>  В Армению — загадать желание

16.02.2018В Армению — загадать желание

В Армению — загадать желание

© UNDP in Armenia

Зимой сразу несколько российских туроператоров начали продавать туры в Армению. Вот и наша редакция, придерживаясь тренда, продолжает серию репортажей о малоизвестных регионах этой страны. Сегодня речь пойдет о загадочных во всех смыслах местах.

Дорога, по которой мы едем из Еревана, постепенно обрамляется инеем, будто покрывается мехом, а вдали горы утеплились основательно — надели снежные шапки. По пути мелькают ельники. Вспоминаются старые мультфильмы про Новый год, сказочный лес Деда Мороза, исполнение желаний… Мы движемся на север Армении, в Лорийскую область. Автострада превращается в узкую крутую тропинку, джип скачет вверх и замирает над ущельем, у подножия каменистого холма. Это Ардви, первый пункт на нашем пути.

«Мы проложим здесь тропы для хайкинга: туристы смогут легко спускаться в ущелье и подниматься на холм. На вершине оборудуем смотровую площадку», — рассказывает моя сопровождающая Арминэ, представитель ПРООН — подразделения ООН, которое занимается развитием туризма в Армении. Превращение сел в привлекательные туристические объекты — суть проекта «Развитие интегрированного сельского туризма». Деревня Ардви именно такой объект, и весьма перспективный. Вокруг холмы и леса. Кое-где попадаются первые армянские каменные святыни — хачкары — с примитивными изображениями ангелов. Вот поросшее мхом древнее кладбище, на котором захоронены князья Калантаровы — по слухам, родственники министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. Ардви некогда вдохновила советского режиссера Сергея Параджанова создать фильм «Цвет граната», а его коллегу Генриха Маляна — «Мы и наши горы». Обе кинокартины культовые, об истории и культуре армянского народа.

«По преданию, гигантская змея захватила деревню. Семь последователей святого Иоанна Одзунского хотели избавить селян от монстра, но погибли. Тогда явился сам Иоанн, обратил змею в камень и повелел целебной воде течь по ее телу», — написано на плакате над ущельем. Действительно, на дне пропасти застыла змея, будто специально выложенная из камня, а из ее пасти бьет родник. Ловкачи и без палок для хайкинга спускаются вниз по откосу — так велико желание испить «живой воды». Говорят, святой Иоанн до сих пор следит за тем, чтобы источник сохранял свою чудодейственность.

Священник Иоанн Одзунский жил в Армении в начале VIII века. Как повествует легенда, он дослужился до высокого духовного чина католикоса и мог возглавить армянскую церковь, но отказался, выбрав путь монаха-подвижника. Заложил на холме в Ардви крошечный монастырь из горного камня и поселился в нем. Монастырь дожил до наших дней — полустертый временем, обточенный ветрами и снегами.

«Какие только истории об Иоанне не рассказывают в наших краях… Называли его Златоустым, потому что, когда он говорил, причем на разных языках, и пел псалмы собственного сочинения, словно золото разливалось вокруг. Как-то пришел сюда арабский эмир и надумал обратить армян в ислам. Иоанн стал просить встречи с ним. Эмир удивился: что за Златоустый напрашивается к нему в гости, уж не золото ли он прячет в бороде? Иоанн явился на встречу в лучшем своем платье, красивый, ухоженный. Увидел его эмир и сказал: «Вот какие у вас монахи! Народ бедствует, а ты золота на себя не жалеешь. Правда ли, что прячешь его в бороде?» Тогда распахнул Иоанн свою одежду, а под ней — вериги из жесткой козлиной шкуры и открытые раны. «При каждом моем движении козлиный ворс впивается в рану, и кровь стекает по моему телу. Поэтому я всегда помню о том, как тяжело моему народу», — ответил Иоанн. Это так потрясло эмира, что он собрал свою свиту и ушел прочь…» — поведал староста Ардви Самвел, пока мы, не менее потрясенные, пытались разглядеть ларец с мощами святого в полутьме, под низкими сводами монастыря. Сюда проникает лишь скупой солнечный луч из кривого оконца. Самвел говорит, что некоторые паломники ночуют прямо на полу, возле мощей — чудотворных, по мнению верующих.

Жители Ардви уверяют, что и надгробный памятник святому Иоанну обладает чудесной силой. Вот он, у входа в монастырь. Надо найти на каменной могильной плите гравировку в виде руки с посохом, положить сверху свою руку и подумать о сокровенном. Сделаем и мы так же…

Армяне вообще почитают прикосновения к камням. Не случайно, наверное, негласное название Армении — Страна камней. Именно камни приводят нас в следующий пункт — Ахпат, духовный центр Лорийского царства.

Легенда гласит, что в Х веке князь Ашот III из династии Багратидов задумал возвести монастырь вместе с сыновьями Смбатом и Кюрике, но перед началом работ между отцом и детьми будто возникла каменная стена: они перестали понимать друг друга. И Смбат с Кюрике занялись строительством самостоятельно. Когда княжичи вложили последние камни в суровые остроконечные башни, отчаявшийся Ашот дотронулся до монастырской стены и воскликнул: «Ах, пат!», что означало «Эх, стена!». В тот же момент сыновья помирились с отцом, а за монастырем закрепилось название Ахпат.

Стены Ахпата хранят много тайн и сказаний. Вот, к примеру, келья, где жил поэт и музыкант Саят-Нова. Его биография окутана туманом. По одной версии, на него прогневался царь Ираклий II и насильно постриг в монахи, по другой — Саят-Нова сам ушел в монастырь после смерти жены. Так или иначе, но последние годы жизни поэт провел в Ахпате.

«Мы планируем устроить в его келье «аттракцион» «Виртуальный Саят». Туристы наведут смартфон на специальный значок, и перед ними появится Саят-Нова, который сам расскажет свою историю, споет и сыграет на музыкальных инструментах», — рассказывает Арминэ.

Внешняя стена Ахпата тоже полна загадок. Например, по словам местных жителей, если пройти вдоль нее по узкому выступу, исполнится заветное желание (возможно, до нее и дотронулся князь Ашот, чтобы помириться с сыновьями). Поначалу стена кажется бесконечной, но через пару шагов ноги соскальзывают, а попытка удержаться пальцами за шершавые камни оказывается тщетной…

«Не расстраивайся, у нас тоже пока не получилось. Надо обязательно попробовать снова», — успокаивают меня сопровождающие. Видимо, небольшой отель «Ахпат» возле монастыря предназначен для тех, кто не намерен отступать. Но мы отказываемся от ночевки и ограничиваемся армянским кофе и сушеной мушмулой из заботливых рук хозяйки Флоры: нам пора ехать в соседнюю Тавушскую область, в еще один загадочный пункт — монастырь Агарцин.

Агарцин тоже окутан тайнами. Легенда гласит, что в названии монастыря лежит переиначенное слово «арцив» — «орел». По другому преданию, Агарцин происходит от слов «агар» — рысь и «цин» — родить, поскольку в этих краях издавна водилась рысь. Как на самом деле, наверно, не знает никто. В монастыре в XIII веке жил таинственный архимандрит и музыкант Хачатур Таронаци. О нем почти ничего неизвестно, кроме того, что в этих стенах он основал первую армянскую консерваторию и создал духовные песни — шараканы, в том числе «Тайну глубочайшую», которую по сей день поют на литургиях. Со времен Хачатура Таронаци стоит не менее таинственный хачкар, выточенный сиротами в благодарность Богу за то, что они нашли приют в монастыре. Крест на этом хачкаре не имеет четких очертаний, его перекладины будто выходят за пределы камня. Ничего подобного нет во всей Армении.

Что хотели сказать сироты? Вероятно, ответ хранил 800-летний монастырский дуб. Но пять лет назад в дерево попала молния и срезала крону. Рубить остаток дуба смотрители монастыря не стали. Более того, появилось поверье: хочешь, чтобы исполнилось желание, — пролезь сквозь отверстие в пне.

Опаленный дуб чернеет в сумерках. С трудом протискиваюсь сквозь узкий лаз. Интересно, сбылись ли чьи-нибудь мечты? Я вдруг вспомнила человека по имени Рубен. Говорят, он долго искал в горах древнюю крепость Зарнет. И нашел! Раскопал, расчистил и собирается водить на экскурсии туристов. Может, и он прошел такой же путь, как мы, прежде чем исполнилось его желание? Тогда сомнений нет — получится и у нас!

Лиза Гилле

Еще статьи из категории Страноведение