>  Конфликтный багаж

10.09.2018Конфликтный багаж

Конфликтный багаж

pixabay.com

Верховный суд РФ рассмотрел иск авиакомпании «Победа» к Министерству транспорта и Министерству юстиции России о признании незаконными правил перевозки ручной клади для невозвратных билетов.

Представители бюджетного перевозчика, входящего в состав Группы «Аэрофлот», считают, что Минтранс своим приказом возложил на воздушные компании две взаимоисключающие обязанности. В соответствии с ним компании должны принимать к перевозке ручную кладь, «вес и габариты которой обеспечивают ее безопасное размещение в салоне», и одновременно допускать на борт вещи без учета их веса, габаритов и без возможности безопасно разместить их на самолетах. К тому же истец счел новые правила противоречащими Воздушному кодексу РФ, поскольку провоз багажа, отмечают в авиакомпании, должен быть адаптирован под каждый конкретный тип воздушного судна.

Действующие сегодня правила перевозки ручной клади позволяют пассажиру сверх нормы в 5 кг взять в салон некоторые невзвешиваемые вещи и предметы первой необходимости. Их список довольно объемный: дамская сумка, портфель, букет цветов, верхняя одежда, детское питание, костюм в портпледе, устройство для переноса ребенка, лекарственные препараты и товары в количестве, необходимом для полета, специальные костыли, трости, ходунки, роллаторы и иные технические средства реабилитации, складное кресло-коляска. Прежде авиакомпания «Победа» разрешала бесплатно провозить 10 кг багажа, но ввела жесткие ограничения по размеру ручной клади, что тоже вызвало нарекания у пассажиров. При этом сотрудники компании требовали доплату за провоз пакетов из магазинов беспошлинной торговли, считая их вторым местом ручной клади. Под давлением Ространснадзора летом 2017 года перевозчик отказался от регламентирования максимальных размеров дамских сумок и портфелей.

Однако конфликтные ситуации, связанные с провозом багажа, у пассажиров «Победы» по-прежнему регулярно возникают. Справедливости ради надо упомянуть, что провоз багажа, сдаваемого при регистрации на рейс, у «Победы» тоже оплачивается дополнительно, но стоит сравнительно недорого: при весе до 10 кг сбор в режиме онлайн составляет 499 рублей, при оплате в аэропорту — 1000 рублей; 20 кг багажа стоят 1500 и 3000 рублей соответственно. Однако Генеральная прокуратура России не увидела оснований для отмены действующих правил перевозки ручной клади, и Верховный суд РФ оставил без удовлетворения иск авиакомпании «Победа». Тем не менее в самолетах в ближайшем будущем правила провоза багажа могут вновь измениться. Минтранс уже предложил определенным образом подкорректировать их.

Согласно предложению транспортного ведомства, пассажир должен будет предъявлять для взвешивания ручную кладь при регистрации или выходе на посадку. При этом, правда, не потребуется взвешивать дамскую сумку, портфель, букет цветов, верхнюю одежду, детское питание, костюм в портпледе, костыли, трости и ходунки. Без препятствий на борт обязаны будут пропустить со складным креслом-коляской и лекарствами.

Известно, что ранее авиакомпания «Аэрофлот» ужесточила требования к провозу ручной клади на своих рейсах, и в первую очередь на борту дочернего лоукостера «Победа»: пассажирам разрешается проносить с собой только один пакет с товарами из duty free, а рюкзак при этом не должен превышать 5 кг. Впрочем, допустимый вес и габариты покупок из магазинов беспошлинной торговли, согласно правилам, определяет именно авиакомпания, и если вы планируете заняться шопингом на вылете, то при покупке билета того или иного перевозчика следует предварительно прочитать его правила провоза ручной клади. Немало вопросов и замечаний вызывают багажные авиаперевозки и за рубежом. К примеру, в августе вступили в силу новые правила провоза ручной клади на самолетах авиакомпании airBaltic. Габариты багажа, который ее клиент может взять с собой в полет, теперь составляют 55 х 40 х 23 см. Кроме того, пассажиру разрешено пронести с собой и одну личную вещь, не превышающую размеров 30 х 40 х 10 см. Такой размерный ряд популярен и у партнеров латвийской компании, таких как Air France, KLM, Alitalia. Общий вес ручной клади при этом не должен превышать 8 кг.

Интересно, что airBaltic изменила свои правила, связанные с размером и весом провозимых в салоне вещей, тоже после нескольких громких скандалов. В одном случае сотрудники компании заставили пассажира сдать в багаж ручную кладь с большой доплатой из-за того, что она не прошла в рамку по глубине, а по прилету ее попросту потеряли. В другом случае пассажира сняли с рейса лишь за то, что он в аэропорту сфотографировал объявление о разрешенных размерах ручной клади.

Клиентам American Airlines, которые приобретают перевозку по тарифу «Базовый эконом», напротив, в скором времени разрешат брать на борт вещи совершенно бесплатно. Сейчас авиакомпания взимает за это $20. Пойти на такой шаг ведущего американского перевозчика побудили менее строгие правила у других компаний. К примеру, один из его основных конкурентов Delta Airlines тоже не берет за эту услугу дополнительной платы. В то же время пассажиры American Airlines, путешествующие по тарифу «Базовый эконом», нередко узнавали о необходимости оплатить провоз ручной клади только при регистрации в аэропорту, при этом с них еще и взимался штраф за несвоевременную оплату в размере $25, что вызывало немало нареканий со стороны пассажиров.

И еще одно малоприятное для клиентов авиакомпаний нововведение. Власти США, Австралии и Новой Зеландии ввели ограничения на провоз сыпучих веществ в ручной клади авиапассажиров. Это может касаться в том числе еды, косметики и прочих вещей. От путешественников требуют, чтобы объем сыпучих веществ не превышал 12 унций (340 грамм) или 350 мл. Исключения предусмотрены для детского питания и медикаментов, на которые имеются рецепты. Некоторые другие страны, в том числе Великобритания, рассматривают возможность введения аналогичных мер.

Игорь Горностаев

Еще статьи из категории Авиатранспорт