15.08.2017Туризм по сценарию
Представители компании Amadeus и консалтингового агентства A.T. Kearney вместе с руководителями крупнейших IT и туристических фирм составили четыре сценария развития мировой туриндустрии в ближайшие 5–7 лет. Проект называется «Что если? Представляя себе будущее туриндустрии».
Первый сценарий — «Пикассо». По мнению авторов исследования, этот вариант напоминает кубические картины испанского художника. Согласно сценарию, развивается национализм: Европа борется с иммигрантами, США собираются строить стену на границе с Мексикой. Мир «раскалывается», усиливаются требования безопасности. Невозможно свободно ездить из страны в страну. Эти факторы тормозят развитие глобальных информационных систем. Тем не менее экономическая ситуация в мире улучшается, доход туристов растет, и они тяготеют к индивидуальным, «персонализированным» путешествиям. Соответственно, нужны приложения для индивидуалов из серии «собери себе тур — забронируй на одной странице билет, отель, трансфер». Крепнет конкуренция между туроператорами, у которых свои онлайнизобретения для клиентов, авиакомпаниями, в чьих интересах продать не только места в самолетах, но и сопутствующие туруслуги, и независимыми разработчиками платформ бронирования в Интернете. Крупные международные IT-компании зарабатывают на том, что помогают желающим создавать приложения для туристов.
Второй сценарий — «Дали». Это наименее реальный вариант, как и сюжеты художника-сюрреалиста. Экономическая ситуация налаживается, туристы предпочитают исключительно индивидуальные поездки. Границы между государствами упразднены. Правительства всех стран мира договариваются о свободной торговле. Персональные данные в открытом доступе, вплоть до содержимого холодильников. Каждый человек получает частные предложения и оповещения от магазинов, авиакомпаний, отелей. В аэропортах пассажиров встречают «беспилотные» автомобили, которые уже знают, куда надо ехать. А мобильное приложение оперативно переводит информацию с любого иностранного языка на язык туриста. Путешествия становятся быстрыми, недорогими и безопасными. Это эра IT-гигантов, вроде Google, в руках которых соцсети или мессенджеры, а значит, огромная база данных людей. Подобные компании «подгребают» под себя всех, кому нужен доступ к клиентам, включая авиакомпании, туроператоров, турагентства и «мелкие» платформы онлайн-бронирования.
Третий сценарий — «Босх». Самый мрачный расклад в стиле Иеронима Босха, который видел мир без прикрас. Наступает глобальный кризис, снижается доход населения всех стран. Туристы не могут позволить себе индивидуальные поездки и выбирают дешевые турпакеты. Национализм усиливается и возвращается к уродливой форме конца XIX — начала XX века. Правительство каждого государства разрабатывает защитные меры и санкции против соседей. Американский президент Дональд Трамп ужесточает программу America First Policies («Главное — американцы»). Над планетой висит угроза терроризма. Объемы международной торговли уменьшаются. Информационные технологии превращаются в политическое оружие. Туроператоры и турагентства тоже не в выигрыше, поскольку путешественники, чтобы сэкономить, бронируют билеты и отели напрямую у поставщиков.
Четвертый сценарий — «Уорхол». Авторы сравнивают его с картиной американского художника Энди Уорхола «Банки с супом Кэмпбелл» (живописец изобразил все виды консервов компании Campbell Soup). Азиатская экономика крепнет, западная переживает стагнацию. Туриндустрия становится примитивной: клиентам не хватает средств на индивидуальные путешествия. В Азии формируется средний класс, который, впрочем, беднее западного, поэтому процветает групповой внутренний туризм. На Западе пользуются спросом платформы онлайн-бронирования, позволяющие минимизировать расходы. На пике популярности — лоукостеры и холдинги, которые способны предложить перелет на борту собственной авиакомпании, размещение в своем отеле. Новые технологии приветствуются, но только дешевые и стандартные. Международным IT-гигантам, в частности Google или Amazon, при таком повороте туриндустрия неинтересна.
По мнению авторов исследования, «Пикассо» — наиболее вероятный сценарий. Впрочем, возможно и смешение «сюжетов». «Мы не беремся предсказывать будущее, мы просто рассуждаем и анализируем», — говорят создатели проекта.
Вице-президент по корпоративной стратегии Amadeus Алекс Лусаррага считает, что при любом раскладе крупные онлайн-платформы поделятся на две категории: те, которые специализируются сугубо на туруслугах, например Airbnb или Expedia, и те, которые занимаются «всем понемножку», типа Amazon, Facebook или Google. Всего останется 8–10 игроков в этой сфере. И, скорее всего, возрастет популярность сайтов-агрегаторов.
«Будьте готовы: независимо от того, какой сценарий сработает, привычная нам туриндустрия разрушится», — предупреждают авторы проекта.
Лиза Гилле