>  «Индивидуальный» Китай

19.11.2015«Индивидуальный» Китай

«Индивидуальный» Китай

Туризм в цифрах

Согласно китайской статистике, за 9 месяцев нынешнего года Китай посетили порядка 99 млн туристов, что почти на 4,5% больше, чем аналогичный показатель прошлого года. Правда, большая часть этих туристов приехали из Гонконга, Макао и с острова Тайвань. К примеру, только из Гонконга прибыли более 58 млн человек — это на 4,3% больше, чем в прошлом году. Но положительной статистикой могут порадовать далеко не все рынки. Так, число японских туристов в Поднебесной сократилось по сравнению с прошлым годом более чем на 7%. В целом из Европы в КНР прибыли за 9 месяцев этого года более 3,67 млн туристов, что почти на 12,7% меньше, чем за тот же период 2014 года. Китай посетили меньше британцев (на 2%), немцев и французов (почти на 4%). Но самое большое падение турпотока (на 29,4%) зафиксировано из России. За 9 месяцев в КНР побывали чуть более 1,12 млн российских граждан, из которых более половины (647 500) прибыли на автомобилях из приграничных российских регионов.

Зеркальные отношения

Зато заметно выросло число китайских туристов в нашей стране. Впервые за все время наблюдений турпоток из Китая вплотную подобрался к полумиллионной отметке. По данным Туристической ассоциации «Мир без границ», туристы из Китая совершили за 9 месяцев 2015 года 480 тысяч путешествий в Россию в рамках Соглашения о безвизовых групповых поездках. Наши соотечественники за это же время совершили порядка 184 тысяч турпоездок по «безвизовому» каналу, что на 60% меньше результатов аналогичного периода прошлого года (461 тысяча поездок). Исполнительный директор ассоциации «Мир без границ» Светлана Пятихатка отметила, что за три квартала 2015 года в нашу страну въехало почти в два раза больше «безвизовых» туристов из Китая, чем за аналогичный период прошлого года. Это связано не только с падением курса рубля, что, конечно, оказывает значительный эффект на рост въездного туризма, но и с увеличением числа туроператоров, имеющих право принимать безвизовые группы. К тому же на всех крупных выставках в Китае представители России рассказывают о достопримечательностях нашей страны, новых маршрутах и необычных вариантах отдыха, а в 2015 году состоялась серия roadshow, посвященных преимуществам безвизового российско-китайского туризма.

По традиции лидером по числу туристов из Китая остается Москва — более 215 тысяч безвизовых поездок совершили жители КНР с января по сентябрь 2015 года, что в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (106 тысяч поездок) и в 50 раз больше объема выездного турпотока из Москвы в КНР по безвизовому соглашению. По данным ассоциации, в рамках одной поездки туристы из Китая в 98% случаев посещают Москву и Санкт-Петербург. В Северной столице также наблюдается рост въездного турпотока из Поднебесной — с 29 тысяч за 9 месяцев 2014 года до 48 тысяч за тот же период 2015-го, а возможностью безвизового выезда в КНР воспользовались всего 135 петербуржцев. Вероятные причины тому как общее падение выездного турпотока из России, так и активизация индивидуального туризма. Значителен рост туристских прибытий из Китая и в Иркутской области — с почти 10 тысяч в прошлом году до 15 тысяч в нынешнем. Туроператоры — участники ассоциации «Мир без границ» отмечают растущую заинтересованность жителей Китая в отдыхе на Байкале, подчеркивая рост популярности экотуризма в Поднебесной.

Новые возможности

Приспосабливаясь к этой ситуации, некоторые российские туроператоры, занимавшиеся ранее отправкой россиян в КНР, начали активно заниматься и приемом китайцев, к примеру, компания China Travel, которая давно и успешно принимает иностранных туристов в России. По словам исполнительного директора компании Анастасии Витушинской, в этом году со стороны китайцев увеличился спрос на короткие (до 5 дней) туры в Россию. Правда, в основном эти туристы летят в нашу страну за покупками: из-за падения курса рубля многие товары можно купить в России за рубли и гораздо дешевле, чем в Европе или самом Китае. Речь идет в первую очередь о ювелирных украшениях, швейцарских часах, изделиях из золота и товарах известных брендов.

Растущий поток из Поднебесной вынудил китайские авиакомпании увеличить частоту своих рейсов. Это сделали практически все китайские перевозчики, осуществляющие перелеты между нашими странами. Появились в нынешнем году и новые рейсы. Так, авиакомпания «Сычуаньские авиалинии» выполняла до конца октября еженедельные вылеты в Москву из Чэнду, столицы провинции Сычуань, а China Eastern дважды в неделю осуществляла рейсы по маршруту Сиань — Москва — Сиань. Эти перелеты позволили нашим компаниям добавить к традиционным турам новые — с посещением древнего китайского города Сианя, где находится знаменитая Терракотовая армия, а также Лояна, в окрестностях которого расположены Лунные гроты Лунмэнь с более чем 100 тысячами статуй Будды. Самым главным достижением для туркомпании г-жа Витушинская считает сохранение групповых туров в Китай, что в условиях кризиса и падения выездного российского потока можно считать большой удачей. Если пару лет назад компания отправляла еженедельно по две группы по различным экскурсионным маршрутам, то в нынешнем такую группу удается набрать раз в две недели. Сильнее всего (по некоторым данным, на 90%) упал российский турпоток на остров Хайнань, где для россиян все стало дорого. К тому же туда летала авиакомпания «Трансаэро», прекратившая свою работу в конце октября. Зато увеличилось число россиян, отправляющихся в Китай на лечение, так что российские туроператоры выступили с инициативой разрешить безвизовым группам въезд не на 14, а на 21 день, что является оптимальным сроком пребывания в санатории, а группой считать не пять и более, а трех человек. Китайцы также хотят для своих граждан подобных нововведений.

В Китай по делам

По словам главы департамента Китая компании «Квинта Тур» Юлии Фрундиной, в 2014–2015 годах упал почти до нуля поток россиян на остров Хайнань. Ушел с рынка один из основных туроператоров на данном направлении «Южный Крест», прекратила свою деятельность «Трансаэро», осуществляющая основную долю бюджетной авиаперевозки на этот остров. «Мы отправляем индивидуалов по запросу на Хайнань на регулярных рейсах через Гонконг или Шанхай, но их очень мало», — рассказала г-жа Фрундина. Если пару лет назад даже в период новогодних праздников на острове можно было отдохнуть неделю за 30–35 тысяч рублей, то теперь этот же тур обойдется в 60–65 тысяч — это слишком дорого для «бюджетного» туриста, который в поисках более дешевого отдыха нацеливается на Камбоджу, Таиланд и Вьетнам. По этой же причине плохо набираются и экскурсионные группы. Правда, сохраняется поток MICE-туристов. Россияне, к примеру, посещают ярмарки и выставки в Гуанджоу или косметологическую выставку в Гонконге.

Об устойчивом росте интереса к деловому туризму в Китае рассказал и Александр Туголуков, президент компании «Библио Глобус», которая отправляет наших соотечественников, например, в Гуанджоу, столицу южной провинции Гуандун, где проводится множество деловых мероприятий: выставка цифровых принтеров, упаковки для химической промышленности и другие. Организует данный многопрофильный туроператор и отдых на острове Хайнань. В ноябре такой десятидневный тур с проживанием в отеле 3 звезды на базе завтраков и с перелетом авиакомпанией China Eastern обойдется на двоих более чем в 122 тысячи рублей. Летят в основном индивидуалы, как и в оздоровительные туры на Хайнань или в город Далянь, где сосредоточено немало лечебных учреждений. К примеру, здесь находится военный госпиталь, предназначенный для лечения высшего командного состава армии КНР, целое крыло этого госпиталя теперь принимает пациентов из России, в основном с Дальнего Востока и из Сибири.

Как заметил генеральный директор туркомпании «Чайна Тур энд Бизнес Трэвел» Сергей Джан Ша, россияне будут продолжать посещать Юго-Восточную Азию и Китай, где хотельеры и авиакомпании идут навстречу, предлагая различные бонусы. На данном направлении тяжело сейчас набирать большие группы, традиционно ездящие по экскурсионным маршрутам, но индивидуалы и небольшие семейные группы остаются. К сожалению, идет снижение в сегменте корпоративного туризма. Многим корпорантам не компенсируют поездки за рубеж, как было раньше, ориентируя их на отдых в России. Зато заметно больше стало китайских туристов, которым сейчас в России отдыхать выгодно, и данный туроператор всерьез задумывается о возможности организации их приема, чем раньше не занимался. Россияне по-прежнему будут посещать Китай с лечебными целями, они интересуются китайской народной медициной. А вот отдых на Хайнане у клиентов данного туроператора практически не востребован — слишком дорого он обходится по сравнению с соседними Вьетнамом и Таиландом. Вероятно, именно поэтому один из лидеров туротрасли России, многопрофильный туроператор «Пегас Туристик» в нынешнем году снял свои рейсы из Москвы, Новосибирска и других российских городов в Санью, основной курорт острова Хайнань. По словам генерального директора компании Анны Подгорной, «Пегас» может отправить своих клиентов на Хайнань на рейсах других авиаперевозчиков, под запрос. Сейчас из-за дороговизны отдых здесь мало востребован, поэтому не имеет смысла ставить чартерные рейсы в Санью. Шоп-туризм из России в Китай, по словам участников рынка, практически перестал существовать, так как китайские товары сейчас выгоднее и дешевле покупать в России.

Федор Юрин

 

Еще статьи из категории Страноведение