15.11.2016Китай в перспективе
Согласно статистике, российский турпоток в Китай в прошлом году заметно снизился по сравнению с 2014-м и тем более с вполне благоприятным для туризма 2013 годом. В нынешнем году, благодаря частичной стабилизации рубля, турпоток понемногу начал восстанавливаться, считают представители российских компаний, предлагающих туры в Поднебесную империю.
«Нам удалось во времена кризиса сохранить самое главное — групповые туры в Китай, что было совсем непросто, учитывая резкое падение доходов наших клиентов», — заявила исполнительный директор компании China Travel Анастасия Витушинская. По ее словам, если в прошлом году группы в самые популярные экскурсионные туры отправлялись раз в две недели, то в нынешнем небольшие группы (12–16 человек) набираются с частотой раз в неделю. Наиболее востребованы недельные программы в Пекин (от $920) либо «Гранд Тур» с посещением Пекина, Шанхая и Сианя, в окрестностях которого можно увидеть знаменитую «Терракотовую армию». Определенной популярностью пользуются и туры в провинцию Хунань, где находятся горы Чжанцзяцзе, в которых снимался знаменитый кинофильм Джеймса Кэмерона «Аватар».
Из новинок нынешнего года можно отметить регулярные туры в провинцию Сычуань, которая славится заповедниками панд, гигантской статуей сидящего Будды, особой кухней и природными национальными парками Хуанлун, где интересны карстовые озера, и Джуджайгоу с удивительными многоуровневыми водопадами. Подобные туры стали возможны благодаря прямому рейсу из Москвы в Чэнду, столицу провинции, которые осуществляет три раза в неделю авиакомпания «Сычуаньские авиалинии». Рейс оказался настолько востребованным, что данный авиаперевозчик решил продлить его и на зимний период, уменьшив на одну частоту. Именно благодаря данному рейсу туроператоры предлагают россиянам комбинированный тур, сочетающий недолгое пребывание в провинции Сычуань с комфортным отдыхом на острове Хайнань, самом известном морском курорте страны. 14-дневный турпакет предлагается по цене от $1155. Благодаря усилившейся рекламе острова, популярность отдыха на Хайнане вновь стала расти. Ей способствуют и прямые чартерные рейсы, которые в нынешнем году открыли или продолжили российские туроператоры.
Речь идет о рейсе (два раза в неделю через Новосибирск) компании «Русь Тур» на самолетах UTair и чартерной цепочке многопрофильного туроператора ANEX Tour — два раза в неделю на лайнерах авиакомпании Azur Air из Москвы и один раз в неделю из Екатеринбурга. Китай, по словам заместителя генерального директора ANEX Tour Яны Смирновой, новинка для данного туроператора. ANEX Tour впервые вышел на китайское направление и сразу же предложил отдых на острове Хайнань, популярность которого последние годы упала. В туркомпании утверждают, что туры на остров бронируются неплохо и с хорошей глубиной.
Что касается компании «Русь Тур», то в дополнение к рейсу из Москвы она поставила еженедельные рейсы на Хайнань из Красноярска (с августа) и Новосибирска (с сентября) с помощью авиакомпании NordStar. По словам начальника отдела маркетинга компании Ирины Телегиной, в нынешнем году наблюдается заметный рост популярности отдыха на Хайнане, а потому компания решила с февраля увеличить частоту чартерных рейсов до двух в неделю, что позволит предлагать туры разной длительности. Особой популярностью пользуется отдых в недорогих гостиницах, расположенных в бухте Дадунхай. Эта бухта находится в городской черте, что очень удобно для отдыхающих, которые могут совмещать пляжный отдых с посещением местных магазинов и рынков. Менее востребована удаленная от Санья бухта Ялунвань. Здесь отели выше классом, развлечений меньше, и отдых доступен по цене далеко не всем нашим соотечественникам. Глубина бронирования составляет от двух месяцев: еще в октябре появились запросы на период приближающихся новогодних праздников и январских каникул.
Однако выход на Хайнань еще одного крупного туроператора (ANEX Tour) не радует представителей других компаний, занимающихся Китаем не один десяток лет. По мнению президента Русско-Китайского клуба и владельца компании China Tour & Business Travel Сергея Джан-Ша, перевозки на направлении Москва — Хайнань слишком много, учитывая регулярные рейсы некоторых китайских авиакомпаний. Клиентов может не хватить на всех, возможен и демпинг, который имел уже место несколько лет назад. Это при том, что в компании фиксируют рост спроса на туры на остров. Там также отмечают, что клиенты заказывают сейчас самые экономичные туры: если в 2014 году за недельный тур по Китаю туристы выкладывали по $1600, то в нынешнем эти же люди готовы потратить не более $1000.
В следующем году наши соотечественники, возможно, смогут открыть для себя одну из любопытнейших провинций Китая Юннань. Здесь проживают национальные меньшинства, находится множество природных памятников и город Лицзян, входящий в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно здесь расположен горный массив Шангри-Ла, воспетый в мифах и сказаниях как страна абсолютной гармонии и счастья. Провинция станет доступнее благодаря прямому авиарейсу из Москвы в Куньмин, столицу Юннани, который планирует открыть с марта 2017 года авиакомпания China Eastern. Если это произойдет, то наши туроператоры наверняка начнут предлагать туры в этот интереснейший уголок Поднебесной империи.
Федор Юрин
Мнение эксперта
В настоящее время китайско-российские отношения переживают очень благоприятный период. Стремительно растет турпоток между нашими странами. Своим мнением по этим вопросам с читателями делится новый руководитель Представительства Государственного управления по делам туризма КНР в РФ Чжао Хунцин: «В течение последних лет туристические связи между Китаем и Россией непрерывно развивались и совершенствовались. Турпоток между двумя странами демонстрирует высокий рост. Практическое сотрудничество в сфере туризма постоянно углубляется, а рыночный потенциал раскрывается в полной мере. Результаты туристического сотрудничества наших стран становятся новым важным направлением стратегического партнерства Китая и России, а также ускорителем и усилителем гуманитарных обменов и торгово-экономического взаимодействия.
Масштаб туристического рынка Китая стабильно расширяется. Туризм стал одной из стратегических областей национальной экономики. За первое полугодие 2016 года доход Китая от международного туризма достиг $57 млрд. Количество китайских туристов, выехавших в другие страны, составило 59 млн человек. По предварительным подсчетам, во второй половине текущего года количество китайских туристов за границей вырастет до 62 млн человек, а общее количество выехавших за рубеж граждан КНР составит 120 млн. Китай держит мировое первенство по тратам туристов за рубежом, а также сохраняет статус крупнейшего рынка внутреннего туризма.
В течение последних лет туристические ведомства Китая и России оказывают поддержку друг другу, а участники турбизнеса двух стран тесно взаимодействуют между собой. За последние два года было проведено более 30 только межправительственных мероприятий по сотрудничеству и обменам в области туризма между нашими странами. В особенности стоит отметить подписание «Меморандума о реализации плана совместных действий Федерального агентства по туризму (Российская Федерация) и Государственного управления по делам туризма Китайской Народной Республики по дальнейшему расширению сотрудничества в сфере туризма на период 2016–2017 годов». В то же время Государственное управление по делам туризма КНР и Федеральное агентство по туризму РФ прилагают все возможные усилия для создания более комфортных и гостеприимных условий для туристов двух стран. Особенно активно ведется обсуждение поправок к «Межправительственному соглашению о безвизовых групповых туристических поездках» о снижении количества человек в группе и увеличении срока пребывания, что упростит путешествия.
«Красный туризм», туризм по Великому шелковому пути и по Великому чайному пути становятся новыми точками роста сотрудничества в сфере туризма между Китаем и Россией. Это очень важно для расширения двухсторонних связей.
Китай и Россия — граничащие друг с другом страны, добрые соседи, надежные партнеры и хорошие друзья. Конфуций говорил: «Разве не радостно встретить друга, прибывшего издалека?» Предлагаю россиянам активно путешествовать по Китаю. Они не будут разочарованы увиденным!»