01.11.2008Автопрокат как составная часть турбизнеса
Прокат автомобилей без водителя за рубежом, или rent-a-car, является сегодня одной из составляющих российского туристического бизнеса. В настоящее время большая часть турфирм, помогая клиенту арендовать автомобиль, делает это чаще всего в качестве дополнительного сервиса. Тем не менее автопрокат уверенно занял свою особую нишу в перечне услуг, необходимых путешественникам, и все больше компаний серьезно занимаются и продвигают его на рынке
Устойчивым, постоянно возрастающим спросом у россиян зарубежный автопрокат начал пользоваться последние лет пять. Прежде не только туристы, но и турфирмы относились к этой услуге достаточно сдержанно, и, соответственно, немногие компании на рынке ею занимались. Однако путешественники начинают все чаще обращаться в турагентские фирмы с просьбой помочь взять автомобиль напрокат. Их возросший интерес к этому виду тревел-сервиса не остался незамеченным. Ведущие зарубежные автокомпании стали открывать новые и расширять действующие представительства в России. И как нам сообщил директор по маркетингу российского представительства Hertz Виктор Андронов, в прошлом году — одном из самых успешных, спрос в компании на прокат за рубежом возрос на 25%, а в нынешнем году составляет 15–20%.
Популяризации автомобильной аренды во многом способствовало развитие за рубежом продаж через вебсайты, эту процедуру стали успешно осваивать и наши туристы. В то же время большое число путешественников попрежнему предпочитают обращаться в российские отделения западных компаний и агентские фирмы, которые, кстати, тоже предлагают бронирование на своих сайтах. К тому же в московских представительствах известных автопрокатных брендов и в брокерских компаниях нередко предлагают значительно более низкие тарифы, чем даже аренда автомобиля непосредственно на месте.
Продукт автопроката рассчитан в первую очередь на индивидуалов. Сейчас среди клиентуры компаний, действующих в нашей стране, немало деловых путешественников. А в последние годы уверенно растет число и обычных туристов, которые предпочитают перемещаться по интересующей их стране (странам) своим ходом. Требования к клиентам в прокатных фирмах во многом схожи. От них требуется наличие международных прав на управление автомобилем, возраст от 21 года, стаж вождения не менее года и кредитная карта. Аренда оплачивается в представительстве компании, на место заказчик выезжает со специальным ваучером, по которому и получает автомобиль. Единственное, что ему необходимо, — иметь опять же кредитку, на которой фирма блокирует франшизу и депозит за бензин.
Франшиза — определенная денежная сумма, в пределах которой клиент несет ответственность за ущерб или угон автомобиля, а остальные расходы, в случае необходимости, покрывает страховка. Размер франшизы зависит от страны пребывания, прокатной компании и, естественно, класса автомобиля. При этом на некоторые классы вводятся ограничения по возрасту и стажу вождения, что требует оформления дополнительного страхования. Составляет франшиза от €200–300 до €1000–1200. И если никаких происшествий зафиксировано не было, заблокированные на счету деньги без потерь возвращаются их владельцу.
Важно, что прокатные компании гарантируют не марку автомобиля, а его класс: размер кузова, коробку передач, наличие/отсутствие кондиционера. Строго определенную марку дорогого, как правило, автомобиля можно получить только у элитных прокатчиков, но это уже имеет другую цену. Как показывает практика, наши соотечественники берут напрокат в основном либо недорогие, либо, наоборот, дорогие автомобили, хотя, конечно, не забывают и о машинах среднего класса и даже микроавтобусах. Впрочем, многое тут зависит от того, где арендуется машина, а также от сезонности. К примеру, на дорогих курортах вроде Ниццы поступает немало заказов на элитные BMW и Mercedes. Зимой же на горнолыжных направлениях растет спрос на автомашины с кузовом «универсал». Небольшие экономичные автомобили наиболее востребованы летом, их, кстати, берут не только из-за малого расхода бензина, но также исходя из того, что гораздо проще найти место для парковки. Кроме того, возрастает всесезонный интерес к автоматическим коробкам передач, причем не только среди женщин-водителей, как было еще недавно.
Агентства, сотрудничающие с зарубежными прокатными или брокерскими компаниями, получают как минимум 10% комиссии с каждого клиента. С поставщиками услуг заключаются обычные агентские договоры. Кроме основного сервиса, фирмы предоставляют путешественникам и консультационные услуги по тарифам, типам автомобилей, пунктам проката, возможным маршрутам и прочим вопросам. Они объясняют, в том числе, как вести себя в случае автодорожного происшествия. Основная поддержка клиентов за рубежом — прокатный офис, с которым решаются все возникающие проблемы. Многие российские филиалы имеют телефон экстренной службы, на который нужно звонить в случае крайней необходимости.
У ведущих представителей зарубежного автопрокатного бизнеса в России насчитывается в среднем 200–300 активно работающих агентов и субагентов. Лидеры среди них бронируют ежемесячно по 15 и более автомобилей. Агенты прокатных компаний в большинстве своем работают в Москве и Подмосковье, а также Питере. Впрочем, все больше среди них становится и представителей крупных региональных центров — Екатеринбурга, Самары, Казани, Новосибирска, Челябинска. Однако по большому счету интерес основной массы российской провинции к этому сервису только просыпается. Потому сейчас прокатчики ведут с ними довольно активную работу: проводят рабочие встречи, презентации, семинары и workshops.
Среди направлений, где россияне предпочитают путешествовать на арендованных машинах, лидирует, естественно, Европа: круглогодично Франция, Италия, Германия, летом к ним добавляется Испания, а зимой Австрия и Швейцария. Из дальних направлений востребованы США и Южная Африка. При этом у каждой прокатной и агентской компании имеются и некоторые свои топовые страны. Так, в компании «Карлсон Туризм», сотрудничающей с брокерской фирмой Holiday autos, автомобили чаще всего заказывают в Италии — во многом благодаря тому, что она входит в число ведущих туроператоров по этой стране. Впрочем, чаще всего прокатные тарифы автокомпаний, если брать по странам, примерно одинаковы.
Ведущие автопрокатные и брокерские компании имеют филиалы и отделения во многих странах мира. Многие известные бренды действуют и в России: Hertz, Holiday autos, AVIS, Europcar и другие. Принципиально важно, что их парк состоит из машин, возраст которых, как правило, не превышает двух лет. И потому проблемы, касающиеся работы и уровня комфорта автомобиля, возникают крайне редко. Крупные автоброкеры, в свою очередь, представляют на рынке сразу несколько прокатных фирм. Причем за счет больших объемов продаж они получают от прокатчиков довольно привлекательные тарифы. Брокерские компании не оговаривают, какая именно фирма будет обслуживать клиента. Впрочем, для большинства потребителей имя автопрокатной компании особого значения не имеет, поскольку он получает по четко фиксированной цене автомобиль именно того класса, который и заказывал.
Иван Коблов