15.05.2015Скорректированная Италия
Меньше чартеров и больше бюджетного продукта — таков сегодняшний девиз туроператоров по Италии. Какие корректировки происходят на российском рынке, что ждут игроки от летнего сезона, читайте в обзоре корреспондента TTG Russia.
Перевозка с учетом обстоятельств
По прогнозам экспертов, спад российского турпотока в Италию в течение сезона составит 35–40%. В связи с этим участники рынка вынуждены корректировать полетные программы.
«Сейчас никто не хочет ставить много рейсов, все предпочитают объединяться и тем самым минимизировать возможные потери», — считает руководитель итальянского отдела DSBW Сергей Андреев. Президент «Натали Турс» Владимир Воробьев уточнил, что количество чартеров на российском рынке сократилось примерно в два раза. DSBW в этом сезоне обходится без чартеров — берет блоки на S7 Airlines в Неаполь, на «Уральских авиалиниях» — в Римини, на Alitalia — в Катанию, Рим, Милан. Правда, туроператор не исключает вероятности возобновить собственный рейс в Геную, если дела пойдут хорошо. «Пегас Туристик» отменил чартеры на Сардинию на бортах Nord Wind. Клиенты туроператора теперь летают в Италию регулярными рейсами.
Pac Group, как рассказал генеральный директор компании Илья Иткин, не планирует сдавать свои лидерские позиции на направлении, но и неоправданно рисковать не будет: «Часть программ реализуем на базе регулярных рейсов Alitalia, S7 Airlines, «Уральских авиалиний». В регионах проводим необходимую оптимизацию, но при этом сохраняем программы по субботам из Екатеринбурга, Краснодара, Ростова и Санкт-Петербурга в Римини». В Москве туроператор максимально сохранил полетную программу. «Летаем в Римини по средам и субботам, в Триест, Геную, Неаполь, Верону, Катанию и Кальяри по субботам, а в Пизу, Олбию и Рим по воскресеньям. С июня ставим дополнительную машину Москва — Римини, так как видим хороший спрос на направлении», — объяснил Илья Иткин.
TEZ Tour, по словам генерального директора компании Владимира Каганера, оставит рейсы из Москвы в Рим, Римини, Неаполь, Кальяри, Катанию в партнерстве с I Fly, Nord Star, «ВИМ Авиа», «Аэрофлотом». Собственные чартеры из Нижнего Новгорода, Казани, Новосибирска туроператор в этом году не планирует.
«Трансаэро Тур» уменьшает объем перевозки в Римини. «Но изменений в маршрутной сетке у нас не произошло: по-прежнему берем блоки в Римини, Милан, Рим, Венецию, а также в Катанию, Палермо, Неаполь», — сообщила директор по туризму Эльмира Латыпова.
Что предложить туристам в кризис
Помимо полетных программ, туроператорам пришлось «подогнать» под спрос турпакеты. Как заметил Владимир Каганер, «во главу угла клиенты сейчас ставят только одно — цену. Туристы, которые не готовы отказаться от поездок за границу, пересматривают бюджеты на отдых в сторону уменьшения: едут не в «пять звезд», а в «четыре», не на 2 недели, а на 10 дней, предпочитают оплачивать всё здесь, чтобы меньше тратить там».
Участники рынка видят выход не только в расширении списка бюджетных предложениях. Так, PАС Group помимо широкого ассортимента продукта эконом-сегмента пополнил список эксклюзивных объектов размещения и договорился с итальянскими партнерами о специальных условиях для россиян. «Все лето будет действовать акция «Дети отдыхают бесплатно» в гостиницах, где открыт наш клуб «ПАК ЛЕНД»: Grand Hotel Michelacci 4* и M Glamour Hotel 4* в регионе Габичче (перелет до Римини), а также в Club Valtur Parco Torre Chia 4* на Сардинии (перелет до Кальяри)», — рассказал Илья Иткин.
Внимание туроператоров сфокусировано на тех регионах, которые наверняка будут популярны. Безусловный лидер Римини, куда можно съездить на неделю за €300 (подобные предложения есть, например, у DANKO Travel Company). «Фаворитом россиян в сезоне2015» назвал Римини и Владимир Каганер. «Библио Глобус» тоже делает ставку на этот курорт. Новые программы туроператора, среди которых отдых в Римини и экскурсионные туры из этого города («Италия Классика», «Италия — Швейцария», «Италиссимо GIUSEPPE VERDI», «Италия Экономная», «Италия — Австрия», «Италия — Франция») строятся на базе рейсов «Трансаэро» по средам и субботам. Руководитель европейского отдела «Библио Глобус» Александра Михеева привела пример: «Тур «Италия Классика» включает групповой трансфер, экскурсию в Сан-Марино, размещение в Римини или окрестностях в первую ночь, затем переезд в Рим на две ночи, экскурсию в Ватикан, поездку во Флоренцию, две ночи в Монтекатини-Терме, ночь в Болонье, прогулку по Венеции. Заканчивается тур снова в Римини». У «Трансаэро Тур» появился новый экскурсионный маршрут «Римини — Рим — Бари».
Что еще пользуется спросом в кризис? Сергей Андреев отмечает, что это экскурсионные программы типа «Эмилия-Романья — Ломбардия», «Сокровища Италии: Лигурия, Ломбардия и Пьемонт». Эльмира Латыпова считает, что россиян интересуют сити-туры в Милан, Венецию и Рим и комбинированные поездки. Это, к примеру, экскурсионная программа «Классическая Италия» в сочетании с отдыхом в Тоскане, на курорте ЛидодиЕзоло или острове Искья, а также туры из серии «Милан + Лигурия» и «Милан + Лазурный Берег Франции». Кроме того, «Трансаэро Тур» рассчитывает на популярность выставки EXPO 2015 и стала официальным продавцом билетов на это мероприятие. Этот почетный статус получил и туроператор «Джет Тревел». Напомним, EXPO 2015 пройдет в Милане с 1 мая по 31 октября. По мнению Владимира Каганера, к хитам продаж можно отнести также туры на Сардинию и Сицилию, правда, по акциям раннего бронирования — с 20%ной скидкой.
Возможные осложнения
После всех корректировок продажи, по мнению участников рынка, нормализовались: предложение соответствует спросу. Тем не менее эксперты прогнозируют сложности. «Конечно, сезон будет интересным, но каким он окажется в итоге — довольно трудно сказать. Обострится борьба за клиента между отелями, авиакомпаниями и туроператорами», — высказал точку зрения Владимир Каганер. Дело в том, что цены напрямую от гостиниц и перевозчиков могут показаться туристам более привлекательными, чем от туроператоров. Представителям итальянской туриндустрии важно, чтобы россияне приехали, не имеет значения как — самостоятельно или через посредников. По данным ENIT, даже в 2014 году, когда начались экономические проблемы, траты российских отпускников в Италии выросли на 0,3% по сравнению с расходами за 2013 год и составили €997 млн. Число ночей, проведенных нашими соотечественниками в отелях страны, достигло 5 млн 489 тысяч — увеличилось на 5,1%.
Другая возможная сложность, по мнению Владимира Воробьева, — дефицит на российском рынке качественного итальянского продукта из-за увлечения туроператоров пакетами эконом-класса, их желания выиграть в конкурентной борьбе.
Представители туротрасли надеются на стабилизацию курса евро, тогда будет проще «играть» с ценами.
Лиза Гилле