>  Как «Трансаэро» стала «Аэрофлотом»

15.09.2015Как «Трансаэро» стала «Аэрофлотом»

Как «Трансаэро» стала «Аэрофлотом»

Почти весь турбизнес знал о том, что авиакомпания «Трансаэро» пребывает далеко не в лучшей финансовой форме. Но никто не мог предположить, даже в руководстве самой «Трансаэро», что ситуация изменится так стремительно, да еще с вхождением в состав основного конкурента…

Как это было

1 сентября пришло сообщение от пресс-службы «Трансаэро», в котором говорилось о том, что была «поддержана консолидация ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» в группу «Аэрофлот». Поддержали ее, как следует из письма, акционеры «в интересах дальнейшего развития гражданской авиации и создания одной из крупнейших в мире авиатранспортных групп». Произошло это знаковое во многом событие в этот же день на заседании межведомственной правительственной комиссии. Оно было посвящено вопросам авиатранспортной отрасли и проходило под председательством первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова.

Сразу после этого появились сообщения ведущих отечественных информагентств. В них говорилось, что «Аэрофлот» подтвердил намерение покупки 75% плюс одна акция «Трансаэро». В планах ведущей авиакомпании страны — проведение реструктуризации деятельности перевозчика и интегрирование его в свою группу компаний. В связи с тем что «Трансаэро» находится в сложном финансовом положении и терпит убытки, был поставлен вопрос о том, чтобы купить перевозчика за символическую цену в 1 рубль.

На следующий день главный исполнительный директор «Трансаэро» Александр Плешаков, один из основателей и акционеров компании, уточнил отдельные моменты. Как он сказал в новом сообщении пресс-службы, ни авиакомпания «Трансаэро», ни ее акционеры не были инициаторами намеченной на заседании консолидации. Руководство авиапредприятия предлагало два иных сценария. Тем не менее оно подтвердило свое согласие на предложенную программу «с учетом позиции руководителей министерств экономического блока правительства и крупнейших банков, поддержавших консолидацию». При этом, по словам г-на Плешакова, на правительственном совещании не рассматривался вопрос о выделении бюджетных денежных средств на консолидацию «Трансаэро». Обсуждался вопрос возможного оформления государственной гарантии для тех, кто будет осуществлять этот процесс. Вопрос конкретной оценки и стоимости бизнеса авиакомпании на совещании 1 сентября не поднимался.

И наконец, стало известно, что председатель совета директоров авиакомпании Александр Плешаков сложил с себя полномочия. На его должность Совет акционерного общества единогласно избрал Ольгу Плешакову. Она, в свою очередь, сложила полномочия председателя правления и генерального директора «Трансаэро», оставшись одновременно в составе правления компании. А.П. Плешаков тоже остается членом совета директоров и главным исполнительным директором общества. Генеральным директором, председателем правления «Трансаэро» акционеры утвердили Дмитрия Ерзаковича, прежде занимавшего пост заместителя генерального директора авиакомпании — руководителя департамента по производству. Пресс-служба особо отметила, что кадровые изменения, принятые советом директоров общества 31 августа, не связаны с решениями межведомственной комиссии правительства РФ, состоявшейся 1 сентября.

Долги эти тяжкие

«Трансаэро» — второй по величине российский авиаперевозчик. Покинуть рынок, отмечают его участники и эксперты, его заставили значительные задолженности. Авиакомпания сделала ставку на объемы перевозок, активно наращивая свои провозные емкости и потоки пассажиров, после чего долг «Трансаэро» тоже начал заметно расти и, по неофициальной информации, составляет сейчас около 260 млрд рублей. Особенно подвело компанию резкое падение спроса на воздушные перевозки в последний год, последовавшее за спадом выездного туризма, ведь из общего объема пассажиропотока перевозчика больше половины, по оценке генерального директора компании «Випсервис» Дмитрия Горина, приходилось на организованные тургруппы, и авиакомпания уже долгое время считается основным туристическим авиаперевозчиком страны.

В конце 2014 года «Трансаэро» нашла поддержку на уровне правительства, которое одобрило для нее госгарантию на сумму до 9 млрд рублей. Компания подготовила новую стратегию работы на рынке, ориентированную на внутрироссийские полеты, начала проводить внутреннюю оптимизацию. В первом полугодии нынешнего года, сообщил г-н Плешаков, она сократила убыток на 30%, до 8,576 млрд рублей против убытка в 12,189 млрд рублей в 2014-м. Но увеличение в последнее время числа регулярных внутренних перелетов, включая дальние, не помогло ликвидировать потери от падения продаж на зарубежных направлениях. Аэропорты и контрагенты все активнее стали требовать с авиакомпании возврата накопившихся долгов, по имеющимся данным, на общую сумму 160 млрд рублей, а начавшийся в условиях стагнации билетный демпинг «Трансаэро», доходивший на различных российских направлениях до 30% от рыночного уровня, довершил фактическое банкротство авиапредприятия.

Как результат, теперь 75% и одна акция «Трансаэро» перейдут «Аэрофлоту» — крупнейшей авиакомпании страны, до последнего времени ее основному конкуренту. После вхождения нового перевозчика в аэрофлотовскую группу образуется одно из крупнейших авиационных объединений на глобальном рынке авиатранспорта. Но несмотря на это, правительство дало согласие на поглощение, считая, что монополизации воздушных перевозок в России не произойдет.

Турбизнес остается в неизвестности

Не должна сделка привести и к сокращениям персонала в самой авиакомпании. По сообщению агентства ТАСС, Игорь Шувалов дал жесткое поручение «Аэрофлоту» выполнить все обязательства «Трансаэро» перед пассажирами. Надо понимать, что поручение распространяется и на представителей турбизнеса — блочников, заказчиков чартеров, поскольку, если пострадают они, пострадают и их клиенты — авиапассажиры. Похоже, именно так понял первого вице-премьера правительства и глава туркомпании «Библио Глобус» Александр Туголуков, назвавший Игоря Шувалова в одном из своих интервью гарантом выполнения зимних контрактов туроператора и авиакомпании. Как известно, основным партнером «Трансаэро» в части туристических перевозок сегодня выступает «Библио Глобус», объем заказов которого составляет, по мнению отдельных экспертов, до 70% от их общего числа. Плотно работают с компанией также «Натали Турс» и TEZ Tour.

Другое дело — лето следующего года. Как в предстоящем высоком сезоне будут распределяться блоки мест на регулярных рейсах и чартерные объемы бывшей «Трансаэро»? Но говорить об этом пока преждевременно — таково мнение всех представителей авиа- и туристического сообщества. По крайней мере те руководители и топ-менеджеры, с кем удалось побеседовать по горячим следам после сообщения о грядущем поглощении «Трансаэро», склонялись именно к этой мысли. Действительно, пока еще новая команда управленцев не взяла под свое крыло компанию-банкрота, не объявила о своих конкретных намерениях в отношении нее, а главное, не начала действовать, как она это умеет, — решительно и безапелляционно...

Однако предварительный итог таков: аэрофлотовское руководство получает в свое ведение не столько очередную воздушную компанию, не столько празднует победу над неудобным и неуступчивым конкурентом, сколько вешает на себя огромнейшие долги, которые надо будет как-то отдавать. Но как? Финансовое положение самого «Аэрофлота» тоже не в лучшем состоянии: только в первом полугодии 2015-го убыток группы компаний составил 3,54 млрд рублей. Этот вопрос и будут решать в ближайшее время властные структуры, кредиторы и акционеры компаний.

Игорь Горностаев

 

Еще статьи из категории Авиатранспорт