>  Трудный путь Airbus А380

01.11.2006Трудный путь Airbus А380

Трудный путь Airbus А380

Европейский авиастроительный консорциум EADS (European Aeronautic Defence and Space Co.) в октябре сообщил о новых задержках поставок первых самолетов Airbus А380, которые сейчас строятся на заводе в Тулузе. Самый большой за всю историю мировой гражданской авиации авиалайнер в очередной раз не выйдет из ангаров в намеченное время. Его поставки переносятся уже в третий раз на сроки от 10 месяцев до одного года.

Подобные сложности, с которыми столкнулась компания Airbus, — впервые в ее производственной практике. Специалисты говорят о проблемах с электропроводкой А380 и отрицательном влиянии ряда систем самолета друг на друга. Оказалась затруднительной и логистика производства, которая привела к тому, что устранение даже незначительных технологических ошибок занимает много времени. При этом проект общей стоимостью $15,9 млрд на сегодня отстает от графика, по мнению экспертов, в среднем на полтора года. И даже представители EADS заявляют, что ожидаемая прибыль в период с 2007-го по 2010 год уже сократилась на $2,5 млрд. Предыдущий перенос сроков поставок, объявленный руководством EADS в середине июня, привел к обвалу его акций на 26% — практически на треть. Далее последовала отставка одного из двух исполнительных директоров консорциума Ноэля Форжара, а также главы компании Airbus Густава Хумберта.

Сейчас суперсамолет, который европейцы хотят в ближайшие десятилетия противопоставить конкурентам из американской корпорации Boeing, ожидают десятки ведущих мировых авиакомпаний. Так, Emirates заказала 43 лайнера, Lufthansa — 15, Qantas — 12, Air France, Singapore Airlines, почтовые перевозчики Fedex и UPS хотят получить по десять машин. К настоящему времени 16 компаний мира разместили в общей сложности 159 твердых заказов на А380. Будущие владельцы А380 не раз давали понять, что постоянно срывающиеся сроки поставок могут заставить их «подкорректировать» свои заказы. Так, топ-менеджеры Emirates пригрозили, что готовы и вовсе отозвать заказ. А руководство Singapore Airlines объявило о дополнительном приобретении 20 лайнеров Boeing 787-9 Dreamliner на сумму $4,52 млрд.

Но несмотря на все это в Airbus заявляют, что задержки будут продолжаться и что в будущем году холдинг сможет передать клиентам лишь четыре лайнера, в 2008-м — 15 и только к 2009 году выпускать не меньше 25 необходимых машин в год. Первый самолет потребителю (авиакомпании Singapore Airlines) поступит не ранее октября следующего года. Для производителя сложившаяся ситуация более чем серьезная, и в первую очередь потому, что контракты предусматривают внушительные штрафные санкции в случае срыва поставок. Как сообщила, в частности, австралийская авиакомпания Qantas, размер ее ущерба составил $77 млн, а авиакомпания Virgin Atlantic хочет в качестве компенсации получить $37,7 млн. Грозятся потребовать выплаты неустойки и другие перевозчики.

Есть и еще один существенный момент, который активно обсуждается представителями мировой гражданской авиации. Дело в том, что лайнер-гигант может создать серьезные проблемы в воздушных портах. Новый двухпалубный лайнер на 2 метра длиннее, на 15 метров шире, на 4 метра выше и на 118 тонн тяжелее, чем самый большой Boeing 747, который был крупнейшим авиалайнером последние 40 лет. И как показали проведенные исследования, инверсионный след, оставляемый двигателями А380 (а выхлоп супергиганта равен выхлопу приблизительно 3500 легковых автомобилей), заставит другие самолеты дольше ждать своей очереди на взлет и посадку. Крупным аэропортам, куда он должен летать, придется скорректировать расписание, чтобы от этого не пострадали другие самолеты. Учитывая нынешнюю предельную загруженность аэропортов во всем мире, этот аспект может существенно отразиться на их пропускной способности.

Иван Коблов

Еще статьи из категории Авиатранспорт