>  России дали шанс

29.09.2017России дали шанс

России дали шанс

Какое будущее у российского туризма? Этот вопрос с разных ракурсов обсудили участники 2-го Инвестиционного форума ITIF из 25 регионов России и 9 стран мира. Трехдневное мероприятие организовала служба «БАНКО» в сентябре 2017 г. на московской площадке Deworkacy.

По словам руководителя оргкомитета ITIF Татьяны Дмитровой, несмотря на рост выездного турпотока в 2016 г. и стагнации в секторе внутреннего туризма, Россия все равно вне конкуренции: ни одну страну мира не посещает столько россиян. Так, только в Краснодарском крае побывало около 15 млн. туристов, в основном наших соотечественников. При этом, как показывают результаты исследования «БАНКО», выездной турбизнес в России преимущественно низкомаржинальный, высокорисковый, демпинговый (кстати, присутствующие на форуме туроператоры дружно согласились с этим фактом). И, видимо, неслучайно в 2016 г. в России оставалось всего 613 компаний, специализирующихся на организации поездок за границу, а в 2014 г. таковых насчитывалось 1778.

Вывод: развивать внутренний туризм, а лучше – въездной. Этой теме организаторы ITIF посвятили отдельную дискуссию «Через не могу: продвижение России за рубежом. Опыт и перспективы». Гендиректор компании Intourist-Thomas Cook Леонид Мармер заметил, что за 6 месяцев 2017 г. турпоток в Россию вырос примерно на 15% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Но этот рост обеспечили те страны, гражданам которых не требуются визы в РФ: Китай, Южная Корея, Израиль. Сколько туристов могла бы принять Россия, если бы не жесткий визовый режим! Президент компании City Sightseeing Russia Сергей Лаврентьев уточнил, что наша страна получает не более 0,3% от турпотока США и Европы - огромных рынков. Г-н Лаврентьев рассказал: в 2012 г. сразу в нескольких городах мира, в том числе в Москве, начали курсировать красные двухэтажные экскурсионные автобусы. Тем не менее в других странах запуск этого проекта стимулировал спрос, и вскоре пришлось докупать автобусы, а в Москве - никаких подвижек. «Из-за виз Россия выглядит как Северная Корея на фоне Южной Кореи, если смотреть сверху, – во тьме. Ввести бы электронные визы – уже был бы прогресс», – заключил Сергей Лаврентьев.

Леонид Мармер добавил: самые посещаемые города России – Москва и Санкт-Петербург. Регионы РФ остаются в тени, поскольку нет четкой концепции продвижения. Руководитель компании «Свой ТС» Сергей Войтович высказал точку зрения, что в продвижении могут помочь события типа Чемпионата мира по футболу. Так во время FIFA 2002 Южную Корею посетили 403 тыс. туристов, Германию в 2006-м – 2 млн. туристов, ЮАР в 2010-м – 310 тыс. Сколько болельщиков приедет в 11 городов России, которые участвуют в ЧМ-2018? Зависит от маркетинговой кампании, а она пока даже не стартовала.


Вероятно, в продвижении России на международной арене помогут новые проекты. Главным этапом ITIF стал выбор лучших стартапов в области российского туризма. В первый день форума претендентов было 36, из них жюри выбрало 22, в финал вышли 8, среди прочих – база отдыха в Переславле-Залесском «Плещеево-Трубеж», яхта на подводных крыльях со стеклянным дном Skylooker, система онлайн сборки экскурсионных туров Tourex.me. По мнению экспертов, некоторые проекты «выносили мозг» своей креативностью. В итоге победили три. Это сочинская ферма «Экзархо» (находится в Мацесте на высоте 450 м над уровнем моря, принимает агротуристов и поставляет органические овощи, фрукты и сыры), izi.Travel (приложение для смартфонов, позволяющее всем желающим создавать собственные аудиогиды по городам и музеям) и Skadi (игровой интерактивный онлайн гид по трассам любого горнолыжного курорта). Каждый получил по 150 тыс. руб. от партнеров ITIF GoToRus, MiceLine и Uniteller. Хотя главным призом, конечно, стало знакомство с потенциальными инвесторами, которые присутствовали на форуме.

Впрочем, и те, кто не дошел до финала, смогли встретиться с нужными людьми и обсудить возможные инвестиции в свои проекты. Организаторы ITIF создали специальную зону для нетворкинга. Этим модным словом называется «общение с дальним прицелом». Соучредитель компании MeetPartners и преподаватель Стартап Академии Сколково Гил Петерсил предварительно провел мастер-класс: поделился ценными советами, как налаживать контакты. «Нетворкинг – это концентрация на мысли, чем ты можешь быть полезен человеку. Неправильный подход – внутренняя скованность, опасение «Что он от меня хочет?». Посмотрите окружающим в глаза и подумайте о них что-нибудь хорошее. Нельзя одновременно испытывать положительные эмоции и бояться. Это ключ к успеху», – задал курс г-н Петерсил. Сначала гости и участники ITIF скептически отнеслись к рекомендациям спикера. Но затем решились попробовать, а в результате так увлеклись нетворкингом, что забыли о выступлениях экспертов. «Через месяц прибыль будет равна 50%...», «Если продумать мотивацию сотрудников…», «Вы что-нибудь слышали об этой компании? Хочу наладить с ними партнерство…», «Пришлите мне идею проекта…», – такие фразы звучали на каждом сантиметре зала Deworkacy. Подзадоривали говорящие роботы Витя и Sisi от российского производителя «ИТС Тайм»: знакомились с гостями, угощали печеньем и предлагали сделать селфи.

Параллельно проходило голосование на сайте meyou.ru: кто должен отвечать за продвижение России? Большинство участников высказались за совместные усилия представителей туротрасли и правительства. Шанс есть. Глава Ростуризма Олег Сафонов сообщил, что с 2019 г. начнется новая Федеральная целевая программа развития туризма, которая предусматривает коллективную работу с заинтересованными лицами, в том числе инвесторами.

Лиза Гилле

Еще статьи из категории Выставки / форумы