01.04.2008Автомобиль для отдыха
Как показывает практика, прокат автомобилей становится все более востребованной услугой у российских туристов. В основном эта услуга популярна в странах Западной Европы и Скандинавии. Российские турфирмы уже сейчас готовы предложить скидки на аренду автомобилей и даже бесплатное пользование машиной — при условии покупки у них проживания и перелета. Тем временем все больше российских туристов предпочитает самостоятельно бронировать автомобили для отдыха
Прокатные фирмы и агентства
В мире существуют сотни компаний, специализирующихся на сдаче в аренду автомобилей. Наиболее крупные и известные: Hertz, Avis, Sixt, Budget, Alamo, Europcar и некоторые другие. Среди прочих выделяется компания Hertz, которая является мировым лидером по числу автомобилей и станций аренды. Компания располагает парком в 650 тыс. автомобилей и владеет 7,7 тыс. станций аренды машин более чем в 145 странах мира. Ежегодно компания заключает около 25 млн договоров аренды, а также предоставляет много дополнительных услуг: например, сдает автомобили в лизинг или в долгосрочную аренду, управляет автопарками, а недавно даже стала сдавать в аренду грузовики. Впрочем, в тех странах, где наши туристы предпочитают брать в аренду машину (в первую очередь в Европе), Hertz имеет достаточно конкурентов с достойным парком машин.
Ведущие прокатные фирмы имеют свои представительства во всех крупных европейских аэропортах, что очень удобно для туристов из России: из кресла самолета можно почти сразу пересесть в кресло автомобиля. Однако при аренде машин следует иметь в виду, что сами прокатные фирмы далеко не всегда могут предложить минимальные тарифы. В бизнесе rent-a-car существует немало крупных агентств, предлагающих бронирование через Интернет (webcarhire, carrental и другие), которые выкупают у прокатных фирм квоты по оптовым ценам и поэтому могут предложить розничному клиенту скидку (хотя и небольшую). В России более популярны другие системы бронирования: в первую очередь Holiday Auto (его основным партнером в России является «Карлсон-Туризм») и Международный центр бронирования автомобилей Beres Multicars. «Мы предпочитаем бронировать через Beres, они удобны тем, что могут предложить варианты сразу по нескольким прокатным компаниям», — говорит Вадим Стахеев, старший менеджер компании «Планета-тур». По его словам, их компания имеет прямые контракты с Hertz, Avis и другими крупными прокатными фирмами, но каких-либо скидок они от этого не получают: «Чтобы добиться скидки, нужны большие объемы, а мы занимаемся в основном индивидуалами и таких объемов не имеем», — поясняет г-н Стахеев.
Правда, следует иметь в виду, что при отказе от забронированного через Интернет автомобиля или при изменении параметров заказа (например, сроков и класса машины) с клиента могут взять штраф. Причем если отказ от брони произошел менее чем за трое суток от предполагаемого начала поездки, штрафные санкции могут быть весьма внушительными.
Получи скидку на автомобиль в авиакомпании
Другой удобный вариант получить скидку на аренду машины — воспользоваться услугами авиакомпании, которая предлагает такую скидку в качестве бонуса к своему перелету. С развитием низкобюджетных авиаперевозок в Европе такая услуга становится все более популярной. Более того, на аренде машин через интернет-сайт той или иной авиакомпании можно заработать и другие бонусы. Например, авиакомпания Air Berlin, которая летает практически во все страны Европы и в США, при бронировании автомобиля у компании Hertz вместе с покупкой авиабилета предоставляет 10%-ную скидку на аренду машины в Дании, Швеции, ЮАР и США. Более того, каждый, кто воспользовался такой услугой, получает в подарок от авиакомпании 500 дополнительных бонусных миль. Еще один низкобюджетный перевозчик — испанская авиакомпания Clickair (оперирующая в летний период на линии Барселона — Москва), при аренде на их сайте Volkswagen Polo за €35 в сутки, предлагает дополнительные бесплатные опции при страховании машины. Следует также иметь в виду, что авиакомпании предпочитают давать на своих сайтах предложения от разных прокатных фирм, так что, всегда есть возможность сравнить цены у конкурентов. Правда, если водителю еще не исполнилось 25 лет, скорее всего, ему придется заплатить больше, чем более опытному шоферу.
Высоким сезоном в прокатных конторах считается лето (начиная с 1 июля) и новогодний период (обычно 15 декабря — 15 января). В остальное время ряд компаний предоставляет сезонные скидки на свои услуги. Например, в апреле—мае компания Hertz предоставляет скидку 10% при условии оплаты 3-дневной аренды. Другую скидку в этой компании можно получить, если заказать автомобиль на период, который включает ночь с субботы на воскресенье. Правда, эти скидки действительны обычно в межсезонье, а вот в период летних отпусков за арендованный автомобиль скорее всего придется платить по максимальной ставке — клиентов в этот период достаточно. Зато практически все международные прокатные компании имеют свои клубы лояльных клиентов, которые могут пользоваться определенными бонусами в любое время.
Бронирование автомобиля заранее через Интернет имеет и другие плюсы. Например, если в прокате не окажется на момент вашего приезда автомобиля заказанного класса, то фирма скорее всего предоставит клиенту автомобиль классом выше за те же деньги или же автомобиль с коробкой-автоматом (если заказана более дешевая «механика»). Следует также иметь в виду, что прокатные фирмы редко принимают заказы на конкретную марку автомобиля — они готовы гарантировать лишь класс машины. Исключение, как правило, составляют дорогие машины, за которые клиент платит более €1500 в неделю — представительские лимузины, спорткары, джипы. Кроме того, есть компании, специализирующиеся на прокате именно дорогих марок машин. Например, в Монако есть агентства, сдающие в аренду исключительно «Бентли», «Феррари», «Ламборджини» и «Астон-Мартины». Аренда «Феррари»–кабриолета обойдется в среднем в €1000 в день.
Российские туристы пересаживаются на автомобили
Российские турфирмы, следуя за растущим спросом, в последнее время также активно продвигают эту услугу. «Количество обращений по аренде автомобилей у нас растет приблизительно на 20% в год. Причем в последнее время автомобили часто берут напрокат туристы, выезжающие на горнолыжные курорты», — говорит Ирина Востружина, начальник транспортного отдела компании «Пак Групп».
Некоторые операторы, специализирующиеся на турах в Европу, даже создали специальные подразделения в своей структуре. Например, компания «Джет Трэвел» организовала специальный отдел JetCar, который имеет собственный сайт. Одно из любопытных предложений этого отдела: тур на 7 дней/6 ночей по Германии по принципу fly & drive с бесплатной арендой автомобиля Ford Focus. Например, тур за рулем арендованного автомобиля по маршруту Берлин — Гамбург — Бремен — Кёльн — Кобленц — Франкфурт — Нюрнберг — Мюнхен обойдется всего в €335 (это стоимость ночевок в двухместных номерах городских гостиниц уровня 3*), еще €165 придется заплатить за бензин. Кроме того, в турфирме нужно будет приобрести авиабилет на рейс низкобюджетного авиаперевозчика и оплатить визу. «Желающих приобрести такой тур в последнее время у нас немало. Причем клиент сам может выбирать маршрут и уровень проживания», — говорит Олег Ножичкин, начальник отдела аренды автомобилей «Джет Трэвел». По его словам, наибольший спрос на услугу rent-a-car наблюдается у туристов, отправляющихся в туры по Германии и другим странам Западной Европы — Франции, Швейцарии, Италии, Австрии. В меньшей степени эта услуга востребована в Чехии, Словении и других восточноевропейских государствах. В компании «Джаз-тур» говорят, что путешествия по типу fly & drive сейчас популярны у наших туристов, путешествующих по Швеции, Дании и Норвегии. Особенно востребованы такие поездки по маршрутам «Три скандинавские столицы», «Замки и поместья Дании» и «Фьорды Норвегии». Для индивидуальных туристов, отправляющихся в Исландию, аренды машин фактически не избежать — общественный транспорт там почти отсутствует.
Впрочем, некоторые эксперты говорят, что в последнее время в сфере rent-a-car наблюдаются те же тенденции, что и в области продажи авиабилетов, все больше клиентов предпочитают самостоятельно бронировать эту составляющую своей поездки и все меньше пользуются услугами турфирм. «Я не могу сказать, что количество бронирований автомобилей через нашу турфирму растет, скорее наоборот. Наши клиенты в большинстве своем имеют немалый опыт путешествий и в последнее время предпочитают сами бронировать автомобили, тем более что сейчас это труда не составляет», — отмечает Вадим Стахеев из «Планеты-тур».
Максим Шандаров