17.07.2025Короткие путешествия

Каждый второй россиянин летом регулярно отправляется в короткие путешествия на 1-3 дня. Чаще всего уезжают на выходные, на личной машине, а самый популярный формат отдыха – поездки в соседний регион. Бюджет для таких поездок планируют заранее, а больше всего денег тратят на бензин, проезд или перекусы в дороге. Только за июнь 2025 года относительно прошлого года число платежей за услуги туризма выросло на 60% год к году – выяснили «Отелло» и «ЮMoney».
И если 60% россиян летом ездят в такие поездки регулярно – из них 48% – 1-2 раза в месяц, а 12% почти еженедельно. Ещё 38% совершают такое путешествие хотя бы пару раз за сезон, и лишь 2% тех, кто практически не ездит в короткие поездки летом. Для сравнения, весной и осенью большинство респондентов отметили, что отправляются в короткие путешествия пару раз за сезон (66% и 61%, соответственно), а зимой самый высокий процент тех, кто почти никогда не путешествует (21%).
Чаще всего в короткие поездки отправляются в выходные дни, так делают 78% опрошенных россиян – из них с захватом пятницы уезжают 57%. Второй по популярности вариант (48%) – в праздничные дни (майские, июньские, ноябрьские). Самые непопулярные дни недели – будни, однако 8% все же выбирают их для коротких путешествий.
Как отмечают аналитики «ЮMoney», вместо редких длинных отпусков россияне выбирают частые мини-путешествия на 1-3 дня – и делают это в 3 раза активнее, чем год назад. 51% опрошенных россиян отмечают, что у них основная статья расхода в коротких путешествиях – бензин и оплата проезда, на втором месте по популярности – перекусы в дороге (45%), а на третьем – кафе и рестораны (35%). Ещё 30% респондентов тратят больше всего на проживание, а 26% стараются не покупать ничего лишнего в таких поездках.
Большинство россиян (55%) предпочитают планировать бюджет для коротких поездок заранее – 37% из них примерно прикидывают будущие расходы, а 18% четко планируют свои траты. Четверть опрошенных (25%) вовсе не планируют бюджет, а тратят по желанию. 40% респондентов считают, что тратят в коротких путешествиях умеренно, 34% стараются экономить, а 26% позволяют себе расслабиться и не думать о расходах.
Более, чем у трети россиян (35%) не возникает непредвиденных расходов в поездках на 1-3 дня, однако среди таких трат чаще выделяют случайный шопинг, который может стать причиной для выхода за рамки бюджета у 30% опрошенных. У 29% перерасход возникает из-за перекусов в дороге, у 26% из-за непредвиденных походов в кафе и рестораны, а 22% чаще тратят больше запланированного на покупку сувениров и гастрономических деликатесов.
Согласно опросу «Отелло», большинство россиян (51%) в прошлый раз ездили в короткую туристическую поездку на 1-3 дня в соседний регион. Ещё 26% путешествовали в пределах области или края, в котором постоянно проживают, а 20% отправились в отдалённые регионы России. Только 2% ездили в другую страну и лишь 1% оставались в пределах своего города.
Самый популярный вид транспорта – личный автомобиль, его выбрали 49% россиян во время своего прошлого короткого путешествия. Второй по популярности вариант – поезд или электричка (26%). Реже всего для таких поездок опрошенные россияне использовали каршеринг (1%). Почти половина респондентов (49%) отметили, что добирались до места назначения 5 часов или меньше, 23% – 3 часа или меньше. Но некоторые респонденты совершали поездки продолжительностью около 12 часов и более – таких 9%.
В июне 2025 года во все выходные, включая июньские праздники, по сравнению с аналогичными датами в 2024 году совокупное число оплат за услуги туризма за уикенд (1-3 дня) в целом по России выросло на 60%, обороты в категории туризма стали больше на 19%, а средний чек снизился на 26%. Аналитики объясняют это тем, что россияне путешествуют чаще и разнообразнее. Это создает динамично развивающийся рынок доступного туризма, где каждые выходные могут стать маленьким приключением.
Число покупок билетов на пригородные поезда в июньские выходные 2025 года относительно 2024 года выросло на 11%, на автобусы – в 3 раза, а на авиабилеты – на 16%. Интерес к развлекательным категориям также вырос: количество продаж билетов на развлекательные мероприятия выросло на 57%, спрос на билеты в кинотеатры – почти в 3 раза, покупки билетов в развлекательные парки – на 53%, а спрос на кафе и рестораны вырос в среднем на 47% по сравнению с 2024 годом. Число покупок сувениров выросло в 2 раза, а оборот сувенирных магазинов увеличился на 18%.