>  «Восточный Экспресс» и его роскошные собратья

26.05.2005«Восточный Экспресс» и его роскошные собратья

Поездки в ряде железнодорожных поездов высокого класса, напоминающих скорее элитарные клубы, — не столько способ добраться из одной географической точки в другую, сколько изысканное путешествие с незабываемыми впечатлениями как от самого вояжа, так и от видов, проплывающих за окном. Кроме того, это и элегантная атмосфера: выход к ужину в смокингах и вечерних платьях, светская беседа под едва слышный стук колес, великолепная кухня, комфортабельные купе и услужливый персонал.

Доподлинно известно, что в самое первое роскошное путешествие по железной дороге отправилась британская королева Виктория, для которой построили особый вагон-салон, обставленный диванами с подушечками и широкими креслами с пуфиками. Его стены были задрапированы голубым муаром, а потолок напоминал шёлковое стёганое одеяло. Тем не менее идея проведения массовых поездок подобного уровня на поездах принадлежит американцу Джону Пульману, построившему в 1864 году первый комфортабельный состав, получивший название «Пионер». В Англии «Пульмановскую компанию дворцовых вагонов» ждал невероятный успех: все аристократы и члены королевской семьи путешествовали только в вагонах Пульмана. Но в континентальной Европе первым поездом для перевозки пассажиров в фешенебельных спальных вагонах стал «Восточный Экспресс» или Orient-Express, который создал бельгийский инженер Джорж Нагельмакерс.

Orient-Express, он же «Восточный Экспресс»

Впервые «Восточный Экспресс» отправился в путь в октябре 1883 года со Страсбургского вокзала Парижа в Румынию и далее в Константинополь. А его последняя регулярная поездка состоялась в мае 1977 года. За неполное столетие на «Ориенте» ездили император Франц-Иосиф, Елизавета II, Шарль де Голль, Никита Хрущев, Агата Кристи, Оноре де Бальзак, Марлен Дитрих и многие другие знаменитости. Известный роман Агаты Кристи показал среду обитания пассажиров «Восточного Экспресса»: как известно, сыщику Эркюлю Пуаро довелось вести свое расследование на фоне роскоши и великолепного сервиса поезда-отеля с его отменным рестораном, стильным салоном и комфортабельными купе.

Вторая жизнь роскошного поезда началась уже после того, как британец Джеймс Шервуд купил два раритетных вагона на аукционе «Сотби», а затем собрал и восстановил остальные вагоны. Первое путешествие из Лондона в Венецию через Симплон на обновленном, ставшем чисто туристическим «Ориент Экспрессе», прошло 25 мая 1982 года. Поезд начал также ходить из Венеции в Рим, Париж и Стамбул, и, конечно, по самому известному маршруту Париж — Стамбул. Сейчас Venice — Simplon Orient-Express следует из Венеции до Лондона через Верону, Инсбрук, Цюрих и Париж. Время в пути составляет 31 час, цена проезда, в зависимости от типа купе, — от €2300 до €5800.

В состав современного Orient-Express входит не более 21 вагона, половина из которых исторические, курсировавшие на линии Лондон – Париж – Стамбул. Максимальное число туристов при одно- и двухместном размещении в купе не превышает 120 человек на весь состав. В стандартном варианте он включает 9 спальных вагонов (одно- и двухместных), вагон-пульман, вагон-бар, вагон-душ, 2–3 вагона-ресторана, вагоны для персонала и охраны. Дополнительно цепляются багажный вагон, конференц-вагон и вагон-дизель. Поезд имеет и самые современные средства связи.

1993 года, после передачи части вагонов в Россию, «Восточный Экспресс» появился и на стальных магистралях крупнейшей железнодорожной державы мира. Интересы его нынешнего владельца — швейцарской турфирмы Reiseburo Mittelthrugau, в нашей стране представляет ЗАО «Ориент Экспресс сервис». Этим летом российский поезд, названный Nostalgie Istanbul Orient-Express, отправится в четыре 9-суточных рейса по маршруту Москва — Санкт-Петербург — Екатеринбург — Новосибирск — Красноярск — Иркутск (Байкал) — Улан-Батор — Пекин. Места на этих «Ориент Экспрессах» реализуются почти исключительно на зарубежном рынке, их стоимость — от €4,2 тыс. при 2-местном размещении. Кроме того, отдельные вагоны исторического поезда по заказам клиентов периодически прицепляют к рейсовым поездам на самых популярных маршрутах: по Золотому Кольцу, Русскому Северу, Транссибирскому маршруту, а также по Великому Шёлковому пути.

Собратья знаменитого экспресса

Успех туристического варианта Orient-Express оказался настолько громким, что послужил ориентиром для развития железнодорожного туризма во многих странах и континентах. Там, где этот вид отдыха всегда был популярен, его стали активнее пропагандировать. Вот лишь   немногие и наиболее известные собратья самого знаменитого экспресса, причем некоторые из них появились относительно недавно.

Поезд Majestic Imperator Train de Luxe, построенный в 1891 г., в настоящее время состоит из шести спальных вагонов и трех вагонов-ресторанов, восстановленных по сохранившимся чертежам состава императорской четы Франца Иосифа I и Елизаветы Австрийской. Современные вагоны предлагают своим гостям высочайший комфорт, сохраняя при этом атмосферу конца XIX — начала ХХ вв. В поезде одновременно размещаются до 150 гостей. Программа под названием «Императорский тур» начинается в Будапеште или Вене и предусматривает посещение Зальцбурга, Мюнхена, Праги и Венеции. Кроме того, Majestic Imperator ходит из Вены в однодневные поездки, его можно также заказать для обслуживания корпоративных мероприятий (от 20 человек).

Роскошные поезда Rovos Rail и Blue Train предлагают поездки по Южной Африке. Многие профессионалы турбизнеса считают Rovos Rail самым шикарным и престижным поездом в мире, где наивысший комфорт сочетается с элегантностью времен «Золотой лихорадки». Он оборудован в викторианском стиле, одновременно в 36 купе могут путешествовать до 72 пассажиров. Обслуживает состав команда из 30 человек. Путешествия на Rovos Rail продолжаются от 24 часов до двух недель, маршруты проходят по самым интересным уголкам ЮАР, а также по Танзании, Зимбабве и Замбии.

Blue Train — эксклюзивный отель на колесах в стиле модерн, предоставляющий возможность наблюдать за окружающей природой из специального вагона с панорамным видом. Этот экспресс, действительно окрашенный в синий цвет, начал ходить по Южной Африке в 1923 году. Blue Train бывает в столице страны Претории, в «алмазной столице» Кимберли, на месте встречи двух океанов — в Кейптауне, в Порт-Элизабет, ходит к знаменитому водопаду Виктория и даже в национальный парк Крюгера. Поездки занимают один-два дня. Гостям предлагаются купе двух видов: большая часть — люксы, оборудованные душем, а также суперлюксы с собственной ванной комнатой. В каждом купе есть телевизор, кондиционер, телефон и сейф. Путешествие из Кейптауна в Кимберли стоит $2 тыс. — $2,5 тыс.

132 пассажира Eastern & Oriental Express имеют уникальную возможность увидеть особую Юго-Восточную Азию, поскольку поезд сообщения Бангкок–Сингапур идет по самым укромным уголкам этого региона. Интересны и города Сингапур, Бангкок, Куала-Лумпур, в которых проводятся экскурсии. Продолжительность тура Бангкок–Сингапур составляет 3 дня/2 ночи, его стоимость от $1390 на человека. Путешествие по новому маршруту Бангокок–Аюттайя–Чианг Май–Лампанг–Качанбури–Бангкок занимает тоже 3 дня. В экспрессе имеются три категории купе, все они 2-местные, отличающиеся только размером. В каждом из них кондиционер, ванная, туалет. В «президентском» люксе есть две кровати, гардеробная комната, музыкальный центр, видео и бар.

Внутрибританские комфортабельные путешествия по железной дороге, как сто и более лет назад, по-прежнему обслуживают поезда British Pullman. Известные составы Golden Arrow и Braiton Belle состоят как из сидячих вагонов со столиками на двоих, так и купейных. Британские пульманы чаще всего ходят по непродолжительным маршрутам, таким как Лондон–Фолкестон–Лондон. Но отправляются они и в так называемые «Большие туры»: 7 дней по Великобритании (стоимость 2850 английских фунтов) и 4 дня по Шотландии (2250 фунтов).
Швейцарские панорамные экспрессы представляют собой поезда, вагоны которых имеют огромные окна, прозрачную крышу, а также вращающиеся кресла. На небольшой территории Швейцарии действуют 12 экскурсионных железнодорожных маршрутов. Причем Федеральные железные дороги Швейцарской конфедерации достаточно часто цепляют один или несколько панорамных вагонов к обычным рейсовым поездам.

«Канадский экспресс» (Express Canadian) следует из Торонто, района Великих озер, вдоль всей границы с США на Тихоокеанское побережье в Ванкувер. Комфорт трансканадского тура зависит от выбранного класса: от обычного сидячего варианта до спальных вагонов, сопоставимых с номерами хороших отелей. В составе есть и специальные панорамные вагоны.
Поезд высокого класса Palace on Wheels отправляется в путь по Индии на неделю и более. В комфортной и шикарной обстановке «старой доброй Англии», со всеми возможными удобствами XXI века, туристы путешествуют по стране, посещая «розовый» город Джайпур, озерный Удайпур, таинственные Джайсальмер и Йодхпур, открывают для себя тайны сокровищ Агры.


Иван Коблов




















  










Еще статьи из категории Железные дороги