>  Деловой туризм: статистика и тренды

12.12.2024Деловой туризм: статистика и тренды

Деловой туризм: статистика и тренды

© rawpixel.com - Freepik.com

Объем российского рынка делового туризма ежегодно растет на протяжение последних нескольких лет, сообщили в РСТ.

По словам соруководителя комитета РСТ по MICE-туризму и конгрессно-выставочной деятельности Натальи Евневич, рост корпоративных событий с начала этого года по отношению к первому кварталу 2023 вырос на треть, а по сравнению со вторым кварталом 2023 – на 19%. Спрос на деловые мероприятия в третьем квартале 2024 превзошел показатели предыдущего года на 54%.

«Деловой туризм первым восстановился после пандемии и падения рынка, связанного с началом СВО в 2022 году. Количество внутренних командировок увеличилось на 18%, а объем бронирования в гостиницах – на 5-7%. В топе популярных городов России для деловых туристов Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи и Казань», – заявила Наталья Евневич.

Ожидается, что по итогам текущего года общий объем рынка бизнес-поездок достигнет одного триллиона рублей.

По данным Фонда Росконгресс, в 2024 году объем российского рынка MICE увеличился примерно на 15-20% по сравнению с предыдущим годом. Основными факторами роста стали развитие инфраструктуры, спрос со стороны бизнеса на корпоративные и международные мероприятия, а также активное внедрение новых технологий и форматов организации событий.

В этом году объем российского рынка MICE-услуг оценивается примерно в 22-23 миллиарда рублей. Основными клиентами в этой сфере остаются промышленные компании, фармацевтический сектор, а также растущий интерес проявляют IT-компании, банки и государственные структуры.

Планируется, что 2025 году расходы компаний на деловые поездки увеличатся на 20-25%. К такому мнению пришла представительница компании «ТКП» Оксана Данилова на конференции «Командировки 2025», которую организовала Smartway Travel Group. Также на бизнес-мероприятии представители «Аэрофлота» и «РЖД – Цифровые пассажирские решения» поделились аналитикой и прогнозами, которые отражают динамику делового туризма в России и за рубежом. 

По прогнозам Союза агентств делового туризма (САД), объем рынка делового туризма к концу 2024 года достигнет 1 трлн рублей. Общее число командировок по России в 2024-м выросло на 18% к году – это на 2% выше прироста в 2023 году относительно 2022-го, согласно аналитике компании Smartway.

В 2024 году деловые туристы отдают предпочтение авиаперелетам: их доля в текущем году – 76% с приростом 6% к году. Средняя продолжительность командировки: 2-3 дня по России и 5 дней – за пределами РФ.

«По внутренним перелетам наибольший прирост средней цены отмечен на направлении Москва – Екатеринбург – на 23% по сравнению с прошлым годом. Единственное направление, где цена снизилась, – Москва – Санкт-Петербург, на 3% по сравнению с прошлым годом. На международных направлениях самый большой прирост средней цены на рейсе Ташкент – Москва – 21%. И самый значительный спад в цене на направлении Шанхай – Москва – на 12%», – комментирует динамику руководитель коммерческого отдела «ТПК» Оксана Данилова.

Анастасия Березовская, начальник отдела по работе с корпоративными клиентами «Аэрофлота», считает: «На рынок авиаперевозок и на ценообразование значительно повлияли рост стоимости авиакеросина, ремонт воздушных суден и инфляция. Но фокус на внутренних авиаперелетах, договоренности с лизингодателями и эффективное использование авиапарка помогли сбалансировать ценовое предложение для клиентов».

Деловые поездки на поезде в 2024 году выбирали 24% деловых туристов. При этом динамика к году уменьшилась на 6% (30% в 2023-м).

«По железнодорожным перевозкам самое большое увеличение среднего чека было в марте, на 20,3% к году. Наименьший прирост в цене был зафиксирован в январе и сентябре – всего на 10%. Самое дорогое направление в 2024 году – Симферополь – Адлер: средняя цена увеличилась на 32,2% к году. Направлений, на которых средняя цена в текущем году снизилась, нет», – подвела итоги Оксана Данилова.

Евгения Чухнова, генеральный директор «РЖД – Цифровые пассажирские решения», добавляет: «Деловой пассажир железнодорожного поезда в 2024-м – это в 75% случаев мужчина 37 лет, который покупает билет во вторник или пятницу за 1-10 дней до поездки в вагон купе».

По мнению представителя «ТКП» Оксаны Даниловой, в 2025 году компании должны быть готовы к увеличению бюджетов на командировки на 20-25% из-за роста цен на авиаперелеты, изменения ключевой ставки и влияния инфляции.

Еще статьи из категории Новости