>  «Аэрофлот» взял верх над «Шереметьево»

01.11.2012«Аэрофлот» взял верх над «Шереметьево»

  Авиакомпания «Аэрофлот» и «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ) 8 октября подписали соглашение о стратегическом партнерстве. В совместном пресс-релизе стороны отметили: «Соглашение заключено на взаимовыгодной и долгосрочной основе», что стало поначалу неожиданностью для многих отраслевых экспертов и участников рынка. Ведь буквально за неделю до подписания договора между этими двумя ведущими структурами российской авиатранспортной отрасли наметилось серьезное противостояние. Во многом его спровоцировало руководство «Аэрофлота», потребовавшее отправить в отставку генерального директора «Шереметьево» Михаила Василенко.
  Теперь это требование снято. В начале октября авиакомпания публично заявила, что политика МАШ в отношении «базовой авиакомпании и ключевого клиента аэропорта носит абсолютно деструктивный характер». Михаила Василенко при этом обвинили в том, что подведомственный ему воздушный порт несвоевременно сообщил о сроках ремонта взлетно-посадочной полосы, проходившего с 1 по 15 октября, из-за чего «Аэрофлот» был вынужден задержать 76 рейсов. Глава «Шереметьево» отверг предъявленные ему обвинения, заявив, что все клиенты порта были уведомлены заранее. (У других авиакомпаний сложностей с выполнением полетов в связи с плановым закрытием ВПП не возникло.)
  Как бы там ни было, но на очередном заседании совета директоров МАШ, состоявшемся 8 октября, был рассмотрен вопрос взаимоотношений аэропорта с его основной авиакомпанией. Судя по всему, рассмотрение прошло продуктивно, поскольку после этого состоялось подписание соглашения о сотрудничестве. Основной целью намечаемой совместной работы стороны назвали «оптимизацию деятельности «Аэрофлота» в его базовом аэропорту «Шереметьево», и самое главное — крупнейшему перевозчику страны достался весь южный терминальный комплекс воздушного порта — терминалы D, E, F. В них теперь будут обслуживаться рейсы самого «Аэрофлота», его дочерних компаний и партнеров по глобальному альянсу SkyTeam. Также достигнута договоренность о передаче терминала F, более известного под своим прежним названием — «Шереметьево-2», для внутренних рейсов «Аэрофлота» и его «дочек»: компаний «России», «Донавиа», «Оренбургские авиалинии» и «Владивосток Авиа». Кроме того, принято решение о создании в рамках заключенного договора совместной комиссии, в задачу которой войдет проработка всех вопросов, касающихся стратегии и дальнейших перспектив развития воздушной гавани. В первую очередь комиссии придется выработать план развития его южной терминальной зоны. С планом должна быть строго увязана общая стратегия и пропускная способность МАШ.
  Таким образом, отмечают отраслевые аналитики, «Аэрофлот» взял верх в противостоянии с «Шереметьево», заставив аэропорт принять свои условия, что позволило авиакомпании получить практически полный контроль над всеми наиболее привлекательными аэровокзальными зданиями. Как считают специалисты, в настоящее время нагрузка на них распределена неравномерно: основной поток пассажиров «Аэрофлота», обеспечивающего более 60% трафика «Шереметьево», его дочерних авиакомпаний и партнеров по альянсу идет через терминал F. В связи с этим «Аэрофлот» уже давно добивается расширения своего присутствия в МАШ, и в первую очередь его интересует именно новый терминал D. Эксперты при этом отмечают, что подписанное соглашение очень важно для «Аэрофлота», который в последнее время испытывает недостаток терминальных площадей и перронов. И вот теперь, сосредоточив свои и партнерские рейсы в южных аэровокзальных зданиях, новых и комфортабельных, перевозчик сможет более эффективно строить свою летную работу, в том числе расширяя и организовывая самые разнообразные стыковочные маршруты.
  Однако в настоящее время из южных терминалов «Шереметьево» полеты выполняют многие авиакомпании, и далеко не все из них являются аэрофлотовскими «дочками» или членами SkyTeam. К примеру, не попадает ни в одну из этих категорий «Трансаэро», которая еще в 2010 году подписала с МАШ договор на аэропортовое обслуживание сроком на пять лет: ее поток невелик — около 5% от общего объема, поскольку основным воздушным портом «Трансаэро» остается «Домодедово».
  Как теперь будут строиться взаимоотношения «Шереметьево» с «Трансаэро», а также с другими перевозчиками, пока не ясно. Максимум, что в данной ситуации может сделать руководство аэропорта, — это предложить им перейти в северные терминалы, но они считаются малопривлекательными из-за их невысокого уровня комфортабельности, а главное, ограниченной транспортной доступности. Не названы пока и сроки, в течение которых пройдет реализация намеченного соглашения, а значит, не известно, когда именно от авиакомпаний потребуют перебазироваться в новые терминалы. Впрочем, если их не устроят предложенные условия, то ничто не помешает им перейти в другие столичные аэропорты.

Игорь Горностаев

Еще статьи из категории Авиатранспорт