01.10.2008Средневековая романтика разбавленная хорошим виски
Шотландия по-прежнему притягивает российских туристов. По словам туроператоров, работающих на британском рынке, от 30 до 50% наших туристов, посещающих эту страну, выделяют хотя бы несколько дней на визит в Шотландию. Главные популярные программы для россиян в этом краю — экскурсионные туры в Эдинбург, по старинным замкам с посещением хотя бы одной вискокурни. В последнее время растет спрос и на индивидуальные туры на арендованных автомобилях
Визовая проблема уходит в прошлое
До того как британские власти решили ввести новые правила получения виз, количество продаваемых туров с посещением Шотландии росло на глазах. Но по мере усложнения визовой процедуры туристы (прежде всего те, кто живет в удаленных от Москвы регионах) стали отказываться от идеи посетить Британские острова. «Это направление развивалось так бурно, что мы в прошлом году даже хотели ставить прямой рейс на Эдинбург из Москвы, но от этой идеи пришлось отказаться. Вопрос с визами тормозит развитие шотландского рынка», — говорит Мария Малышева, заместитель гендиректора компании Pac Group. Правда, добавляет она, сейчас лихорадить направление перестало, ситуация постепенно выправляется, рынок приспосабливается к новым условиям.
С этой оценкой согласны и другие эксперты. «Итоги летнего сезона показали, что кризис позади. Во многом ситуация улучшилась после открытия новых визовых центров в Ростове-на-Дону и Новосибирске. Но стоит отметить, что среди покупателей туров в Шотландию стало гораздо меньше жителей регионов, где британские визовые службы не представлены», — с сожалением отмечает Алла Касабиева, руководитель департамента туризма компании «Меридиан-Экспресс».
Этот факт подтверждают и другие эксперты. «В последнее время стало заметно меньше туристов из тех регионов, где нет британских визовых центров», — утверждает Екатерина Климова, старший менеджер по Великобритании компании BSI Group.
О выравнивании спроса на Шотландию говорят предварительные результаты продаж этого года. «В этом году мы запустили первый групповой тур «Шотландия + Лондон», который в летнее время выполнялся два раза в месяц. Сейчас мы превратили его в зимний вариант под названием «Столица шотландских королей». Вообще, практически половина отправляющихся в Британию туристов посещает Шотландию, а на ноябрьские каникулы у нас вообще продалось гораздо больше шотландских туров, чем поездок в Лондон», — утверждает Наталья Никольская, менеджер британского направления компании «Холидей-М». За последнее время поток туристов в Шотландию у компании вырос вдвое, уверяет она.
Замки, виски и озера
Шотландия в некотором смысле становится альтернативой Лондону. «Великобритания многие годы была очень традиционно представлена на рынке, многие программы по Лондону не менялись в течение десяти лет. Конечно, людям это стало надоедать, но они не знали, что еще можно посмотреть. А Шотландия — это как раз подходящее для россиян направление, там нашим туристам очень комфортно», — считает Наталья Никольская.
«У нас наибольшим спросом пользуется групповой тур Англия — Уэльс — Шотландия, но есть клиенты, которые летят прямо в Шотландию, даже в Лондоне не задерживаются. Причем среди них встречаются и те, кто вообще первый раз едет в Великобританию», — говорит Екатерина Климова из BSI Group.
По словам представителей турбизнеса, российских туристов по-прежнему привлекает в Шотландии средневековая романтика, чуть разбавленная хорошим виски. Эксперты признают, что многие клиенты турфирм уже не раз побывали в Лондоне и на юге страны, и теперь им хочется изведать новые места. Шотландия любителям Великобритании представляется одним из достойных вариантов продолжения знакомства со страной. «Наибольшим спросом пользуются туры по шотландским замкам с посещением вискокурен», — отмечает Алла Касабиева из «Меридиан-Экспресса». Велик интерес и к шотландской столице, столь богатой историческими и культурными достопримечательностями. «Наша новинка— групповые туры «Знакомство с Эдинбургом», «Литературный Эдинбург», мы впервые организуем такие туры в зимний период», — говорит Наталья Никольская из «Холидей-М».
Более дорогие поездки тоже пользуются возрастающим спросом. «В последнее время все чаще обеспеченные российские туристы прилетают к нам на private jets, заказывают вечеринки в шотландских замках. Появился и такой вид туризма, который я бы назвала промежуточным между индивидуальным и групповым, когда небольшая группа туристов путешествует по стране и останавливается пусть не в замках, но в хороших четырех-звездных гостиницах», — говорит Татьяна Данилова, представитель VisitScotland.
Что касается расселения туристов, то в турфирмах его стараются максимально разнообразить. При этом практически обязательным требованием при организации поездки в Шотландию стала хотя бы одна ночь в замке. Благо этот регион может предложить подобное размещение на разный кошелек — от фешенебельных замков с дворецкими до вполне доступных по цене среднему туристу.
Набирает популярность и такой вид туризма, как fly & drive. «У нас все больше клиентов, которые предпочитают путешествовать по Шотландии самостоятельно, на арендованных автомобилях. Конечно, этот вид туризма адресован обеспеченным клиентам, но зато позволяет более детально познакомиться со страной», — говорит Алла Касабиева. Такие клиенты обычно берут с собой лицензированного русскоязычного гида. О росте спроса на услуги русских гидов говорит и тот факт, что за последнее время их количество в Шотландии заметно возросло. «Еще пару лет назад на весь Эдинбург было всего три говорящих по-русски гида, имевших официальную лицензию. Теперь их стало заметно больше. Соответственно, нам стало проще работать», — отмечает Алла Касабиева.
Растет и востребованность индивидуальных тематических туров, таких, например, как рыболовные туры на шотландские озера или туры на лошадях с переходом от одной гостиницы до другой. А компания BSI Group предлагает, к примеру, виски-тур с посещением знаменитых среди знатоков этого напитка вискокурен Balvenie, Glenfiddich и Talisker и с проживанием в отеле Craigellachie, в баре которого предлагается около тысячи сортов виски. «Хотя этот тур достаточно дорогой, наши клиенты-мужчины периодически его заказывают», — отмечает Екатерина Климова.
Максим Шандаров