01.10.2012Египет: реабилитация
В сентябре у туроператоров появилась надежда, что египетское направление наконец-то на пути реабилитации. Поводом для оптимизма послужил всплеск интереса россиян, несмотря на ряд негативных событий, связанных с Египтом. Сможет ли страна достичь «дореволюционного» объема турпотока и когда?
Туристы готовы к Египту
Еще в августе участники рынка опасались худшего сценария: перестрелка на Синайском полуострове и ответный удар египтян, казалось, в очередной раз закрыли двери на любимые курорты наших соотечественников, в том числе в Шарм-эль-Шейх. Но многолетняя привязанность российских туристов к Египту победила.
«Мы видим, как с каждым днем спрос на направление восстанавливается, причем хорошими темпами, — говорит Анна Подгорная, генеральный директор «Пегас Туристик». — Все, что нам нужно, — уверенность в стабильности политической ситуации и возвращение сервиса на прежний высокий уровень». «Есть надежда, что в октябре продажи станут еще активнее, — подтверждает Исмаил Болюкбашы, коммерческий директор «НТК Интурист». — Что касается безопасности туристов, наша компания отвечает за своих клиентов, и мы не устаем повторять: на курортах все спокойно, нет никаких препятствий для полноценного отдыха». «Спрос пока не достиг докризисного уровня, но уже выше, чем год назад», — добавляет медиа-директор TEZ TOUR Роман Рыбаков. И еще один комментарий от Евгении Федоровой, PR-менеджера «Анекс Тур»: «На данный момент по сравнению с 2011 годом общий турпоток из РФ демонстрирует 45%-ный рост, а по сравнению с 2010-м можно говорить о том, что направление восстановилось, а турпоток вырос. Ожидаем к концу года дальнейший рост турпотока и стабилизацию в стране». У Ростуризма несколько иная статистика, основанная на предварительных данных Росстата: за первое полугодие 2012 года турпоток из России в Египет увеличился на 65%, составив 803 920 человек.
Что касается глубины продаж, то, по словам Исмаила Болюкбашы, в середине сентября заявки поступали самое позднее на середину октября. «Глубина продаж — две недели из Москвы, три-четыре недели из регионов», — вторит ему Евгения Федорова. С другой стороны, постепенно появляются бронирования на Новый год. По словам г-жи Федоровой, в середине сентября места на новогодние рейсы были распроданы на 50%. «Во многом этому способствует акция раннего бронирования, дающая скидки на наземное обслуживание до 20%», — объясняет представитель TEZ TOUR. Анна Подгорная добавляет к вышесказанному, что динамика положительная, в том числе поступают заявки на очень дорогие отели.
Хотельеры ведут себя осторожно. Многие проводят акции раннего бронирования, кое-кто присылает SPO. Но на снижение контрактных цен или предоставление ощутимых скидок хотельеры не идут. «Цены были заметно снижены только в начале летнего сезона, зимой, думаю, ничего подобного не будет», — говорит Исмаил Болюкбашы. Причина, видимо, в том, что специалисты по гостиничному бизнесу Египта пока надеются загрузиться, благодаря западноевропейскому рынку, к тому же, получив информацию от российских партнеров, что «дела пошли», не хотят прогадать. Мнения туроператоров на этот счет разные. Конечно, дополнительные «реверансы» от отелей помогли бы активировать продажи. С другой стороны, никто не хочет, чтобы получилось «дешево и сердито». «Египетские отели даже в критический момент, когда начался спад турпотоков со всего мира, не опускали цены ниже себестоимости. Я думаю, что это правильно. Иначе непременно пострадает сервис, так недолго и загубить продукт», — считает Анна Подгорная.
Без экскурсий, но с развлечениями
Заметим, спрос есть и на Хургаду, и на Шарм-эль-Шейх, хотя этот курорт еще недавно находился в центре военных действий. «Поток распределяется равномерно. Любители дайвинга и дискотек едут в Шарм-эль-Шейх, семьи с детьми отдают предпочтение Хургаде, так как на пляжах этого курорта более удобный заход в море», — говорит Исмаил Болюкбашы.
Многие участники рынка не исключают из своего ассортимента даже такие регионы, которые и раньше не были на пике популярности, например Дахаб (Синайский полуостров). «Мы постоянно там присутствуем. У этого направления — своя аудитория, туда едут в первую очередь дайверы, любители водного спорта. Но поскольку отельная база в Дахабе хорошо развита, там можно отдыхать и всей семьей. Это хороший вариант для разностороннего времяпрепровождения», — объясняет Анна Подгорная. Также «Пегас Туристик» отправляет своих клиентов в Табу, еще один курорт Синая, лежащий почти на самой границе с Израилем.
«Анекс Тур» тоже старается продвигать «альтернативный Египет», хотя и признает — спрос на него невысок. «Туры в Марса-Алам покупают в среднем 10% наших клиентов, Эль-Гуну — 3%, Сафагу — 1%, Сома-Бей — 2% (перелет до Хургады), Табу — 4%, Дахаб — 2%, Нувейбу — 1% (перелет до Шарм-эль-Шейха). При этом в Хургаду едут 35%, в Шарм-эль-Шейх — 42%», — констатирует Евгения Федорова.
Туроператоры не отрицают, что с экскурсионными программами пока придется повременить. «Мы не рекомендуем туристам выезжать за пределы курортов», — говорит Евгения Федорова. «МИД пока не снял ограничений на посещение Каира и Александрии. Но можно съездить в монастырь Св. Екатерины, на джип-сафари, морскую прогулку… В Египте немало развлечений», — резюмирует Анна Подгорная.
В TUI Russia & CIS считают, что акцент нужно делать на нестандартный сервис. Туроператор запустил в Египте новую программу — TUI Select. Это целый комплекс услуг, промотирующих направление и позволяющих TUI привлечь клиентов. «Важнейшая задача TUI в наступающем сезоне — повышение маржинальности направления. Новая концепция отдыха TUI Select — основной инструмент для решения этой задачи», — прокомментировала Наталья Новикова, руководитель PR-службы TUI Russia & CIS. Итак, россияне летят в Шарм-эль-Шейх на самолетах TUI, имея право провезти с собой 25 кг багажа вместо стандартных 20 кг, получают по бокалу шампанского. Затем заселяются в отель Concorde El Salam Front Area 5* в Шарм-эль-Шейхе, работающий по расширенной системе all inclusive (дополнительно включены тематические ужины с экзотической кухней и бесплатные ужины в ресторанах a la carte). Все желающие могут заказать пакет TUI Select Plus, в который, помимо всего перечисленного, входят цветы и фрукты по прибытии, массаж, сеанс игры в сквош или большой теннис, посещение сауны. Детей, как всегда, ждет клуб «TUI Тукан». При таком раскладе нет необходимости покидать территорию отеля.
У туроператоров «растут крылья»
Восстановление спроса вдохновило туроператоров на увеличение объемов перевозки в Египет. Некоторые заявили об очень смелых планах. Например, «Библио Глобус» намерен увеличить объем перевозки в 2,5 раза, поставив десятидневные цепочки в Хургаду на бортах «Трансаэро» из Нижнего Новгорода, Казани, Уфы, Новосибирска, Омска, Архангельска, Перми, Самары, Тюмени, Челябинска и других городов России. Всего их будет 14, в 2011 году было 11. Компания собирается перевезти на этих рейсах не менее 200 тысяч туристов.
«Пегас Туристик» тоже решился добавить бортов из регионов. Правда, Анна Подгорная подчеркивает, что туроператор увеличивает перевозку незначительно: «Значительно — это когда в два-три раза. А у нас — на 30% максимум». Самолеты «Пегас Туристик» полетят в Хургаду из 22 городов России, в Шарм-эль-Шейх — из 26. Также намечены рейсы в Марса-Алам. Партнерами по перевозке выступают Nord Wings и «Оренбургские авиалинии».
Региональная экспансия в планах и у TEZ TOUR, правда, на момент подготовки этого материала более точной информации не было. Представитель TEZ TOUR сообщил следующее: «По нашим оценкам, интерес к Египту в регионах возвращается активнее, чем в столице. В том числе это касается Самары, Казани, Екатеринбурга и Санкт-Петербурга». В Москве TEZ TOUR оставляет объем перевозки на прошлогоднем уровне, хотя в сентябре он меньше, чем год назад, а в октябре-ноябре — больше.
«Корал Трэвел» расширяет чартерную программу в Хургаду и Шарм-эль-Шейх примерно на 50%, в Марса-Алам из Москвы пока остается два рейса в неделю. Общее количество кресел должно достигнуть 430 тысяч за сезон. Помимо Москвы, будут вылеты из Санкт-Петербурга, Архангельска, Белгорода, Челябинска, Екатеринбурга, Калининграда, Казани, Кемерово, Краснодара, Красноярска, Минеральных Вод, Нижнего Новгорода, Нижнекамска, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Сыктывкара, Тюмени, Уфы, Волгограда. Из столицы туроператор предлагает перелеты на бортах «Трансаэро», «Аэрофлота», «Уральских авиалиний», Kolavia, «Татарстан» и Red Wings.
В «Анекс Тур» запланировано увеличение перевозки примерно на 10%, добавится новый город вылета в Хургаду — Минеральные Воды. Туроператор сотрудничает с «ЮТэйр», «Уральскими авиалиниями», «Трансаэро».
«НТК Интурист», напротив, пока сохраняет прошлогодние объемы, вылеты осуществляются на бортах «Трансаэро» и Red Wings. «Дальше будем ориентироваться на спрос», — объясняет Исмаил Болюкбашы.
Почти все игроки уверены, что заявленный объем перевозки можно считать сбалансированным и соответствующим спросу. «Борта грузятся на 100%», — отмечает Евгения Федорова. «Перевозка в балансе, никто не ставит неоправданных цепочек», — добавляет Анна Подгорная.
Единственный на глобусе
Что дальше? У правительства Египта далеко идущие планы. По данным местных СМИ, уже разработана программа развития туризма в стране, согласно которой до 2017 года Египет должен принимать не менее 30 млн иностранных путешественников в год и зарабатывать на инкаминге по крайней мере $25 млрд. Правда, непонятно, какую долю составит турпоток из России.
Что дальше? У правительства Египта далеко идущие планы. По данным местных СМИ, уже разработана программа развития туризма в стране, согласно которой до 2017 года Египет должен принимать не менее 30 млн иностранных путешественников в год и зарабатывать на инкаминге по крайней мере $25 млрд. Правда, непонятно, какую долю составит турпоток из России.
Туроператоры не замахиваются на миллионы, но считают, что египетское направление снова станет центром массового «паломничества» россиян уже ближайшей зимой. «Египту сложно подобрать альтернативу: лететь туда недалеко, визовый режим — облегченный, соотношение цена/качество идеальное. Я не вижу другой такой страны на глобусе», — подытожила Анна Подгорная.
Лиза Гилле