01.04.2011Комитет по туризму Москвы будет продвигать хостелы
Согласно международным рейтингам Москва является для туристов одним из самых дорогих городов мира. Об этом красноречиво говорят цены проживания в столичных отелях. Однако в столице можно найти и бюджетные варианты размещения. Дешевые гостиницы — весьма актуальная тема для города, считает председатель комитета по туризму Москвы Сергей Шпилько. Они позволяют развивать культурно-познавательный туризм, принимать в столице школьные и студенческие группы, которым не по карману проживание в дорогих отелях. Перспективам развития хостелов и была посвящена пресс3конференция в «Интерфаксе»
Председатель некоммерческого партнерства «Союз хостелов» Иван Ксенофонтов рассказал, что впервые они появились в Германии 100 лет назад. Современные хостелы предлагают проживание в комнатах, где могут размещаться от 2 до 10 человек. Кровати в них двухъярусные, кухня общая, есть бесплатный Интернет. Хостелы — это бюджетные гостиницы: стоимость размещения — €10–20 в сутки в Европе, $10–20 в США, 450–900 рублей в Москве, в высокий сезон до 1000 рублей.
Хостелы имеют три особенности: они находятся в центре городов, вблизи главных достопримечательностей, проживающие в них люди более активно общаются между собой, чем в обычных отелях, и живут они в хостелах дольше — неделями или даже месяцами. Клиентами таких гостиниц является не только молодежь, но и небогатые путешественники, семейные пары.
В Москве первые хостелы открылись 6 лет назад. В 2009 году появились 9 бюджетных отелей, в 2010-м — 14. По словам члена правления НП «Союз хостелов» Даниила Мишина, сейчас в столице работают 45 хостелов с общим номерным фондом 2300 мест. 99% из них находятся в ЦАО. Они могут размещаться в двух-трехкомнатных квартирах в жилом доме или нескольких квартирах, занимающих один или два этажа, а также в офисных зданиях. Сервис в московских хостелах соответствует международным стандартам. Соотношение российских и иностранных туристов — 50 на 50.
Руководители «Союза хостелов» заявляют, что в этом году в Москве появится еще несколько бюджетных гостиниц. Одна из них будет открыта в Столешниковом переулке. Хостел разместится в офисном здании, где займет один из этажей — 800 м2; в нем будет 120 мест. По мнению Даниила Мишина, чтобы открыть хостел, например, площадью 150 м2, и начать бизнес, нужен стартовый капитал в 1 млн рублей. Рентабельность при хорошем управлении может составить 50%.
«Мест в хостелах сегодня не хватает. Общая потребность Москвы — около 6900 мест,— говорит Даниил Мишин.— Но это консервативный взгляд. Если люди будут знать, что представляют собой хостелы, потребность в них вырастет в разы».
Санкт-Петербург по количеству хостелов и мест в них опережает Москву: в Северной столице их 52 на 2800 мест. Отставание Москвы по этому показателю, по мнению г-на Шпилько, объяснятся тем, что в Петербург приезжает больше туристов и возможностей там больше: в центре города множество зданий, пригодных для размещения хостелов.
В России сегодня насчитывается всего 120 хостелов, они разбросаны по 18 городам, среди которых Великий Новгород, Сочи, Екатеринбург, Суздаль и некоторые другие. В «Союз хостелов» входят только 15 из них. Руководители союза надеются, что до конца года к ним присоединятся и остальные российские хостелы.
По словам г-на Ксенофонтова, главная проблема хостелов — нерегулярность загрузки: летом мест не хватает, а зимой гостиницы простаивают. Другая проблема — несовершенство нормативной базы, что осложняет получение разрешения на открытие хостела в жилом доме. Например, требуется запасной выход. Но где его взять в жилом доме? Кадры — тоже узкое место. Как правило, в хостелах работают молодые люди, знающие иностранные языки. Для них это хорошая возможность овладеть ими в совершенстве.
Сергей Шпилько также сообщил, что комитет по туризму сделал запросы по московским административным округам с просьбой предоставить помещения под хостелы. Свои предложения дал только Зеленоград. «Возможности для взаимодействия с «Союзом хостелов» у нас большие, — сказал председатель Комитета по туризму. — Мы готовы оказывать помощь в продвижении на рынке и популяризации этих объектов размещения».
Владимир Савельев