21.03.2016Немассовое Марокко
В прошлом году Королевство Марокко посетили 32 тысячи российских туристов, что на 7 тысяч меньше, чем в 2014-м, и на 20 тысяч меньше, чем в успешном 2013 году. В нынешнем году Министерство по туризму страны возлагает большие надежды на увеличение турпотока из России. На эту цель выделен бюджет порядка $2 млн, и запущен регулярный авиарейс.
Совсем недавно Министерством по туризму Марокко было принято решение признать Россию стратегическим и приоритетным рынком. В связи с этим примерно за месяц до начала чартерных рейсов будет начата массированная рекламная кампания. В первую очередь она будет направлена на распространение информации о туристических возможностях Королевства, которое еще пока плохо известно россиянам. Планируется также финансово поддержать российских туроператоров, частично оплачивая чартерные рейсы. Во время встреч в Москве в декабре 2015 года были проведены переговоры с представителями крупнейших российских компаний по организации чартерных цепочек.
Как свидетельствует статистика Министерства по туризму Марокко, в прошлом году страну посетили 10 млн иностранных туристов, из которых 3,5 млн граждане Франции. Российский турпоток планируется увеличить в 2016 году до 100 тысяч, а в течение трех лет число российских туристов должно вырасти до 300, а может, и до 400 тысяч в год.
По мнению генерального директора компании «Спейс Трэвел» Артура Мурадяна, цифра нереальная, учитывая сегодняшнее состояние экономики России и падение курса рубля. «На низкий сезон авиакомпания Royal Air Maroc, запустившая с 12 февраля регулярные рейсы по маршруту Москва — Касабланка, предлагает авиабилеты по €350–390, а на высокий — по €500–550. Получается, что недельный турпакет в Агадир на двоих обойдется в €1500, а это почти 140 тысяч рублей», — посетовал г-н Мурадян. По его мнению, стоимость авиабилетов на данном маршруте на регулярных рейсах должна быть не выше €300 в низкий сезон и €370 в высокий. Цену авиаперевозки можно немного уменьшить за счет организации чартерных рейсов. Но найдется не много туроператоров, которые готовы в столь сложное время вложить свои средства в чартерную цепочку. «Спейс Трэвел», который много лет назад запускал чартеры, сейчас не возьмет на себя подобный риск.
Возможно, на это отважится многопрофильный туроператор Anex Tour, который планирует с мая по сентябрь осуществлять один раз в неделю чартерный рейс из Москвы в Агадир на самолетах авиакомпании Azur Air. Но даже в этом случае ста тысяч россиян в Марокко не будет. Простой арифметический подсчет говорит, что при полной загрузке данного рейса (280 кресел в неделю) за пять месяцев (с мая по сентябрь) Марокко смогут посетить лишь 5600 человек. Прибавьте к этому тех, кто полетит на «регулярке» (три раза в неделю), — при самом благоприятном сценарии (полная загрузка в течение 11 месяцев) получается максимум 45 тысяч.
Между тем страна очень интересна как в экскурсионном плане, так и в плане пляжного туризма. Марокко омывают воды Атлантического океана и Средиземного моря. Общая протяженность морского побережья — 3400 км. Пляж Агадира, самого известного марокканского курорта, простирается на 10 км. В курортной зоне функционирует около ста отелей, множество ресторанчиков, предлагающих блюда как местной, так и иностранной кухни. Знатоки утверждают, что именно в Агадире самый большой в мире выбор блюд из сардин. Агадир — настоящая курортная столица Королевства. С наступлением лета сюда устремляются толпы любителей пляжного отдыха. В отличие от некоторых арабских стран, в Марокко лояльно относятся к алкоголю, употребляемому преимущественно иностранцами. Крепкие спиртные напитки продаются повсеместно и недорого, но лишь до 8 вечера. Туристам кроме моря и солнца предлагаются типичные восточные развлечения: катание на верблюдах и арабских скакунах, морская рыбалка, курение кальяна. Удачным будет и шопинг.
По мнению генерального директора компании «АртТур» Дмитрия Арутюнова, Марокко для наших соотечественников сейчас страна не массового, а индивидуального туризма. Туры туда по карману обеспеченным россиянам. «Мы планируем отправить в нынешнем году больше туристов в Марокко, чем годом ранее, но конечно же речь не идет о десятках тысяч», — заметил г-н Арутюнов. По его мнению, в дальнейшем на данном направлении, как и на многих других, доля массового туризма будет снижаться, а индивидуального расти.
Так считает и менеджер направления компании «Карлсон Туризм» Сергей Скобельцин. По его словам, Марокко популярно у индивидуалов. Их больше интересуют экскурсионные возможности государства, нежели пляжный отдых. В основном они едут в Марракеш за особой экзотикой, реже на море. Заказывают очень дорогие отели типа Mandarin Oriental, реже — риады, местные аутентичные мини-отели, популярные у дипломатов, политиков и бизнесменов, любящих уединение. Например, недавно именно в Марокко был замечен на отдыхе бывший мэр Москвы Юрий Лужков с семьей.
Федор Юрин