12.07.2019Вопреки лавинам

Вопреки лавинам

© Tirol Werbung

В июне в австрийских Альпах состоялся первый в истории саммит «Россия-Тироль». На мероприятие съехались более 70 представителей туриндустрии обеих стран. Собрались, чтобы обсудить, как прорваться сквозь лавины и землетрясения экономического кризиса и санкций. Корреспондент TTG Russia оказалась в числе участников саммита.

Сейсмический туризм

Наш автобус в пути из аэропорта Мюнхена уже часа четыре. На очередной стоянке возле автозаправки, которая напоминает альпинистский привал – так близко подошли темно-зеленые горы, присыпанные сверху снежной пудрой, будто штрудель, – водитель признается: сошел паводок, и нам приходится добираться до Инсбрука в объезд.

Тиролю не привыкать к катаклизмам. Здесь сейсмическая зона. Особо чувствителен Инсбрук, столица региона: площадь города – 105 км², только половина этой территории находится в долине, остальное – горы. То тряска, то лавины.

Тем не менее Инсбрук выдерживает и преодолевает любые препятствия. «Например, после землетрясения в 1760 году, когда город испытал 100 толчков в течение 40 дней и потерял средневековый шпиль, власти раз и навсегда укрепили здания – пристроили к фасадам каменные опоры, расширяющиеся книзу, местные называют их «юбочки», – рассказывает экскурсовод Анна Загоруйко.

Вот так и в туристическом бизнесе. Перепады и колебания, конечно, бывают, но Тироль придумает, что делать.

В 2018 году австрийскую землю посетили примерно 74 тыс. россиян – на 10% больше, чем в 2017-м. Россия заняла 10-е место в списке стран – поставщиков туристов в регион. Тироль вошел в Топ-3 областей Австрии, популярных у наших соотечественников, вместе с Веной и Зальцбургом, получив 33% российского турпотока. «Неплохо, но не сравнить с тем, что было в 2013-2014 годах», – говорит генеральный директор Совета по туризму Тироля Флориан Флепс. Тогда Россия находилась на 8-й строчке в десятке самых активных рынков, число туристов в Тироле превышало 100 тыс. «В те годы турпоток из России двигался вверх, а потом начался стихийный спад, – вспоминает Флориан. – Сейчас важно подхватить поток на подъеме». Как? Выясним на саммите.


© Tirol Werbung

Дас ист катастрофа?

«Отток российских туристов начался потому, что их благосостояние, к сожалению, ухудшилось. В 2008 году евро стоил 30 руб., в 2010-м - 40 руб., в 2014-м – 50 руб., в 2016-м – 80 руб. Сейчас он колеблется у отметки 72 руб.», - констатирует генеральный директор «Джет Тревел» Максим Приставко, показывая участникам саммита графики скачков валютного курса.

Это лишь одна из причин. Другая, по мнению спикера, – запрет на въезд в Евросоюз для сотрудников многих государственных структур РФ. «Санкции распространились и на работников аэрокосмической отрасли, а они были платежеспособными и постоянными покупателями горнолыжных туров», – говорит Максим.

Третья причина: Австрия выдает визы россиянам строго на срок поездки. «При этом Италия, например, оформляет 98% долгосрочных виз (на два года и больше), Андорра – 92%, Франция – 52%», – рассказывает г-н Приставко. Можно было бы обойтись без австрийских въездных документов, и тот, у кого есть открытый пропуск в другие страны Шенгенской зоны, так и поступает. Но у 32% туристов, которые собираются в Австрию, виз нет.

Кроме того, по словам эксперта, представители австрийских горнолыжных курортов крайне редко дают комиссию туроператорам и турагентствам за продажу номеров и ски-пассов. В то же время французские партнеры начисляют 20% туроператорам и 10% агентствам за реализацию комнат, а за «проездные» на подъемники российские компании получают комиссионные от 5% до 40%. В итоге работники отечественной туриндустрии не могут предложить клиентам адекватные цены на туры в Австрию. И туристы либо вообще отказываются от поездок в страну, либо находят дешевые варианты в Интернете. «Найти нетрудно, поскольку австрийские хотельеры ориентированы на прямого покупателя и щедры на скидки», – отмечает Максим Приставко.

Пока он выступает со своим докладом, в зале идет бурное обсуждение. «Отправила клиента в один австрийский отель. На следующий год администрация этой гостиницы прислала ему персональную скидку 5%, и турист поехал уже самостоятельно!», – возмущается участница саммита.

«В итоге рейтинг Австрии у профессионалов отрасли упал до 15%. Дас ист катастрофа», – резюмирует Максим.

Кавказ в помощь

Впрочем, не все так катастрофично. Докопаться до корня проблемы, значит, наполовину решить ее. И участники саммита рады, что Максим Приставко со свойственной ему прямолинейностью обозначил пункты, над которыми надо работать.

Кое-что можно исправить уже сейчас. С 6 июня 2019 года вступили в силу новые правила Шенгенского союза, единые для всех стран-участников без исключения: консульства обязаны выдавать «мульты» туристам, у которых в паспорте не менее трех шенгенских виз за два года. Если россиянин в этот период успел получить годовой пропуск в Европу, ему положена двухлетняя виза. А у кого была за три года и такая, может претендовать на «пятилетку». «Это на 20-30% увеличит привлекательность Австрии», – высказывает точку зрения глава «Джет Тревел» под возгласы и аплодисменты разбушевавшегося зала.

Еще одна хорошая новость: в России вновь образуется средний класс – потенциальные покупатели туров в Тироль. По мнению спикера, эта прослойка населения будет ежегодно расширяться на 2-5%.

Кроме того, каждый год около 5% россиян встают на лыжи. «Отчасти это происходит благодаря развитию российских горнолыжных курортов, где цены ниже, чем в Европе. Раньше мы считали их конкурентами Альпам, а теперь – союзниками», – комментирует Максим Приставко.

По словам директора Акционерного общества «Курорты Северного Кавказа» Хасана Тимижева, который тоже участвует в саммите, чем больше разных склонов, тем лучше. «Не бывает конкуренции в горах. Горнолыжники не задерживаются на одном месте. Им нужны каждый раз свежие впечатления. Сегодня они приехали к нам, завтра – в Тироль. Разнообразие курортов повышает общий горнолыжный спрос», – уверен Хасан.

С точки зрения эксперта, взаимному продвижению курортов помог бы единый ски-пасс «Тироль-Северный Кавказ». Австрийские лыжники, наверняка, захотят набрать высоту на российских просторах. «Наши Архыз, Ведучи, Эльбрус соответствуют евростандартам: мы позаимствовали лучший западный опыт в устройстве трасс и инфраструктуры. К тому же где-то 2 тыс. метров – высшая точка, а у нас, на Эльбрусе, нижняя», – делится Хасан Тимижев.

Единственное непоправимое – отток туристов в Интернет. Хотя Максим Приставко считает, что туроператоры и турагентства выберут один из двух путей: будут развивать онлайн-платформы и приложения для смартфонов в помощь самостоятельным путешественникам или займутся частными консультациями в области туризма. А тирольские партнеры их поддержат.


Не спать в костюмах

Докладчик саммита Геральд Бём, директор московского офиса туристического представительства Австрии, вынес на обсуждение такую идею: представителям тирольской туриндустрии нужно взглянуть на регион «сверху» и разглядеть, чем привлечь новых российских туристов.

Наши соотечественники изменились за 10 лет. Теперь они тратят деньги только на действительно важное. «В 2010 году россияне выходили из австрийских бутиков с пакетами Louis Vuitton, а сейчас выносят сумки с едой из супермаркета Billa. Едут за санкционными продуктами. Лучший сувенир из Австрии – кусок сыра. В ближайшее десятилетие тенденция усилится», – говорит Геральд Бём.

В 2010-м российские путешественники «прожигали жизнь» и злоупотребляли алкоголем на отдыхе. «Теперь мы видим тренд, который условно назвали «От водки к вегантству». Россияне заботятся о здоровье, предпочитают натуральные продукты», – комментирует Геральд. В Тироле, кстати, даже из крана течет чистейшая горная вода.

Также Геральд Бём опросил коллег из соседних стран, и почти все они сообщили, что современные российские туристы любознательнее своих предшественников. «Еще недавно в туроператорской среде ходила шутка: «Россияне в Альпах спят в горнолыжных костюмах». Наши соотечественники приезжали исключительно для катания, поэтому комбинезон можно было и не снимать. А сейчас они активно заказывают экскурсии по окрестностям», – подтверждает Максим Приставко.

В связи с укреплением таких трендов в 2019 году Совет по туризму Инсбрука создал ски-пасс, который одновременно служит сити-пассом. Новая туристическая карта позволяет кататься в 13 горнолыжных зонах, включая ледник Штубай, открывает доступ к бассейнам и саунам, дает право бесплатно ездить к склонам и на экскурсионном автобусе по Инсбруку, а также пропускает в 22 музея Инсбрука, в том числе «Кристальные миры Сваровски». «Это удобно. Ведь, пожалуй, больше нигде в мире нет такого старинного города прямо в горах, в 20 минутах езды от вершин и в 45 минутах от трасс», – объясняет директор Совета по туризму Инсбрука Карин Сайлер-Лалл.

В Тироль – летом

По словам Геральда Бёма, 2/3 россиян берут отпуск летом. При этом на летнюю Австрию выпадает всего 33% российского турпотока в страну. Пора изменить курс «течения».

Пока спикеры обсуждают эту тему, участники саммита, то и дело, выходят на веранду с чашкой кофе и куском штруделя и невольно застревают там. Мероприятие проходит на горном плато Миминг курорта Швац, в семейном отеле Alpinresort Schwarz. Вокруг корично-сливочно-джемовые домики, напоминающие линцское печенье, мятные сосны, ели и луга, туман над горами, смахивающий на пенку в капучино, небрежно размешанную невидимой ложкой. У бассейнов, имитирующих озера, на деревянных шезлонгах принимают воздушные ванны гости отеля в толстых и мягких, как высокогорный снег, белых халатах. «Многие россияне ошибочно думают, что летний отдых в горах – это изнуряющие походы с тяжелыми рюкзаками по жаре. Взгляните, как это выглядит на самом деле!», – улыбается директор принимающей компании Christophorus Reisen Андреас Крёлль.

Летом не так холодно в «Кристальных мирах». Знаменитый огранщик хрусталя из Богемии Даниэль Сваровски открыл в 1895 году фабрику в Ваттенсе (пригороде Инсбрука), а 100 лет спустя рядом появился музей. К слову, с 1 июля 2019 года здесь выдают аудиогид на русском языке.

В 14 залах «Миров» именитые дизайнеры фантазируют на кристальные темы и «напускают лед». Вот стена из 12 тонн кристаллов, высотой 11 м, длиной 42 м. Искрится, как морозильная камера изнутри. Вот комната «Кристальный Купол»: 595 узких ломаных зеркал, леденящий звон бьющегося стекла – музыкальная инсталляция Брайна Ино. Ощущение, что нас замуровали в горный кристалл. Вот «Ледяной пассаж» тирольца Оливера Иршица: едва ступаешь на пол, как под ногами начинает трещать лед, а его осколки с мерцанием разлетаются по коридору. Вот белая заиндевелая елка Александра Маккуина и Торда Бунтье из 150 тыс. кристаллов. От дерева веет морозом. Вот хрустальная «Люстра печали» культовой японской художницы Яёи Кусама: парит над зеркалами, и кажется, что летишь вместе с ней в горную пропасть...

Летом, без снега, краски Инсбрука ярче, четче, живее. Будто умыта знаменитая Золотая крыша над эркером Дома правительства. Несмотря на название, в ней нет ни грамма драгоценного металла: обедневший в XVI веке император Максимилиан велел изготовить медную черепицу и позолотить ее. Мир тут же облетела новость о богатстве правителя, и дела Максимилиана пошли в гору. Отличный маркетинговый ход – пример для подражания сегодняшним работникам туризма!

Летом расцветают, как альпийские армерии, дома в Инсбруке, фрески на обязательных эркерах. Гряда зданий – лавандовых, эдельвейсовых, розовых – тянется вдоль берега Инн. В июне река бурлит, несет обломки и горную пыль из-под талых снегов, грозится выйти из берегов. Но солнечный город спокоен. Грозную водную стихию Инн усмирили еще в XI веке, когда построили первый деревянный мост, открывший доступ в тирольскую столицу венецианским купцам. Усмиряют и сейчас. На набережной уже лежат красные надувные валики, которые сдержат воду в случае необходимости. У Тироля всегда в запасе подушки безопасности.

Мост в лето

Летнему Тиролю, по мнению участников саммита, не хватает двух «несущих столбов». Во-первых, пляжей. «У нас нет теплых озер, как в Каринтии, а россияне любят загорать и купаться. Будем думать», – говорит Андреас Крёлль. Во-вторых, прямых рейсов из Москвы в Инсбрук. Пока летом до Тироля можно добраться только через Мюнхен. Мы, к примеру, летели самолетом S7 Airlines. «Нужно хотя бы два-три перелета в неделю, причем, при поддержке властей и по цене, аналогичной мюнхенской. Уверен, рынок откликнется. Вот, в Бордо из Москвы недавно подняли рейс, так он сразу на 80% заполнился! Чем Тироль хуже?», – рассуждает Максим Приставко.

Лиза Гилле

Свежий номер