25.12.2005«Иностранцы» в российских компаниях
Объемы авиаперевозок в России в последние годы неизменно увеличиваются. Одновременно идет неизбежный процесс старения действующего самолетного парка, замена которого сегодня является серьезной проблемой. По оценкам специалистов, если ничего не менять, то к 2010 году спрос на воздушные перевозки превысит возможности российских авиакомпаний, поскольку к этому времени из строя может быть выведено до 70% ныне действующих машин. Ротация авиапарка в нашей стране возможна по двум направлениям: самостоятельное производство или покупка зарубежной техники. Российская авиационная промышленность в настоящий момент не справляется со своей задачей. И многие перевозчики делают выбор в пользу иностранных производителей. Однако купить или взять в лизинг зарубежную технику может позволить себе далеко не каждая авиакомпания, потому что НДС и сумма таможенных пошлин на ввоз в Россию превышает 40% от стоимости самого самолета. Это обстоятельство заставляет российских эксплуатантов выбирать более дешевые, а значит, подержанные самолеты.
Ожидая отмены пошлинФедеральное агентство по промышленности РФ (Роспром) завершает подготовку проекта нового порядка ввоза импортных самолетов в страну. По словам главы Роспрома Бориса Алешина, ввозимая западная авиатехника будет разделена на две категории. В первую войдут те единицы, которые не производятся в РФ или существенно превосходят отечественные аналоги по качеству и технологиям, они будут освобождены от ввозных пошлин (к их числу можно отнести самолеты бизнес-авиации новейшие B787 и А350). Во вторую категорию будет входить продукция производителей авиатехники, заинтересованных в российском рынке и при этом «способных поделиться технологиями самолетостроения в обмен на существенное снижение ввозных пошлин». Однако разговоры о готовящейся отмене пошлин на ввоз западных самолетов активно идут в авиационной среде уже больше полугода. Но никаких конкретных шагов в этом отношении пока сделано не было. Тем не менее авиакомпании продолжают и дальше лоббировать отмену, причем на всех доступных им уровнях. Как недавно выразил чаяния российских перевозчиков гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов: «Мы не просим о снижении этих пошлин. Мы требуем полного их снятия и отмены НДС». Так что, можно не сомневаться — это случится если и не завтра, то достаточно скоро.
Иномарки для авиакомпанийВпрочем, российские перевозчики, несмотря на все еще действующие пошлины, уже не первый год активно вводят в свой флот западные суда. «Аэрофлот» сейчас серьезно занят обновлением парка. Причем национальный перевозчик сделал выбор в пользу дорогих, но экономичных самолетов зарубежного производства. Основу его парка пока должны составить два типа машин: в течение полутора лет планируется закупить 12 узкофюзеляжных среднемагистральных самолетов семейства А320 (в которое входят А318, А319, А320 и А321), а также несколько дальнемагистральных Boeing 767. В ближайшее время «Аэрофлот» готовится к приобретению семи А321, имеющих двухклассную компоновку салонов, рассчитанных на 170 пассажиров, включая 20 пассажиров бизнескласса. Начало поставок намечено на вторую половину 2006 года, завершение — на конец 2007-го. Кроме того, как сообщил зам. генерального директора авиакомпании Сергей Харитонов, «Аэрофлот» рассматривает возможность лизинга подержанных западных региональных самолетов для замены Ту-134. Их эксплуатация планируется в дочерних компаниях до 2008 года, после чего до 2010-го будет закуплено более 30 региональных самолетов отечественной сборки RRJ-95, производства ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». К этому периоду авиапредприятие должно также приобрести российские Ту-204, Ту-224 и Ил-96, но при этом перевозчик полностью откажется от устаревших Ту-134, Ту-154 и Ил-86. В период с 2009-го по 2015-й «Аэрофлот» собирается купить 20 — 25 дальнемагистральных лайнеров, и опять же зарубежного производства. Речь идет о разрабатываемом сейчас концерном Airbus самолете A350, чья ориентировочная цена составит $150 млн, и о Boeing 787, который будет стоить $120–$130 млн. Стоимость контракта, по экспертным оценкам, может превысить $2,5 млрд без учета уплаты таможенных платежей и налога на добавленную стоимость. Пока же в «дальнобойном» парке компании числятся B767 и Ил-96. Авиа-альянс AiRUnion, возглавляемый компанией «КрасЭйр» , договорился об операционном лизинге 15 Boeing 737-300. Подержанные воздушные суда, ставшие первыми иномарками альянса, берутся в операционный лизинг на западном рынке.
Средний срок лизинга — пять лет, самому старому из самолетов 12 лет. Сумма сделки не разглашается, однако известен средний месячный платеж за каждый B737 — около $200 тыс. Первые шесть из них, по словам генерального директора «КрасЭйр» Бориса Абрамовича, должны прибыть до конца года, а остальные к будущему лету. Эти самолеты, как утверждают в альянсе, идут на замену малоэкономичным Ту-154, из которых в AiRUnion 29 Ту-154М и пять Ту-154Б. Финансирование текущего обновления авиапарка альянса обеспечивается «Внешэкономбанком», с которым «КрасЭйр» подписала соглашение о партнерстве. Общий парк AiRUnion состоит сейчас из 95 самолетов, и из них только два иностранных Boeing 767-200, взятые «КрасЭйр» в прошлом году в лизинг. Что принципиально важно, AiRUnion не отказывается от приобретения отечественной авиатехники. Речь идет о десяти ближнемагистральных российско-украинских Ан-148, первые поставки которых от лизинговой фирмы «Ильюшин Финанс Ко» намечены на следующий год. И наоборот, в некоторых российских компаниях считают, что отечественные самолеты нового поколения, такие как Ту-204, не способны конкурировать с иномарками, причем даже подержанными. Поэтому «Сибирь» , по заявлению генерального директора авиакомпании Владислава Филева, планирует продать в ближайшее время два своих Ту-204, а вместо них взять в операционный лизинг еще несколько B737. «Сибирь» в этом году уже получила в лизинг пять B737-500 и пять лайнеров A310. Более терпимо к новейшим отечественным лайнерам марки «Ту» и их модификациям относятся в «Трансаэро» . Согласно договоренности с Казанским авиастроительным заводом им. Горбунова, первая из десяти машин Ту-214 поступит в авиакомпанию уже в декабре. Остальные, общей стоимостью около $600 млн, перевозчик должен получить за период 2006 — 2008 гг. Сегодня авиапарк «Трансаэро» насчитывает 16 различных типов «Боингов». В этом году она первой в России взяла в операционный лизинг на пять лет у британской Virgin Atlantic четыре самых крупных гражданских самолета B747-200. Со следующего года, в течение двух лет, компания начнет пополнять свой парк еще шестью новыми B737-800 Next Generation. ФГУАП «Пулково» эксплуатирует два Вoeing 737-500. По договору операционного лизинга, ориентировочно в декабре должны поступить две аналогичные машины и еще одна в январе следующего года. Таким образом, парк питерской компании будет насчитывать пять иностранных самолета, которые идут на замену ТУ-134.Покупать зарубежные лайнеры начинают и региональные перевозчики. Еще в конце августа компания «Сахалинские авиатрассы» (САТ) получила B737-200. Он теперь выполняет рейсы из аэропорта Южно-Сахалинска в Хабаровск, Владивосток, Сеул и, возможно, отправится в Иркутск и Японию. Руководство САТ заявляет, что ожидает поступления в парк в этом году еще двух таких самолетов. ФГУП «Оренбургские авиалинии» подписало контракт с американской фирмой о пятилетнем операционном лизинге двух пассажирских B737-400 десятилетнего возраста. Самолеты будут поставлены в Оренбург в начале 2006 года. Сергей Скуратов, гендиректор «Уральских авиалиний» , заявил, что в ближайшее время перевозчик возьмет в лизинг три A320, а до 2015 года планируется приобрести десять самолетов типа А319 и несколько модификаций Boeing, на что будет выделено около $50 млн. Наконец, согласно недавно обнародованному бизнес-плану московской компании «Атлант-Союз» , к 2008 году в ее парке должно появиться до 28 западных среднемагистральных лайнеров.
Иван Коблов