>  Долгий путь BSP в Россию

09.04.2005Долгий путь BSP в Россию

Долгий путь BSP в Россию

Долгий путь BSP в Россию

Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) аккредитовало в России международную систему взаиморасчетов на авиационном транспорте Billing and Settlement Plan (BSP). Соответствующий документ в конце февраля подписал глава агентства Николай Шипиль

С помощью системы BSP агентства по продаже авиабилетов могут забронировать перевозку и выписать билет пассажирам на так называемом нейтральном билетном бланке. Этот документ является обязательным для приема всеми авиакомпаниями, входящими в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA).

Проникновение уступки
Первую попытку выйти на российский рынок продаж авиаперевозок система BSP предприняла еще десять лет назад. Однако это усилие, как и ряд последующих, оказалось тщетным. На пути системы взаиморасчетов IATA всегда надежно стоял ее российский аналог — Транспортная клиринговая палата (ТКП), располагающая собственным нейтральным бланком.

До сих пор, по словам председателя наблюдательного совета ТКП Сергея Ильичева, никаких официальных переговоров между двумя структурами не велось. Но вряд ли состоявшаяся аккредитация конкурирующей системы взаиморасчетов прошла бы без одобрения руководства палаты. Впрочем, в ТКП и не скрывают, что появление BSP в России было предварительно с ним согласовано. Хотя, как отметил г-н Ильичев, пока есть только неофициальные устные договоренности между ФАВТ, ТКП и IATA. Заявление же регионального представителя IATA в России и странах СНГ Дмитрия Шамраева более конкретно: система BSP начнет работать в России с сентября этого года, пока, правда, только в пилотном режиме. По его словам, участниками системы BSP автоматически станут все российские агенты по продаже перевозок, имеющие аккредитацию при IATA.

Как стало известно, чтобы попасть в Россию, BSP пришлось пойти на ряд серьезных уступок своим российским коллегам. Самое основное внутрироссийские авиаперевозки остались под контролем ТКП, поскольку билеты на них по-прежнему будут продаваться только на нейтральных бланках палаты. На бланках же BSP станут выписывать только авиабилеты на международные рейсы. Кроме того, агенты по продаже перевозок получили редкую возможность аккредитоваться сразу в двух системах, а значит, и продавать билеты на двух нейтральных бланках — что большая редкость для всего авиационного сообщества. И наоборот, бланки ТКП получат доступ на международный рынок авиапродаж, хотя прежде они использовались только на внутренних маршрутах по России и СНГ.

История вопроса
В прежние годы многие российские авиакомпании, наиболее влиятельные из которых стали учредителями системы взаиморасчетов ТКП, были настроены категорически против появления у нас бланков BSP. По мнению их топ-менеджмента, это могло бы дать иностранным компаниям определенные преимущества на нашем рынке авиаперевозок. Поэтому до сих пор инокомпаниям оставалось продавать билеты в России лишь через собственные представительства и ограниченное число агентств. Начало же работ BSP на российской территории безусловно позволит создать заметно более широкую сеть по реализации билетов любой авиакомпании, состоящей в IATA. Не исключено, что произойдет увеличение их доли продаж международных перевозок. Однако, как считают эксперты, серьезного противостояния зарубежных и местных перевозчиков вряд ли стоит ожидать.

Десять лет назад, когда BSP заявила о своем интересе к нашему рынку, многие турфирмы положительно отнеслись к ее возможному появлению. Теперь же, когда авиабилетный рынок сложился и структурировался, вряд ли готовящийся приход эмиссаров IATA сможет что-то существенно на нем изменить. И прежде всего потому, что ведущими реализаторами по-прежнему останутся крупные агентские фирмы, ведь именно они имеют прямые эксклюзивные договоры с зарубежными авиакомпаниями.

И еще одно существенное обстоятельство. Прежде в турфирмах жила надежда, что появление нейтрального бланка BSP на внутрироссийских маршрутах составит серьезную конкуренцию бланкам ТКП, а значит, и облегчит жизнь их продавцам. Теперь же этот вопрос с повестки дня снимается.

НАША СПРАВКА

Система взаиморасчетов BSP (Billing and Settlement Plan) появилась в США в 1964 году. Сегодня она действует в 140 странах мира. В России сейчас насчитывается около 300 агентств, аккредитованных при IATA.

ЗАО «Транспортная клиринговая палата» с 1993 года занимается финансовыми расчетами между авиакомпаниями и агентствами по реализации авиабилетов. Основными акционерами ТКП являются частные бизнесмены, а также 20 российских авиакомпаний. Сегодня договоры с палатой имеют 140 регулярных и 77 чартерных авиаперевозчиков из России и стран СНГ, а также около 6 тыс. пунктов по продаже билетов. Причем 250 агентств аккредитованы и в IATA.



Иван Коблов

Еще статьи из категории Авиатранспорт