>  Караваджо & Бернини в Музее Истории искусства Вены

15.07.2019Караваджо & Бернини в Музее Истории искусства Вены

Караваджо & Бернини в Музее Истории искусства Вены

Высвобождение чувств

Выставка представляет собой грандиозный зрелищный спектакль в стиле барокко в Музее истории искусств в Вене. Основу экспозиции составляют новаторские произведения художника Микеланджело Мериси да Караваджо (1571‒1610) и скульптора Джана Лоренцо Бернини (1598‒1680). Впервые работы двух протагонистов с мировыми именами, каждый из которых по-своему повлиял на формирование европейского искусства 17 века, представлены вместе на одной выставке. Между собой их связывает внимание к реалистичному изображению природы и пафоса великих чувств. Раскрытие и сценическое воплощение человеческих эмоций, как творческая задача барокко, и стали центральной темой выставки, объединившей – от Караваджо до Бернини – около 70 шедевров римской живописи и скульптуры.

Первая крупная выставка Караваджо/Бернини в Австрии

Несмотря на то, что Музей истории искусств располагает самой обширной и ценной коллекцией работ Караваджо и его последователей за пределами Италии, до сих пор в Австрии ни разу не проводилось выставки, посвящённой этому художнику и его времени. Здесь также едва ли можно было встретить произведения представителя более позднего поколения – скульптора Жана Лоренцо Бернини, чьё искусство также оказало влияние на австрийское барокко.

Выставка прослеживает феномен эпохи расцвета барокко и знакомит с новаторским искусством Рима того времени. К тому же, своеобразные способы самовыражения и нетрадиционный стиль жизни художника Караваджо и скульптора Бернини сами по себе часто становились в Риме поводом для сенсаций.

Рим в гостях у Вены

За короткое время Рим стал цветущим центром прогрессивных идей и изобретений. Внимание выставки сосредоточено на художественных потрясениях, происходивших в священном городе между 1600 и 1650 годами и имевших далеко идущие последствия по всей Европе. За эти десятилетия город стал местом притяжения для множества талантливых художников, приехавших из Флоренции, Неаполя и Ломбардии, а также из Франции, Германии, Фландрии и Нидерландов. Все они экспериментировали с новыми изобразительными темами и композиционными решениями. Так возникли картины, потрясающие своим драматизмом и страстью, изображающие эксцентричный динамизм и сильные эмоции, а также театрально поставленные цветовые решения. Своими жестами, выразительной мимикой и действиями герои картин демонстрируют сильные чувства. Эмоциональный контакт с публикой стал серьёзной творческой задачей. Не только в изобразительном искусстве, но и в поэзии, литературе, музыке и театральном искусстве эти четыре десятилетия с 1600 по 1650 годы можно считать моментом рождения искусства аффекта. Внезапный испуг, как, например, на картине Караваджо «Мальчик, которого укусила ящерица», свидетельствует о живом интересе к изображению сильных эмоций.

#barockstars

Для этой эпохи, позднее названной ранним барокко, характерна растущая готовность к сотрудничеству между художниками, например, создание совместной академии (Accademia di San Luca) и возникновение личных дружеских отношений. Художники и скульпторы вместе работали над оформлением дорогостоящих семейных часовен и больших галерей, в которых их работы дополняли и возвышали друг друга, и настолько тесно соприкасались, что границы между ними стирались. Это ещё одна черта искусства барокко: скульптуры проявляли буквально живописные качества, в то время как живопись, наоборот, могла мастерски воплотиться в скульптуру или архитектурное произведение.

Благодаря объединению живописи и скульптуры, выставка позволяет по-новому взглянуть на римский художественный пейзаж начала 17 века. Сопоставимого по богатству выбора выдающихся произведений этого периода за пределами Италии ещё не демонстрировалось. Главные произведения римского раннего барокко образовали уникальный художественный контекст, который впервые обращается к теме „Высвобождения чувств“ в качестве художественного вызова. В то же время он увлекает посетителей в путешествие по Вечному городу, где их сразу же захватывают эмоции Караваджо и Бернини, сопровождаемые творениями других мастеров: от художников Артемизии Джентилески, Аннибале Карраччи, Николя Пуссена, Маттиа Прети, Гвидо Рени и Пьетро да Кортона до скульпторов Франческо Мочи, Джулиано Финелли, Алессандро Альгарди и Франсуа Дюкенуа.

Шедевры

Помимо полотен из Музея истории искусств к экспонатам выставки относятся и другие ключевые работы Караваджо, например, «Нарцисс», «Мальчик, укушенный ящерицей», знаменитая картина «Иоанн Креститель» и «Портрет мальтийского рыцаря Антонио Мартелли». Из наследия Бернини в Вене можно увидеть «Медузу», модель «Слона с обелиском», бюст кардинала Ришелье, статуя Святого Себастьяна и модель скульптуры «Экстаз Святой Терезы Авильской». Также в Вену отправятся четыре маленькие, ранее никогда не экспонировавшиеся бронзовые головы, которые в своё время украшали карету архитектора и до сегодняшнего дня хранились у наследников Бернини. К другим хитам выставки относятся «Вифлеемское детоубийство» Гвидо Рени и обнаружившееся лишь в 2011 году произведение «Мария Магдалина» Артемизии Джентилески, единственной художницы, вошедшей в круг итальянских мастеров живописи начала 17 века. Впервые эта картина из частной коллекции будет показана публике во время выставки.

Экспонаты из мировых музеев и частных собраний

Произведения искусства для выставки предоставили, в том числе, художественный музей Rijksmuseum в Амстердаме, Музей искусств Метрополитен в Нью-Йорке, «Лувр» в Париже, Музей Уффици во Флоренции, лондонский Музей Виктории и Альберта, Национальная Галерея в Лондоне, «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге, Чикагский институт искусств, Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде, Государственные музеи Берлина, Музей Гетти в Лос-Анжелесе, Ватиканская пинакотека и частные коллекционеры.

Сотрудничество с музеем Rijksmuseum Amsterdam

Выставка организована в сотрудничестве с музеем Rijksmuseum Amsterdam, где она будет проходить с 14 февраля по 7 июня 2020 года.

В числе кураторов выставки - куратор секции южно-европейской барочной живописи Музея истории искусств Гудрун Свобода, директор картинной галереи Музея истории искусств Стефан Веппельманн, а также Фриц Шолтен, старший куратор секции скульптуры в музее Rijksmuseum.

Билет Timeslot-Ticket с указанием врмени посещения вне стандартных часов работы

Чтобы сделать осмотр выставки комфортнее, рекомендуем забронировать фиксированное время посещения. В этом случае вход на выставку возможен только во время забронированного временного интервала, при этом продолжительность пребывания на выставке не ограничена.

Кроме того, посетителям, например, с билетом Premium или Freitag-Abend-Special, будут предложены различные ваианты осмотра «Караваджо & Бернини». Чтобы дать посетителям Музея истории искусств больше времени для посещения специальной выставки, часы работы выставки увеличены: с 15.10.2019 до 19.1.2020 выставка работает по следующему расписанию - понедельник, вторник, среда и пятница с 9 до 18 часов, а также четверг, суббота и воскресенье с 9 до 21 часа.

Еще статьи из категории Новости