>  Чего ждать от осени?

19.09.2011Чего ждать от осени?

  Наступающий осенне-зимний сезон простым не будет. Это признают практически все участники российского рынка. Вроде бы есть поводы для оптимизма, в частности, интенсивные продажи туров, начавшиеся летом. Но туроператоры обеспокоены: запланированные объемы перевозки явно превышают норму, меняется туристическое законодательство, едва ли можно ожидать серьёзной прибыли… Своими мыслями они поделились с TTG Russia

  Даёшь глубину!

  Сначала — о положительных факторах. Туроператоры отмечают большую глубину продаж на экзотических направлениях. «Уже в июле активно шли бронирования на осень и Новый год, несмотря на то, что пока заявлено мало чартеров. Например, если взять Мальдивы, то низких тарифов на октябрь, ноябрь на регулярных рейсах остается не так много и не на все даты», — отмечает Екатерина Ефимова, директор департамента выездного туризма «КМП групп». Кроме того, она констатировала, что в конце лета уже поступали заявки на март 2012 года по разным направлениям.

  «Летом активно и с хорошей глубиной продавались на осенне-зимние даты туры в страны Карибского бассейна: Мексику, Кубу, Доминикану», — добавляет Ирина Семенова, директор департамента выездного туризма «Трансаэро Тур». А по словам Бориса Бурыкина, председателя совета директоров «Асент Трэвел», в августе спросом пользовались осенние и новогодние экскурсионные поездки в Китай, отдых на Хайнане и во Вьетнаме, а также комбинированные программы по Юго-Восточной Азии.

  В сегменте горнолыжных туров тоже наблюдаются ранние бронирования. «Но не такие активные, как на экзотических направлениях», — говорит Елена Протопопова, коммерческий директор «Турбюро Ренессанс». Что касается экскурсионных туров по Европе, они, по мнению Карена Гончарова, генерального директора компании «DSBW-Tours-Континент» сейчас продаются с докризисной глубиной. «Это примерно полтора месяца — три недели. Я считаю такой расклад положительным, поскольку в период глобальных финансовых проблем люди покупали путевки в последний момент», — утверждает г-н Гончаров.

  Меньше денег

  Ситуация со спросом разная на всех направлениях. Так, в горнолыжном сегменте, как отметил Борис Бурыкин, количество поступающих заявок примерно равно прошлогоднему. Немного увеличился интерес к Кубе и Доминикане, по мнению Ирины Семеновой. Впрочем, что касается Доминиканской Республики, спрос просто вернулся к прежнему «дохолерному» уровню. Велик риск нового спада из-за постоянно муссирующейся в СМИ угрозы ураганов. Этой точки зрения придерживается и Елена Протопопова.

  Туроператоры по Европе констатируют, что растёт спрос, но прибыли больше не становится. «Туристы запрашивают в основном размещение в отелях 2–3*, покупают дешевые программы. Клиенты избалованы скидками, а турагентства — комиссией. В итоге, в наступающем сезоне с рентабельностью вряд ли будет лучше, чем в прошлом», — комментирует Алексей Попов, заместитель генерального директора BSI Group.

  К тому же турист уходит в Интернет, на сайты, где можно бронировать туры напрямую. Это движение началось давно, но с каждым сезоном оно усиливается. Туроператоры считают, что стремление клиентов к самостоятельности отнюдь не будет способствовать повышению прибыльности бизнеса. Именно поэтому сейчас многие участники рынка стараются создать конкурентные системы онлайн бронирования, чтобы эффективнее вооружить агентов.

  Горим?

  Следующий вопрос, вызывающий беспокойство туроператоров, — перевозка, а точнее — её избыток. Ситуация с чартерами пока до конца не определена, поскольку не все контракты подписаны. Будет ли их больше — спорный вопрос. По мнению Бориса Бурыкина, количество заказных рейсов останется примерно на прошлогоднем уровне. Екатерина Ефимова, со своей стороны, полагает, что чартеры в любом случае окажутся в профиците.

  Очевидно, что увеличится количество регулярных рейсов, особенно на экзотических направлениях. По словам Ирины Семеновой, немалые объёмы перевозки придётся переваривать рынкам Мальдив, Вьетнама, Мексики. «Скопятся» самолёты и над Хайнанем (Китай). Алексей Попов отмечает, что больше регулярных рейсов ожидает Великобританию и Францию. Андрей Сутулин, заместитель гендиректора «Веди Тур Групп», добавляет, что увеличение количества бортов ожидает чешский рынок.

  В связи с этим обстоятельством эксперты ожидают появления чрезмерно дешевых предложений по большинству направлений, несмотря на то что перевозка в целом дорожает — авиакомпании подняли сборы. Несоответствие амбиций игроков — блочников и держателей чартеров — реальной ситуации на рынке уже становится традицией российского турбизнеса. По этому поводу образно высказался Карен Гончаров: «Мне такая ситуация напоминает производство йогуртов. Нужно, к примеру, 100 штук на 100 человек, а выпускают 150, в надежде, что каждый съест больше. Но больше люди съесть не могут, да и число потребителей не увеличивается. Поэтому горение было и будет».

  Туроператоры ответят

  И ещё одна тема, обсуждаемая участниками российской туриндустрии перед началом нового сезона, — грядущие изменения в Законе об основах туристической деятельности. Речь идёт о том, что если в сентябрьском чтении будут приняты поправки, турагентствам предстоит обслуживать клиентов от имени конкретных туроператоров. Представители туротрасли по-разному оценивают такую перспективу.

  По мнению Алексея Попова туроператорам придется полностью отвечать перед туристами: если раньше порядка 80–90% исков были обращены к агентствам, то теперь иски перейдут к туроператорам, которые пока явно не готовы расширять свои юридические отделы. «Ничего хорошего я не жду, — отмечает Владимир Воробьев, президент компании «Натали Турс». — Идет структурирование рынка, меняется законодательство. Все ляжет на плечи туроператоров».

  А Карен Гончаров считает, что теперь всё будет по-честному: «Ведь за продажу тех или иных товаров отвечает производитель, а не магазин. То же самое будет происходить в турбизнесе. И это правильно».

Лиза Гилле

Еще статьи из категории Новости

Свежий номер