18.05.2016Железнодорожный бизнес встает на новые рельсы
Железнодорожный транспорт преображается. После долгих лет пребывания на второстепенной позиции после авиаперелетов сегодня он становится более практичным, доступным и во многом даже более комфортабельным вариантом для путешествий и деловых поездок. Для агентств и ТМС именно ж/д услуги могут стать новым источником дохода, который имеет большой потенциал.
Масштабные инвестиции в железнодорожную инфраструктуру, динамическое ценообразование, возможности бронирования через цифровые каналы, центральное местоположение вокзалов практически в любом городе, программы лояльности — всё это стимулирует спрос в сегменте пассажирских ж/д перевозок. Для агентств и ТМС, которые оказались в непростом положении из-за нестабильности рынка и меняющейся политики авиакомпаний, именно железнодорожные услуги могут стать новым источником дохода, который имеет колоссальный потенциал. По данным Ростуризма, в 2015 году в России отдохнули 50 миллионов российских туристов, что на 18% больше, чем в 2014-м. По прогнозам Ростуризма, в 2016 году эта тенденция сохранится и рост внутреннего туризма может составить около 30%. Основным видом транспорта для поездок по стране остаются железные дороги, однако усиление конкуренции с авиакомпаниями стимулирует ж/д отрасль к изменениям. Сегодня мы уже наблюдаем качественное улучшение сервиса на железнодорожном транспорте. В поездах появились современные интерьеры, ТВ, Wi-Fi, детские зоны, места для пассажиров с ограниченными возможностями, а для деловых людей — различные категории купе повышенной комфортности, опции заказа специального питания, бронирования переговорных купе и другие.
На ключевых бизнес-направлениях из Москвы были запущены комфортабельные высокоскоростные поезда «Сапсан», «Стриж» и «Ласточка», которые пользуются большим спросом у деловых путешественников. По данным ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), в 2015 году высокоскоростные поезда «Сапсан» перевезли около 4 млн пассажиров, что на 16% больше, чем в 2014 году, а дневные скоростные поезда «Стриж» и «Ласточка» — более 2 млн человек на маршруте Нижний Новгород — Москва, что на 14% больше, чем в 2014-м. Изменения произошли и в сфере дистрибуции: это динамическое ценообразование на ж/д билеты по России и за рубеж, разнообразные программы лояльности («РЖД-Бонус», дорожные карты «Сапсан» и другие), онлайн-инструменты и приложения для бронирования ж/д билетов.
По данным компании «УФС», объем российского рынка билетов на поезда дальнего следования оценивается в $13,5 млрд. Несмотря на то что в России, как и в Европе, подавляющая часть железнодорожных билетов реализуется самим перевозчиком через офлайн-каналы, отмечается стабильный рост продаж билетов через Интернет и мобильные приложения. По этим показателям Россия уже вплотную приблизилась к европейским странам, где порядка 30% всех ж/д билетов продается через онлайн-сервисы. Всё это говорит о том, что, несмотря на активное развитие внутреннего авиасообщения, спрос на ж/д перевозки в России остается высоким и перед агентствами и ТМС, которым сегодня чрезвычайно важно найти альтернативу доходам от авиабронирований, открываются новые возможности. Более того, у них уже есть все необходимые инструменты, чтобы продавать ж/д услуги как неотъемлемую часть поездки. Во-первых, за последние годы существенно выросло количество ж/д перевозчиков в GDS. К примеру, в Sabre доступно более 37 операторов железнодорожных сетей Европы и Северной Америки, включая SNCF (Франция), Amtrak (США), SJ (Швеция), RENFE (Испания), TheTrainline (Великобритания) и другие. Во-вторых, постоянно совершенствуются технологии для бронирования услуг, формирования мультимодальных путешествий и управления поездками.
Глобальная технологическая компания Sabre и компания «УФС» создали еще одно важнейшее условие для развития отрасли, впервые открыв агентам доступ к контенту АО «ФПК», ОАО «РЖД» и других российских перевозчиков через систему Sabre GDS. Это стало возможным благодаря интеграции двух систем: Sabre и УФС. То есть теперь агенты могут просматривать самую актуальную информацию о тарифах и свободных местах на поездах и бронировать железнодорожные билеты по России и за рубеж в привычном режиме — как авиаперелеты и отели. Интуитивно понятный графический интерфейс системы Sabre делает процесс выбора и покупки, а также изменения / возврата железнодорожного билета максимально простым и быстрым, а синхронизация PNR между системами бронирования позволяет легко добавлять ж/д сегменты в маршрут клиента. Еще одно преимущество использования одной системы для бронирования всех услуг — единый документооборот и отчетность, что для агентств и ТМС не менее важно.
Инновационные технологии позволяют агентствам и ТМС не только быстро адаптироваться к новым условиям рынка и оптимизировать бизнес, но и открывают для них новые ниши и источники дохода. Модернизация железнодорожного транспорта в ответ на потребности современных туристов и корпоративных путешественников вкупе с активным развитием рынка внутреннего туризма говорят о том, что при грамотном позиционировании железнодорожных перевозок в качестве дополнительной услуги агентства и ТМС имеют все шансы выгодно отличаться от конкурентов, повысить уровень лояльности клиентов и получить дополнительный доход.