TTG Luxury Russia
Azimut Hotels
Sharjah

Свежий номер




Страноведение

01.11.2012 Венская «авангардомания»

Венская «авангардомания»

    Весь 2012 год Вена отмечает 150 лет со дня рождения художника-авангардиста Густава Климта. Праздник продолжится и в 2013-м, так что у тех, кто не успел приобщиться к прекрасному, еще есть шанс. Впрочем, любителям авангарда совсем необязательно начинать свое приобщение в музеях: «авангардомания» захватила всю австрийскую столицу!

Арт от Austrian

    Вена одержима искусством. Это начинаешь осознавать, едва сев в самолет Austrian Airlines: пока пассажиры занимают свои места, а экипаж готовится к полету, не смолкают вальсы Штрауса — нестареющая классика, удачно вплетающаяся в арт XXI века. Под ту же музыку лайнер приземляется в Вене.
    Туристы, чей дальнейший путь лежит в один из шести бизнес-залов Austrian Airlines (кстати, оборудованных осенью 2012 года в новом венском терминале Austrian Star Alliance), непременно увидят в любом из них произведение современного искусства. Нашей делегации журналистов довелось, например, побывать в авангардной комнате с гигантским светящимся фотоизображением Альп на всю стену, угловыми диванчиками, покрытыми многоугольными подушками в виде горных пиков, и высокими полукруглыми перегородками, за которыми все желающие могут подремать до следующего рейса или прибытия трансфера. Говорят, интерьер выполнен из модной ткани лоден, кожи, натурального камня и дуба, а над фотопанно работали культовые фотографы современности: Лоис Ламмерхубер и Конрад Амбер. Коротая часы в этом арт-объекте, туристы угощаются свежими круассанами с джемом и крепким кофе.

Фантасмагория и улитки Венского леса

    На берегу Дунайского канала возвышается 75-метровая прямоугольная башня из зеркального стекла, в солнечный день кажется, будто строение сливается с небом. При входе в холл первого этажа этой башни рекомендуется сразу же поднять голову: с потолка на гостей смотрит мастерски выписанный синий глаз, а чуть дальше расположено «окно», сквозь которое, как в детской игрушке-калейдоскопе, видны разноцветные кристаллы, принявшие причудливую форму. Возникает желание повернуть невидимую «трубу», чтобы узнать — какая картинка появится дальше. Те, кому не терпится это сделать, могут подняться на лифте почти под самую крышу, и секрет тут же раскроется: кристаллы не что иное, как стены зимнего сада, напоминающие алмаз, а всеми цветами радуги переливается потолок одного из верхних этажей. На ярко-голубом фоне изображена рука, сжимающая сочное красное яблоко, а на вмонтированном рядом круглом экране проплывают рыбы, живущие, видимо, в небесном аквариуме. Вот такая фантасмагория. И это не музей абстракционизма, а отель Sofitel Vienna Stephansdom.
    Хотя создатели этого проекта считают, что Stephansdom не просто гостиница, а «живой арт-объект». Эту фразу туристы не раз услышат от персонала и прочитают в приветственном письме в номере. Автор идеи — французский архитектор и дизайнер Жан Нувель. Рассказывают, что его вдохновил на создание отеля за гранью реальности готический собор Св. Стефана, стоящий на другом берегу Дунайского канала: маэстро решил провести параллель между двумя эпохами — Средневековьем и новым тысячелетием.
    Все 182 комнаты отеля дизайнерские. Вместо занавесок на окнах — передвижные панели, из которых каждый гость складывает свой «пазл», прибавляя или убавляя свет. Если раздвинуть все панели в номерах верхних этажей, откроется завораживающий вид на Дунайский канал, старинные улочки и шпили Св. Стефана. При желании можно любоваться панорамой, лежа на огромной кровати с множеством подушек или же в ванне с апельсиновой пеной от Hermes, попивая ванильный чай. В номерах Sofitel Vienna Stephansdom присутствуют только три цвета: серый, черный или белый — такова задумка Жана Нувеля. Сьют Magnifique, например, четко поделен на черную и белую зоны, и если смотреть под определенным ракурсом, напоминает фотоколлаж. 9 конференц-залов, рассчитанных на 150 человек, бизнес-центр, зоны отдыха и spa-салон выдержаны в той же цветовой гамме и стиле: авангардные кристаллические стены, перетекающие в потолки, панорамные окна, черно-бело-серые кресла, столы и абажуры.
    Тем не менее великий дизайнер понимал, что у гостей может возникнуть «цветовое голодание», потому и пригласил Патрика Бланка, чтобы тот создал зеленую стену из живых растений и ярких цветов возле лобби, а также швейцарскую художницу Пипилотти Рист — она-то и расписала потолки фантасмагорическими картинами. Кисть Пипилотти Рист коснулась и потолка в панорамном ресторане Le Loft на 18-м этаже: золотые и красные осенние листья смешиваются с синей водой, а среди них на круглых плоских экранах показывают «экологическое видео» о сборе урожая. Все равно не хватает красок? Что ж, тогда остается взять черную брошюру с меню и плотно прижать к ней руку. Через несколько минут на гладкой поверхности высветится отпечаток ладони, раскрашенный… точь-в-точь как потолок! Секрет этого явления создатели отеля не раскрывают. Будем считать, что это еще один шедевр авангарда.
    Кстати, Le Loft — ресторан с французским уклоном, ведь Sofitel Vienna Stephansdom входит во французскую цепочку отелей Sofitel. В меню присутствуют такие лакомства, как голубиная грудка, лягушачьи лапки и улитки. Хотя менеджер по связям с общественностью Sofitel Vienna Stephansdom Патрисия Тонин, утверждает, что поедание улиток, добытых в Венском лесу, — давняя венская традиция, увы, незаслуженно забытая. Но теперь, благодаря открытию Le Loft, ее удалось возродить, тем более за приготовление взялся Антуан Вестерманн, шеф-повар, награжденный тремя звездами Michelin. После ужина в таком ресторане, особенно шоколадно-мангового десерта под горячим соусом из маракуйи с «Кальвадосом», очень трудно возвращаться к реальности. И еще труднее — после процедур в So Spa. Центр небольшой (750 м² и пять кабинетов), но его название полностью отвечает содержанию.

Климту посвящается

    Практически в любом магазине Вены звучат Моцарт, Штраус или Бетховен. Реклама на биллбордах приглашает исключительно в музеи или театры, а уличные торговцы в костюмах «а-ля XIX век» продают не что-нибудь, а билеты на концерты. Но всё это затмил, конечно, Густав Климт. Сейчас и в последующие месяцы главные экспозиции и мероприятия Вены посвящены художнику-авангардисту, работы Климта и его современников выставлены практически везде. Не будем утомлять читателей детальным рассказом о каждой из многочисленных выставок, дадим лишь краткую информацию для ориентации в пространстве авангарда.
    Итак, подивившись достижениям в области искусства Austrian Airlines и Sofitel Vienna Stephansdom, можно прогуляться до так называемого Музейного квартала (MQ), расположившегося в центре города. Сам по себе MQ — символ авангарда, чего только стоят цветные, будто сделанные из Lego, скамеечки и мешки-пуфы, разложенные прямо во дворе! Устали — отдохните, а заодно — послушайте выступление духового оркестра, исполняющего… техно.
    Что касается Климта, здесь ему посвящена экспозиция в «Музее Леопольда», названного так в честь доктора Рудольфа Леопольда, большого любителя и коллекционера авангарда. В его коллекции есть и несколько произведений Густава Климта. В музее, которым сейчас руководит жена доктора Элизабет, выставлены, например «Смерть и жизнь», а также черно-белые фоторепродукции несохранившейся серии «Аллегории наук» (эти шедевры сгорели во время Второй мировой войны). Впрочем, Рудольф Леопольд интересовался не только творчеством Климта. Его весьма привлекал и другой живописец — Эгон Шиле, более жесткий и тяготеющий к графике, но во многом идущий бок о бок с Климтом. Так, у Шиле есть мрачноватая картина «Кардинал и монахиня», признанная вариацией на тему более яркого и светлого «Поцелуя» Климта.
    «Кардинал» выставлен в «Музее Леопольда», а вот «Поцелуй» временно — в Верхнем Бельведере, барочном дворце XVII в. австрийского принца и полководца Евгения Савойского. Всего в художественной галерее Бельведера — 30 работ Климта, в том числе «Юдифь I». Есть предположение, что все женские образы Климту навеяла подруга его жизни Эмили Флёге, отношения с которой так и остались загадкой для венского общества. В Бельведере же вниманию публики представлены картины Шиле, экспрессиониста Оскара Кокошки и прочих авангардистов. Экспозиция продлится до 6 января 2013 года.
    Кстати, Густав Климт состоял в объединении австрийских художников-модернистов Сецессион, этому обществу в Вене посвящен музей. В юбилейный год он стал еще одним местом экспозиции Климта. До 13 января 2013-го в «Сецессионе» выставлен Бетховенский фриз художника — многосоставная фантазийная иллюстрация к Девятой симфонии Бетховена в интерпретации Рихарда Вагнера, которую можно детально рассмотреть со специальной платформы, созданной художником Гервальдом Рокеншаубом.
    Если душа требует еще больше авангарда — добро пожаловать в Mumok, музей современного искусства в MQ. Там проходят самые разные экспозиции, например модернистской моды начала прошлого века. А те, кто истосковался по классике, могут отправиться в Musikverein — знаменитый концертный зал Вены, где проходят новогодние концерты, трансляции которых ждет весь мир с замиранием сердца. Попасть на них «живьем» практически нереально, придется стоять в очереди несколько лет. А уж о стоимости билетов промолчим. Зато вне сезона Венский оркестр Моцарта вместе с ведущими оперными тенорами с радостью исполнит ту же программу для всех желающих, сыграет «Волшебную флейту» и «У прекрасного голубого Дуная», а закончит по традиции «Маршем Радецкого» Иоганна Штрауса-старшего, во время которого весь зал аплодирует по подсказке дирижера. Наша делегация именно так и завершила свое пребывание в Вене. Впрочем, «завершила» — неправильное слово. Кажется, ни у кого не осталось сомнений, что сюда нужно время от времени возвращаться. Ведь в Вене — что ни месяц, то событие.

Лиза Гилле

Благодарим Sofitel Vienna
Stephansdom, Austrian Airlines
и Венский совет по туризму
за прекрасно организованную поездку.




Теги