и вовсе решили заменить выездные мероприятия общением по Skype.

Есть ли шанс изменить такое положение дел? Возможный выход — смещение бизнес-туров из-за рубежа в города России, то есть в рублевую зону. Это позволит сэкономить. Более того, по данным Светланы Деникиной, гостиничные цены в России упали на 10%. Но как быть с загранпоездками?

Другой вариант — так называемая система open booking (открытое бронирование). Как объяснила участница форума, исполнительный директор консалтингово-туристической компании FCm Travel Solutions Russia Ольга Белюсенко, речь идет о том, что каждый сотрудник компании сможет самостоятельно забронировать через Интернет отели и билеты в любую страну мира, при этом информация о покупке автоматически попадет в единую базу данных фирмы и руководство проконтролирует расходы. По идее, если компания переходит на open booking, она экономит на оплате труда тревел-менеджера (специалиста по организации командировок). Таким образом, освобождается часть бюджета под деловые поездки коллег. Директор администрации японской табачной компании JTI (Japan Tobacco Int.) Марина Кречетникова привела пример: руководитель одной фирмы ввел систему open booking и дополнительно предложил сотрудникам искать самые дешевые перелеты и размещение. Тому, кто сэкономит по максимуму, начальник обещал часть корпоративной прибыли или же уик-енд в той стране, куда работник собрался в командировку. Есть даже такая разработка, как гемификация. О ней рассказала руководитель направления бизнес-тревел по странам Восточной Европы консалтинговой компании Accenture Ольга Хоросанова. Гемификация — интерактивная игра на сайте фирмы. Сотрудник отвечает на забавные вопросы или что-нибудь придумывает, но тема неизменно одна — как сэкономить на деловой поездке. Победитель получает баллы или бонусы.

Инновации, типа open booking и гемификации, поддерживает, в частности, региональный директор ACTE Кэролайн Аллен. По ее словам, новые технологии, индивидуальный подход к турам сотрудников — мировые тренды.

Тем не менее такое решение проблемы устроило не всех участников форума и членов ABT-ACTE. Многие сотрудники компаний не готовы самостоятельно организовывать свои командировки. Некоторые даже не умеют пользоваться системами онлайн-бронирования. «Они хотят, чтобы кто-то все решил за них», — считает руководитель административного департамента и отдела закупок финансовой структуры BNP Paribas Вера Челенк. Перспектива потерять работу из-за перехода на новые технологии не радует тревел-менеджеров. К тому же под угрозой оказываются целые компании (TMC — Travel Management Company), которые занимаются деловыми поездками по заказу.

Нотку оптимизма внесла директор отдела маркетинга туристической компании Carlson Wagonlit Travel Мила Сидорина. По ее мнению, при грамотной организации можно и внедрить новые технологии, и пользоваться услугами тревел-менеджеров и TMC. «Пока россиянам нужны консультации живых специалистов. Я считаю, что сейчас золотое время для профессионалов», — сообщила Мила Сидорина.

Возможно, командировки в зоне риска, но те, кто работает в сегменте деловых путешествий, не представляя себе другого дела, — в турбизнес, как известно, приходят не столько для заработка, сколько по рвению души — будут бороться. Участники форума договорились собраться вновь. Осталось только определиться, где именно. В программе ACTE на 2015 год — 135 мероприятий в разных регионах мира. Крупнейшие пройдут в Атланте, Париже, Гонконге и Монреале.

Лиза Гилле

 

Свежий номер