01.10.2008Египет идет на двухмиллионный рекорд
Египет по-прежнему остается важнейшим туристическим направлением для россиян. На рост турпотока из России вряд ли повлияют рост цен на авиатопливо и происшествия, имевшие место в последние месяцы. Альтернативы Египту как массовому зимнему пляжному направлению нет и не предвидится.
Египетские туристические власти публично заявляют, что надеются в предстоящем зимнем сезоне установить рекорд по количеству туристов из нашей страны. Глава управления по туризму Египта Амр Эль Заби, посетивший в конце сентября туристическую выставку «Отдых», рассказал журналистам, что интерес россиян к их стране стабильно растет из года в год и будет расти дальше.
«Последние четыре года больше всего туристов в Египет приезжает именно из России, это для нас наиболее динамично развивающийся рынок», — заявил г-н Эль Заби. Динамика российских прибытий действительно впечатляет. Если в 2005 году в Египте побывали 778 тысяч российских туристов, то всего за два года этот показатель практически удвоился — в прошлом году в Египте отдохнули 1,5 млн россиян, а количество совершенных в отелях ночевок перевалило за 14 млн (рост почти на 5 млн по сравнению с предыдущим годом). В текущем году, надеются египетские власти, число россиян, побывавших в их стране, превысит 2 млн человек.
«Судя по поступающим статистическим данным, темпы роста турпотока из России составляют 50%», — подчеркнул глава управления. По его словам, для такого скачка есть несколько веских причин. Во-первых, это бурное развитие новых курортных зон — в частности, к югу от Хургады, таких, как, например, Марса-Алам, где уже построен новый аэропорт. Во-вторых, снижается зависимость египетских курортов от сезона. Например, в этом году наибольшее увеличение количества туристов отмечено именно в летний период, а россияне среди этого потока дали самый большой прирост.
Действительно, египетская курортная индустрия — одна из самых динамично развивающихся в мире. Меньше чем за десять лет здесь произошло удвоение номерного фонда. Если в 1999 году в стране было всего 93 тысячи номеров в отелях, то теперь египетские гостиницы могут предложить более 191 тысячи номеров, а к концу года этот показатель превысит 200 тысяч.
Новые отели: специализация налицо
Самое масштабное гостиничное строительство сейчас ведется в новых курортных зонах юга страны — таких как Марса-Алам, Макади, Сома-Бэй, Эль-Гуна, Эль-Кусейр и других, а также на Синайском полуострове. Практически каждый год туристические власти Египта заявляют о планах освоения новой курортной зоны — преимущественно к югу от Хургады, но также и в других регионах страны.
Новая тенденция — появление специализированных гостиничных комплексов, которые могут предложить расширенный спектр услуг для определенной категории своих клиентов. Так, в конце текущего года на курорте Сома-Бэй, расположенном в 45 км к югу от Хургады, должна открыться гостиница The Breaker’s Diving and Surfing Lodge 4*. Это отель на 173 номера, который будет предназначен в первую очередь для поклонников активных видов отдыха на воде — серфингистов, кайтсерферов, любителей подводного плавания. Место для строительства отеля выбрано рядом с живописным коралловым рифом, так что, дайверам не придется отправляться далеко, чтобы полюбоваться красотами подводного мира. Стоит также добавить, что Сома-Бэй уже сейчас может похвастать другими уникальными услугами для туристов — здесь открылось гольф-поле на 18 лунок The Cascades, а также один из лучших на Ближнем Востоке центров талассотерапии Les Thermes Marins des Cascades.
«Пятизвездников» прибыло
Особенно много отелей было открыто в начале июня этого года, так как государство предоставляло до 8 июня налоговые льготы новым отелям. Большинству новых гостиничных комплексов присвоена категория 5*. Стоит отметить, например, появление в Хургаде и прилегающих к ней курортах пятизвездных гостиниц Premier Le Reve Hotel, Prima Life Soma Bay и Tropicana Sany Beach, а также двух гостиниц, относящихся к международным гостиничным цепочкам. Речь идет о гостиницах Marriott Old Palace и Kempinski Hotel Soma Bay. Еще два «пятизвездника» — Tropicana Sea Beach и Sunrise Tirana Aquapark — приняли первых посетителей в Шарм-эль-Шейхе. А в начале будущего года на этом курорте должна заработать гостиница Tiran Island Hotel 4*, рассчитанная на 600 номеров. Этот отель станет частью возводимого крупного гостиничного комплекса Corinthia Beach Resort. Следующим отелем этого комплекса станет Corinthia Hotel 5*, который должен открыться в конце будущего года.
Новые отели открылись и в преддверии осенне-зимнего сезона. Главным образом это также крупные гостиничные комплексы уровня 5*. Например, гостиница Albatros Palace Resort в 7 км от аэропорта Хургады располагает 620 номерами, а построенный через дорогу от него отель Albatros Aqua Vista Resort & SPA имеет 273 номера. Еще один новый отель Festival Le Jardin, принадлежащий известной гостиничной цепочке SunRise, находится в 20 км от Хургады и располагает 468 номерами. Бывший отель Al Mashrabia открылся после реконструкции под названием Pharao Hotels Al Mashrabia Hurghada 4*, он имеет 194 номера. Еще один новый отель этой же цепочки носит имя Pharao Hotels Waves Resort Beach.
На других курортах Красного моря также открываются новые гостиницы. После реконструкции открыт Zaafarana Hotel 4*, еще один отель под названием Premier Le Reve Hotel & SPA появился на новом курорте Саль-Хашиш в 28 км к югу от Хургады. На курорте Макади также возводятся новые гостиницы, одна из них — Stella Makadi Resort & SPA. Еще на одном новом курорте — Эль-Кусейр, в 50 км от Марса-Алама, открылись отели Utopia Pensee Royal Garden El Quseir и Utopia Beach Club El Quseir.
Стоит отметить, что новые курорты появляются не только на Красном море. Сейчас идет строительство нового курорта класса «люкс» в двух часах езды от египетской столицы, на побережье залива Сиди-Абдель-Рахман. Площадь курорта, который возводит известная девелоперская компания Emaar Properties, составит более 6,5 млн м2. В составе комплекса будут несколько пятизвездных гостиниц, гольф-поле, роскошный пляж и яхтенная марина, а также городок из частных вилл, дизайн некоторых из них осуществляет Джорджио Армани.
Туристов ждут на севере
По словам египетских властей, огромным потенциалом обладает север страны. Общая длина береговой линии Египта на Средиземном и Красном морях составляет 2,5 тыс. км, и значительная ее часть приходится как раз на северное побережье, но оно до сих пор слабо использовалось под туристические проекты. Впрочем, сейчас реализуется масштабная программа строительства новых отелей к западу от Александрии, вплоть до ливийской границы, а в городе Эль-Аламейн построен новый аэропорт. Еще один аэропорт, рассчитанный на прием самолетов с туристами, строится в районе города Мерса-Матрух.
В ближайших планах инвесторов — довести количество мест в современных гостиницах на «Египетской Ривьере» (как часто называют средиземноморское побережье страны) до 10 тысяч. Правительство страны готово компенсировать иностранным туроператорам издержки при запуске новых чартерных программ на средиземноморские курорты. Таким образом, Египет рассчитывает изменить имидж страны как в основном зимнего направления отдыха. Правда, пока российские игроки большого интереса к этим курортам не проявляют, в лучшем случае ограничиваясь однодневным посещением Александрии.
Комбинированные туры — хит сезона
Все больше туроператоров по Египту стремятся расширить спектр своих предложений за счет продажи комбинированных туров с посещением соседних стран. В турфирмах отмечают, что у туристов, посещающих Египет, растет интерес к поездкам в Израиль, что связано с отменой визового режима между Израилем и Россией. Также россиян (особенно тех, кто выбрал для отдыха Шарм-эль-Шейх и другие курорты Синайского полуострова) привлекает возможность увидеть достопримечательности Иордании. Вместе с тем прибавляются экскурсионные объекты в самом Египте. «В этом году мы заявили новые экскурсии в храм Хатхор в Дендере (в 60 км от Луксора), а также в иорданскую Петру и Иерусалим», — отмечает Марина Макаркова, PR-директор компании «Тез Тур». Большинство операторов также рады предложить поездки в соседние страны, тем более что до Израиля легко добраться на автобусе, а до Иордании — на самолете. Средняя стоимость однодневной безвизовой поездки в Израиль из Шарм-эль-Шейха составляет $200–220. Авиатур в Петру обойдется несколько дороже — примерно в $300–330. А двухдневный комбинированный тур Петра — Иерусалим с ночевкой в отеле 4* в Иордании можно приобрести за $400–420.
Что будет с ценами?
О том, насколько оптимистичные прогнозы египетских властей по глобальному росту турпотока из России будут отвечать реалиям жизни, пока судить сложно. Одним из решающих факторов, которым турист руководствуется при выборе тура, является цена. Сейчас понятно, что стоимость турпоездки в Египет по сравнению с прошлым зимним сезоном увеличится, причем довольно существенно — в среднем на 20–30%, в зависимости от конкретного курорта и уровня отеля. Чуть более высоким, чем в Хургаде, будет рост цен на отели Шарм-эль-Шейха. Другие египетские курорты, как бы ни стремились продвинуть их египетские власти, большим спросом на российском рынке пока не пользуются. Эксперты говорят, что в пиковые даты тур в Египет с проживанием в отеле 4* вряд ли будет стоить дешевле $1 тыс. В начале октября недельный тур на курорты в районе Хургады с трехзвездным размещением можно было приобрести примерно за $750–800, но отели классом выше предлагались по цене в районе $1000.
Новые виды туризма
Задача недавно одобренной новой стратегии развития туризма — довести количество туристов в Египте до 14 млн к 2011 году и до 25 млн к 2020 году. Однако простым увеличением числа гостиничных номеров этой цели не достигнуть. Поэтому новая стратегия предусматривает диверсификацию турпотока. Планируется, что при поддержке государства будут развиваться такие виды туризма, как приключенческие туры в пустыне, экотуризм, дайвинг-туры, путешествия на яхтах, круизы по Нилу, spa и оздоровительные программы, MICE-туризм и гольф-туризм. Работа в этом направлении уже ведется. Так, к будущему году в Египте будут открыты в общей сложности 29 гольф-полей, построенных по международным стандартам при участии известных зарубежных дизайнеров. Что касается активного туризма в пустыне, то сейчас при участии Egyptian Travel Agents’ Association идет процесс создания ассоциации по сохранению экологии пустынь. При содействии этой ассоциации будут развиваться новые направления активного отдыха — сафари на джипах, наблюдение за животными, путешествия по пустынным оазисам и другие.
Отдельное внимание планируется уделить дайвинг-туризму как одному из самых востребованных видов активного отдыха, для которого природа создала в стране практически идеальные условия. При содействии национальной организации дайвинга Egyptian Diving Chamber идет разработка новых положений о качестве и стандартах обслуживания дайверов. Новые стандарты обслуживания призваны покончить со случаями предоставления некачественных услуг в этой области. Параллельно в специализированной прессе пяти стран (включая, естественно, Россию) будет проведена рекламная кампания Египта как направления для дайвинг-туризма.
Не останется без поддержки государства и оздоровительный туризм. Сейчас создана государственная ассоциация spa & wellness (ESWA), основная функция которой будет заключаться в контроле за качеством услуг, предоставляемых на египетских курортах.
В ближайшее время должна измениться в лучшую сторону и транспортная инфраструктура, связанная с обслуживанием туристов. Сейчас строятся и реконструируются аэропорты в Каире, Шарм-эль-Шейхе, Асуане, Луксоре, Марса-Аламе, Мерса-Матрухе и Эль-Аламейне, то есть в большинстве мест, перспективных с точки зрения развития новых туристических проектов. Так, к концу года аэропорт Каира должен удвоить свою пропускную способность, что расширит возможности страны по обслуживанию туристов-экскурсантов. Новые аэропорты Луксора и Асуана сделают более доступными круизы по Нилу и исторические памятники, относящиеся к Всемирному наследию ЮНЕСКО. Важнейший для туристической отрасли Египта аэропорт Шарм-эль-Шейха должен после реконструкции обслуживать до 4 млн туристов в год. Сейчас аэропорт с трудом справляется с трехмиллионным турпотоком. В аэропорту Хургады начато строительство новой взлетно-посадочной полосы, что со временем позволит разгрузить существующую аэродромную инфраструктуру.
Что касается наземного транспорта, то из 9 тыс. водителей, занятых на туристических перевозках, уже не меньше 3 тыс. прошли обучение по новым стандартам. Кроме того, египетские власти для борьбы с нарушениями скоростного режима установили в туристических автобусах специальное контрольное оборудование, в том числе прибор, принудительно контролирующий скорость автобусов. Таким образом в Египте надеются покончить с автопроисшествиями с участием туристов, которые имели место из-за нарушения дорожных правил. Более того, власти уже заявили, что намерены создать лучшую на Ближнем Востоке школу обучения вождению туристических автобусов.
Улучшится ли сервис в египетских гостиницах?
Похоже, египетские власти всерьез отнеслись к многочисленным критическим замечаниям, которые в последние годы слышались в адрес ряда курортных гостиниц. В стране прошли масштабные проверки качества обслуживания и соответствия уровня сервиса заявленной звездности. Для этого был широко задействован метод «анонимного посетителя», когда проверяющий жил в отеле под видом обычного туриста. Параллельно при участии известных консалтинговых компаний и Egyptian Hotel Association была разработана новая классификация египетских отелей, призванная повысить качество обслуживания. Одной из составляющих новой классификации стало появление в Египте гостиниц, которым присвоена «экологическая звездность» по системе Green Star Hotels. В частности, почетное звание экологически чистых отелей уже получили четыре отеля нового курорта Эль-Гуна.
В рамках работы по улучшению сервиса около ста тысяч египетских гостиничных работников должны пройти курсы обучения и повышения квалификации, причем эта работа коснется практически всех профессий, так или иначе связанных с гостиничным бизнесом. Остается надеяться, что с помощью этих мер удастся избавиться не только от нареканий на низкое качество сервиса в отелях, но и от такой традиционной болезни египетских гостиниц, как овербукинг. В российских турфирмах, впрочем, уже говорят о переменах к лучшему. «Сейчас египетские отели намного осторожнее действуют при заключении контрактов. Это связано с тем, что государство взяло этот вопрос под жесткий контроль», — отмечает Иветта Вердиян, руководитель отдела рекламы компании «Анекс Тур».
На чем полетим?
Организация чартерных программ в Египет — вопрос в этом сезоне весьма непростой. За летний период расклад сил на чартерном рынке претерпел серьезные изменения. Как известно, с рынка уходит авиационный альянс AiRUnion, услугами которого пользовались многие туроператоры. Будет ли его авиапарк задействован в зимней перевозке, пока неизвестно. Во всяком случае, ряду туроператоров пришлось досрочно свернуть летние чартерные цепочки, в которых использовались самолеты авиакомпании «КрасЭйр». Вероятно, многое будет зависеть от того, насколько быстро самолеты альянса будут переданы авиакомпании «Атлант-Союз». Но эта передача связана с перебазировкой всего авиапарка из «Домодедово» во «Внуково», и как повлияет этот непростой в техническом плане переезд на функционирование перевозчика, пока также непонятно. Не стоит также забывать, что сам «Атлант-Союз» — крупнейший перевозчик на египетском рынке, где каждый год он задействует до семи 350-местных Ил-86, и любая нестандартная ситуация, связанная с интеграцией двух авиаперевозчиков, может негативно сказаться на рынке. Тем более что продолжающийся рост цен на авиационное топливо, скорее всего, заставит авиакомпанию еще больше увеличить стоимость своих услуг, поэтому есть риск, что традиционные партнеры авиакомпании постараются воспользоваться услугами других перевозчиков. Не следует также забывать, что представители Минтранса России неоднократно заявляли о намерении заменить шумные и неэкономичные Ил-86 на египетских маршрутах на другие, более современные воздушные суда.
Что касается новых игроков на рынке чартерных авиаперевозок в Египет, то они тоже есть. Так, авиакомпания GloBus заявила по две частоты в неделю в Хургаду и Шарм-эль-Шейх на самолетах Boeing 737-400 и Ил-86. Но GloBus лишь условно можно отнести к новым игрокам, это стопроцентная чартерная «дочка» авиакомпании S7 Airlines. А вот не так давно созданную авиакомпанию Red Wings вполне можно отнести к игрокам, которые способны отчасти потеснить старых. Эта авиакомпания использует российские самолеты Ту-204, новые и вполне комфортные, хотя по расходу топлива и отстающие от зарубежных аналогов.
Вряд ли объемы перевозки в Египет из Москвы существенно вырастут. Во всяком случае, в авиаброкерских компаниях отмечают, что заказов на перевозку не больше, чем в прошлом году. Объясняется это, по мнению экспертов, в первую очередь не слишком удачными итогами минувшего летнего сезона. Операторы стали осторожнее, да и продолжающийся рост цен на топливо сдерживает их амбиции. Зато из регионов чартерных программ станет несколько больше. Например, этой осенью впервые заявлены две чартерные программы авиакомпании S7 Airlines в Хургаду из Новосибирска на самолетах Airbus A310.
Впрочем, делая прогнозы на зиму, следует помнить, что альтернативы Египту по-прежнему не наблюдается. Прочие пляжные курорты, пригодные для морского отдыха в зимнее время (например, страны Юго-Восточной Азии, бассейна Индийского океана и Карибского региона), слишком удалены от Москвы, и отдых там в любом случае обойдется значительно дороже. Поэтому, судя по всему, массовому туристу зимой долго раздумывать над выбором не придется.
Максим Шандаров