>  Авиаперевозки. Итоги 2019 года

15.03.2020Авиаперевозки. Итоги 2019 года

Авиаперевозки. Итоги 2019 года

© Авиакомпания «Аэрофлот» 2008-2020

К концу февраля — началу марта российские авиакомпании и аэропорты завершают анализ результатов своей деятельности в предыдущем году. Впрочем, основные показатели профессиональной публике обычно известны уже в начале года, в дальнейшем лишь, как говорится, уточняются цифры после запятой. Так что об основных итогах прошлогодних авиаперевозок можно рассказать, не дожидаясь официальных данных на сайте профильного транспортного ведомства.

Авиакомпании страны

Российские авиакомпании обслужили в 2019 году 128,1 млн пассажиров. Показатели по сравнению с 2018 годом возросли на 10,2%. По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), на международных воздушных линиях (МВЛ) объемы пассажирских перевозок увеличились на 16,3%. В общей сложности услугами авиакомпаний в нашей стране воспользовались почти 55,67 млн пассажиров. На внутренних воздушных линиях (ВВЛ) по итогам года зафиксирован рост пассажиропотока на 6,1%, суммарно авиакомпании перевезли более 73,6 млн человек.

Лидерами по количеству перевезенных пассажиров выступают пять воздушных компаний. Первое место традиционно занимает «Аэрофлот», услугами которого воспользовались 37,2 млн пассажиров, что на 4,1% больше, чем в 2018 году. Далее идут S7 Airlines («Сибирь») с показателем 14 млн человек (+21%), «Россия» — 11,6 млн (+4%), «Победа» — 10,3 млн (+43%) и «Уральские авиалинии» — 9,6 млн (+7%). Ведущие авиаперевозчики страны за прошлый год улучшили свои производственные показатели: их клиентами стали более 82,72 млн пассажиров, что на 10,8% больше, чем годом ранее. Доля лидеров в общем объеме перевозок составила 64,6% против 64,3% в 2018 году.

Как сообщил глава Минтранса России Евгений Дитрих, авиакомпании РФ закончили 2019 год с положительным финансовым результатом. По его словам, многие компании даже смогли нарастить свою прибыль за счет роста пассажиропотока. В 2018 году, по оценкам Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, российские перевозчики получили огромные, даже «рекордные», операционные убытки — порядка 52 млрд рублей. Основной причиной этого эксперты называли резкий рост цен на авиатопливо более чем на 40%. Но вернемся к основным авиаперевозчикам рынка. Три из них входят в группу «Аэрофлот», которая в прошлом году перевезла 60,7 млн пассажиров, увеличив тем самым объем пассажиропотока на 9%. Кроме самого «Аэрофлот», а также «России», базирующейся в Санкт-Петербурге, и лоукостера «Победа», в группу входит компания «Аврора», выполняющая полеты на Дальнем Востоке.

Авиакомпании группы S7 вновь уверенно заняли второе место в рейтинге. В нее входят «Сибирь» и «Глобус», выполняющие полеты под брендом S7 Airlines. Уже в начале февраля представители группы сообщили, что начавшийся ранее процесс объединения двух этих перевозчиков завершен, далее они продолжат работать под единой торговой маркой «Сибирь» (S7 Airlines), а сертификат эксплуатанта «Глобуса» будет приостановлен.

За прошедший год группа S7 перевезла около 17,95 млн пассажиров, на 12,4% больше, чем годом ранее. Ее рейсами по России воспользовалось 13,06 млн пассажиров, или на 13% больше. Рост на международных направлениях составил 10,9%, здесь клиентами группы стали около 4,89 млн человек. Примерно столько же клиентов на МВЛ в прошлом году было и у «Уральских авиалиний» — 4,84 млн, что вполне сопоставимо с годовыми внутрироссийскими показателями компании — 4,77 млн. Что касается «России», то из 11,6 млн ее пассажиров за 2019 год 5,5 млн человек пришлось на петербургский аэропорт «Пулково».

Из других российских авиакомпаний отметим AZUR air — это крупнейший в стране чартерный воздушный перевозчик, стратегическим партнером которого выступает туроператор ANEX Tour. В 2019 году его услугами воспользовались 5,8 млн пассажиров, что на 36,6% больше, чем в 2018 году. Компания заняла 7-е место по объему перевозок в стране.

Российские аэропорты

Аэропорты России обслужили в 2019 году 220,9 млн пассажиров, что на 6,9% больше показателей 2018-го. Как отметил глава Росавиации Александр Нерадько, это рекордный показатель как для российской, так и для советской гражданской авиации. На внутренних направлениях клиентами воздушных портов стали более 145,9 млн пассажиров регулярных и чартерных рейсов, а на международных — более 74 млн пассажиров.

Крупнейшей воздушной гаванью России и Московского авиационного узла (МАУ) по-прежнему остается «Шереметьево» имени А.С. Пушкина. Количество обслуженных пассажиров в этом столичном аэропорту за год возросло на 8,9% и достигло 49,93 млн человек. Пассажиропоток на международных воздушных линиях вырос на 7,8%, почти до 26,62 млн человек, на внутренних линиях отмечен рост на 10,3% — до 23,32 млн пассажиров. Наиболее популярные зарубежные направления по итогам года: Анталья, Ереван, Париж, Пекин и Тель-Авив, федеральные — Санкт-Петербург, Симферополь, Сочи, Екатеринбург и Краснодар.

Прошедший год для московского аэропорта «Домодедово» — неизменного конкурента «Шереметьево» — сложился нелучшим образом: он обслужил на 3,9% меньше пассажиров, чем в 2018 году, — 28,3 млн человек. Его услугами на ВВЛ воспользовались 16,4 млн пассажиров, наиболее популярными направлениями в этом сегменте стали Симферополь, Санкт-Петербург, Сочи, Новосибирск и Краснодар. Пассажиропоток на МВЛ достиг 11,9 млн человек, а самыми востребованными стали рейсы в Анталью, Дубай, Минск, Ереван и Мюнхен.

Третий аэропорт Москвы — «Внуково» — в 2019 году побил свой исторический рекорд и принял более 24 млн пассажиров, что на 12%, или 2,5 млн, больше, чем в 2018-м. Это позволило ему стать лидером по темпам роста пассажиропотока в МАУ и одной из наиболее динамично развивающихся воздушных гаваней Европы, по данным Международной ассоциации аэропортов (ACI).

Таким образом, объем пассажирских перевозок в Московском авиаузле, куда входят эти три воздушные гавани, за 2019 год составил 101,69 млн человек, что на 5,7% больше, чем в 2018 году. Всего же на МВЛ их услугами за год воспользовались 49,58 млн пассажиров, или на 8,7% больше прежнего показателя, а на ВВЛ — 52,11 млн, на 3% больше.

Четвертое место в аэропортовом рейтинге 2019 года вновь занял петербургский «Пулково», в нем побывали 19,58 млн пассажиров, тем самым на 8,1% превышен прежний результат. Число клиентов на линиях внутри страны увеличилось на 9,8%, до 12,11 млн человек. Объем перевозок на зарубежных направлениях вырос на 5,3%, составив 7,47 млн пассажиров. Всего маршрутную сеть пополнили 14 новых направлений полетов, в их числе Гуанчжоу, Измир, Олбия, Пальма-де-Майорка и Эйлат. Топ-10 самых востребованных маршрутов следующий: Москва, Анталья, Симферополь, Минск, Сочи, Франкфурт-на-Майне, Калининград, Мюнхен, Екатеринбург, Париж.

На курортных направлениях внутри России уверенно лидирует аэропорт Сочи имени В.И. Севастьянова. В прошлом году он в очередной раз побил собственный рекорд по количеству пассажиров и вновь вошел в пятерку крупнейших воздушных портов страны. За 2019 год «Сочи» обслужил 6,77 млн пассажиров, на 7% больше, чем за 2018-й. За ним идет аэропорт Симферополя, главный и пока единственный в Крыму: в 2019 году он встретил и проводил 5,14 млн авиапутешественников, что оказалось аналогичным показателю 2018 года. В прошлом году пассажиропоток аэропорта «Краснодар» составил 4,64 млн человек — на 11% больше 2018 года; аэропорта «Минеральные Воды» — 2,08 млн, рост на 4,9%, аэропорта «Анапа» — 1,62 млн, это на 9% превышает показатели 2018-го.

Игорь Горностаев

Еще статьи из категории Авиатранспорт