01.12.2010Ноев ковчег ХХ века
Чтобы объехать весь мир, нужен подходящий транспорт. К примеру, дом на колесах. Это то, что нужно, чтобы отравиться в караванинг. Караванинг — это способ путешествовать туда, куда хочется, тогда, когда хочется, останавливаться там, где хочется и настолько, насколько хочется, с максимальным удобством
Американское понятие
Караванинг — путешествие в доме на колесах — происходит от английского caravan — «фургон, вагончик». Понятие-синоним «эрвинг» — от английского recreational vehicle (RVing) — транспортное средство, предназначенное для отдыха и развлечения. Третье слово, которым обозначается иногда этот вид туризма, — кемпинг, что происходит опять-таки от английского camping — «территория» (обычно на природе), предоставляющая площадки для временного нахождения домов на колёсах.
Почему все слова английского происхождения? Потому, что само понятие — американское. Прообразом современных домов на колесах можно считать фургоны первых переселенцев на Дикий Запад, «бороздившие» в XIX веке бескрайние просторы Америки. В Америке первопроходцем в этой отрасли автомобилестроения стала компания Ford, которая на базе модели T Ford в 20-х годах XX века создала несколько модификаций автодомов. В Европе официальной родиной домов на колёсах принято считать Германию: именно немецкая фирма Westafalia в 1935 году изготовила первую полноценную квартиру-фургон, то есть прицеп, а в 1951-м выпустила в продажу автомобиль, в котором под одной крышей оказались и мотор, и всё необходимое для жизни. Самой привлекательной чертой «чуда» инженерной мысли начала 50-х было то, что Volkswagen Transporter легко превращался на выходные в кемпер, а после — обратно в автомобиль; умывальник на боковой двери и трёхспальная кровать длиной 183 см придавали этому мотодому особый шик…
Постепенно дома на колесах стали появляться и в других европейских странах. И если сразу после войны основным спросом в Европе пользовались жилые прицепы, которые брались на прокат на выходные — так называемые «дачи на колёсах», то к 60-м годам, когда благосостояние людей улучшилось, более популярными стали домики на базе лёгких грузовиков, приобретаемые в собственность.
Компактные снаружи, комфортные внутри
В настоящее время развитие «Ноевых ковчегов ХХ века», как окрестили в наше время дома на колёсах, идёт по нескольким направлениям. Для людей состоятельных, любящих отдыхать с комфортом, а также для часто бывающих в командировках и испытывающих необходимость работать в дороге, выпускаются кемперы, мобильные и компактные снаружи, красивые и оснащённые всем необходимым внутри.
По внутреннему убранству автодома немногим отличаются от городских квартир — даже в небольших прицепах присутствуют все блага цивилизации: газовая плита, холодильник, душ, удобные кровати, оборудованная кухня, биотуалет, видео/аудиотехника, полки, стулья, столы и множество других полезных вещей. Что же до больших мотохаусов — тут фантазия конструкторов и дизайнеров не знает границ: натуральное дерево, шерстяные ковры и кожа здесь в порядке вещей. Второй этаж также является привычным атрибутом таких «особняков» на колесах, а большие багажные отделения позволяют «захватить» с собой любое снаряжение для активного отдыха: велосипеды, горные лыжи, каяки, серфы, даже мотоциклы и квадрациклы…
Караванинг имеет широкое распространение в мире, в первую очередь в Америке и Европе, что, конечно, связано с экономической стабильностью регионов, с состоянием дорог, с развитием дорожной инфраструктуры и технологии мобильных жилищ. Изначально на появление этого вида туризма в Европе повлияли желание населения выезжать по выходным из городов на природу, отсутствие дач, малые затраты на данный вид отдыха, а также правительственная поддержка. По данным Европейской федерации ассоциаций кемпингов и караван-стоянок (EFCO&HPA) сейчас на сектор кемпинга и караванинга каждый год приходится, в среднем, 22% всех отдыхающих в Европе.
Кемпинги в Европе есть везде, причём по своей организации — это не просто территория для ночлега проезжающих туристов. Сами европейцы проводят в кемпингах весь отпуск. В среднем в Западной и Восточной Европе насчитывается около 26 тысяч кемпингов, причём, по подсчетам экспертов Европейской федерации караванинга и Кафедры экономики и туризма университета в Мюнхене, оборот средств в индустрии кемпингов составляет в общей сложности примерно €12,6 млрд в год. Если к этому прибавить ещё затраты туристов, предпочитающих однодневные поездки и ночёвки на стоянках для автодомов, то к предыдущей цифре можно добавить ещё €3,33 млрд. Если же приплюсовать ещё оборот средств в отрасли продаж кемперов и дополнительного оборудования для домов на колёсах — €12,4 млрд, то цифра получается весомая: всего в отрасли караванинга в Европе товарооборот составляет €28,33 млрд. Иначе дела обстоят в нашей стране.
Российский «тест-драйв»
В свете повышенного интереса к этому новому для российских туристов виду отдыха Вторая международная бизнес-конференция «Развитие караванинга в России», прошедшая в Москве в октябре, стала шагом на пути освоения индустрии, возможно, одного из самых романтичных равно как и перспективных, направлений туризма. Конференция была организована Выставочной компанией MVК и ЗАО «Автокемпер» при содействии Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ и Федерального агентства по туризму.
В рамках конференции состоялись два круглых стола — «Государственная политика в сфере караванинга» и «Развитие караванинга в России», где обсуждались: законодательные проблемы, влияющие на ценовую политику дилеров производителей автодомов, а следовательно, необходимость формирования на государственном уровне программы развития и популяризации автотуризма в России. Также обсуждались сложности, связанные со строительством кемпингов, созданием их инвестиционной привлекательности как бизнес-объектов для малого предпринимательства; отсутствие инфраструктуры для автотуризма и предпосылок для её развития, то есть плохое состояние дорог, отсутствие придорожного сервиса, сложности подвода коммуникаций; необходимость создания единых стандартов для строительства кемпингов и инфраструктуры караванинга.
В рамках конференции для широкого круга посетителей в середине октября работала выставка домов на колесах Caravanex — 2010, где можно было увидеть 20 новых моделей автодомов эконом-класса, среднего ценового сегмента и премиум-класса российских и крупнейших европейских производителей Dethleffs, Carthago, Giottiline, Hobby, Adria, Euro Mobil. Отечественные производители представили автодом эконом-класса на базе шасси «ГАЗель-бизнес» — совместный продукт ООО «Автомеханический завод» и ООО «Кемпер-Сервис». Для представителей СМИ были организованы тест-драйвы домов на колёсах по территории парка «Сокольники».
Эта небольшая выставка стала анонсом будущей, более крупной, которая пройдёт 12–15 мая 2011 года в Москве, в выставочном комплексе «Сокольники» и будет называться Caravanex 2011. На ней все желающие смогут познакомиться не только с крупнейшими производителями домов на колёсах, но и с российскими компаниями, работающими в сфере караванинга, получат возможность узнать о кемпингах в России и Европе, о маршрутах путешествий, о тонкостях мобильного быта, новинках.
Анастасия Лазарева