09.12.2016 
Foto: Adolfo Gonsalvez

В конце года принято подводить итоги. В том числе и в туризме. Как в целом прошел год для Вашей компании? Каковы планы на год следующий? С такими вопросами наш корреспондент обратился к представителям туротрасли разных стран. Нам ответили:

Луис Бовес Мартин, советник по туризму Отдела туризма посольства Испании в РФ:

– Испания занимает лидирующие позиции в сфере туризма как страна каникулярного отдыха. За 9 месяцев текущего года страну посетили уже более 60,3 млн. иностранных туристов – и это более чем на 10% превышает результаты аналогичного периода прошлого года. Мы ожидаем, что по итогам года Испанию посетят более 74 млн. иностранных гостей. Скорее всего, это будет третий показатель после Франции и США. По данным Национального Института Статистики Испании (FRONTUR), в прошлом году Испанию посетили 955.982 гостей из России. За 9 месяцев нынешнего года – почти 843 тысячи, и это на 1,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Россияне для нас – очень важные туристы. Они не только проводят досуг на солнце и на пляже. А активно ездят на экскурсии, совершают покупки и интересуются гастрономическими маршрутами. По данным Egatur в среднем каждый российский турист за первые шесть месяцев тратил в Испании ежедневно 161 евро. А средняя продолжительность пребывания ваших соотечественников в Испании одна из самых высоких – почти 10 дней. Доля же затрат российского туриста составляет 2,2% от общего числа затрат иностранных туристов в Испании. Россияне находятся на втором после Китая месте по покупкам, совершенным в магазинах системы tax free. Российский турист всегда желанный гость в Испании.

Почти 94% россиян приезжают в Испанию с целью отдыха, более 84% останавливаются на отдых в гостиницах. Почти 60% туристов – это женщины в возрасте от 25 до 44 лет. Почти 24% россиян прилетают в Испанию с семьей, а 71% предпочитают отдыхать летом. Наибольшей популярностью у россиян пользовались Каталония (57%), Сообщество Мадрид (10%), Канарские острова (8%). Лишь 34% россиян покупали готовые туры, а 66% путешествовали и отдыхали самостоятельно.

В следующем году ожидаем дальнейшего роста турпотока из России, а для этого планируем активно участвовать в выставках и продвигать различные виды туризма, в том числе и сравнительно новые в России: экологический, наблюдение за птицами, свадебный и др.

Дмитрий Арутюнов, генеральный директор туркомпании «Арт Тур»:

– За 10 месяцев нынешнего года мы выполнили объем целого прошлого года. И уверен, что за два последних месяца заметно перевыполним планы по отправке туристов в разные страны. Очень положительную динамику в течение года наблюдали по Мальдивам, Эмиратам, Индонезии, Вьетнаму и ряду других стран.

Планы на год следующий диктует рынок. А он таков, что многие клиенты уходят с массовых направлений, где сами могут забронировать отель и авиабилеты, в «индивидуальное плаванье», где им нужна помощь опытной туркомпании. Думаю, будут востребованы всевозможные приключенческие туры в Африку, Латинскую Америку и Юго-Восточную Азию. У нас по крайней мере уже много запросов на всевозможную «экзотику»: будь то сафари в Кении – Танзании или комбинированные туры в Бразилию-Аргентину. Или в Новую Зеландию. Будет также популярен отдых класса «люкс» на островах и далеких морских курортах. Мне кажется, что вообще сегмент массовых туров изживает себя и все меньше россиян обращаются в турфирмы, чтобы полететь в Турцию или Египет, массовые направления. Будут неплохо продаваться нестандартные туры, необычные, требующие хорошей подготовки со стороны туроператора. Будут востребованы и различные образовательные туры – для обучения какому-либо языку.

Константин Кинель, руководитель службы маркетинга представительства в РФ Управления туризма Таиланда:

– За восемь месяцев нынешнего года Королевство Таиланд посетили более 650 тысяч российских туристов – что на 20% больше чем за аналогичный период года прошлого, крайне неудачного для туротрасли России. В целом год прошел неплохо. Особенно по отношению к 2015-ому году, когда Таиланд посетили более 882 тысяч российских туристов, что на 45% меньше, чем в 2014-ом, когда кризис в России начался и когда рубль резко «обвалился» по сравнению с основными мировыми валютами. В нынешнем же году рубль чуть-чуть «укрепился» и мы сразу же это почувствовали по росту турпотока и увеличению числа бронирований – об этом нам рассказали в российских туркомпаниях, занимающихся отправкой россиян на отдых в Королевство. По итогам года нынешнего можно ожидать около или более миллиона прибытий российских туристов. По этому показателю, а также по популярности среди россиян Таиланд занял в этом году первое место. Но это только благодаря тому, что в нынешнем году два самых популярных у наших сограждан туристических направления, Турция и Египет, были фактически закрыты. Чартеры туда не осуществлялись, а регулярных рейсов было не так много. И еще: в нынешнем году увеличилась с 14 до 17 дней средняя продолжительность пребывания россиян в Таиланде. И это – тоже отрадный факт. Соответственно наши сограждане больше потратили денег – что, конечно же, радует тайцев.

Россия за первое полугодие стояла на 9-ом месте, уступив из стран Европы лишь Великобритании. Рейсов в нынешнем году вполне хватало. Помимо регулярных рейсов «Аэрофлота» некоторые туроператоры («Библио Глобус», «Анекс Тур» и др.) запустили свои рейсы. Возвращается в Россию и национальный авиаперевозчик Таиланда, авиакомпания Thai Airways – с 4 –я рейсами еженедельно. В следующем году реклама будет осуществляться под тем же традиционным лозунгом – Amazing Thailand («Удивительный Таиланд»). У нас запланировано участие в 16 крупных туристических мероприятиях, включая выставки «Отдых» и MITT в Москве. Летом состоится роад-шоу в Казахстан и Азербайджан, где есть потенциальные туристы. В сентябре запланировано такое же роад-шоу по Волге, в городах Самаре и Казани. Мероприятия по продвижению туристических возможностей Таиланда пройдут также в Сибири и на Дальнем Востоке, откуда многие годы наблюдается стабильный рост интереса к отдыху в стране. Что же касается видов туризма, то здесь ничего кардинально нового не предвидится. Все те же пляжный, экскурсионный, экологический, свадебный виды туризма.

Сергей Джанша, президент Русско-Китайского клуба:

– Вторая половина нынешнего года прошла вполне успешно. Началось некое оживление на китайском направлении, которым преимущественно занимаются члены нашего клуба-некоторые российские туроператоры. Восстановились групповые экскурсионные туры, активно полетели наши сограждане и на остров Хайнань. Да так, что сейчас в неделю до 1000 россиян только из Москвы еженедельно отправляются на этот самый известный морской курорт Китая. А глубина бронирования туров достигает конца января, чего давно уже не было.

Что же касается года следующего, то дума, будут очень востребованы туры на отдых на Хайнань, который наши сограждане вновь полюбили. Причем не только у групповых туристов, но и индивидуальных, которые пользуются услугами регулярных рейсов. Уверен, что будут неплохо продаваться групповые экскурсионные туры по стране, в том числе и в новые регионы, которые пока еще мало известны в России. Я веду речь о провинциях Сычуань и Юннань. Первая славится заповедниками панд и природными национальными парками. Вторая – деревнями, где живут национальные меньшинства. Неслучайно ведь авиакомпания «Сычуаньские авиалинии», видя интерес к своей провинции со стороны россиян, запускает с 3 декабря дважды в неделю регулярный авиарейс по маршруту Чэнду – Москва – Чэнду. А оттуда уже на рейсах той же авиакомпании можно лететь в Лицзян и другие интересные места провинции Юннань.

Будут также востребованы туры на обучение китайскому языку и оздоровительные туры. Сейчас почти 90% отдыхающих на Хайнани россиян, обязательно посещают клинику китайской традиционной медицины. А многие родители обращаются к нам с просьбой отправить их детей в Китай, чтобы учить китайский язык, который очень востребован сейчас.

Артур Мурадян, генеральный директор туркомпании «Спейс Трэвел»:

– Для нашей компании, как, я думаю, и в целом для российской туротрасли, год прошел успешно: мы отправили в нынешнем году почти в три раза больше туристов, чем годом ранее. По доходам почти приблизились к 2013-ому году, по крайней мере лучше финансово завершаем Год обезьяны, чем два предыдущих.

Что же касается год следующего, то на мой взгляд будут востребованы туры чуть выше бюджетного. Со средним чеком на двоих за 10 дней от $2500. Что касается конкретных направлений, то будут востребованы и неплохо будут продаваться пляжные туры в ближайшие безвизовые страны. Такие как Египет и Турция, которые я надеюсь, откроются в начале года. Также будет популярен отдых в Юго-Восточной Азии, особенно в Таиланде и Вьетнаме. И также активно будут бронироваться туры в Краснодарский край и Крым. При том, что цены там выросли в нынешнем году и к весне следующего вырастут еще больше. Эти регионы имеют своего устойчивого клиента, для которого отдых в России по карману и моден. Чего нельзя сказать о Тунисе, Иордании и Марокко. Эти страны будут хуже востребованы – из-за большей дороговизны по сравнению с Египтом и Турцией. Надежды на Марокко в нынешнем году не оправдались из-за дорогой перевозки и низкого качества обслуживания.

Что касается визовых стран, то будут продаваться туры на отдых в Грецию, где очень лояльная визовая политика и в целом отношение хорошее со стороны греков к россиянам. К тому же ценовые войны между крупными туроператорами направления могут привести к демпингу, что на руку рядовому потребителю. Болгария будет очень популярна, как летняя, так и зимняя. Пока горнолыжные туры туда – самые дешевые. Австрия останется в лидерах как горнолыжное направление. Финляндию ждет дальнейшее падение в области массового организованного туризма, зато будет рост по самостоятельным индивидуальным путешествиям. Дальнейшее падение потока из России прогнозирую по ряду стран Европы, в области организованных экскурсионных туров. В первую очередь это коснется Франции и Великобритании.

Не ожидаю большого прироста по дальнемагистральным экзотическим направлениям: Маврикию, Мальдивам и Сейшелам. Здесь клиентура постоянная и новичков мало. В целом же ожидаю хорошего года, как по прибыли, так и по количеству наших сограждан, которые выедут за рубеж.

Татьяна Ванд, генеральный директор туркомпании «Ванд Интернешенел»:

– Нынешний год оказался не хуже 2015-го. И это самое главное. Улучшила ситуацию осень, когда клиенты начали активно бронировать новогодние туры.

Что же касается 2017-го года, то, думаю, резких увеличений объемов не будет. Ожидаю «ровного» года как по числу клиентов, так и по доходам. Будут популярны недорогие экскурсионные туры по России, опять же недорогой летний отдых в Болгарии, Египте и Турции – если эти страны наконец-то «откроют» для массового туризма. Если это произойдет, то резко могут «просесть» Крым и Краснодарский край, которые с каждым годом дорожают. Вообще ожидаю, что средний чек по лету на человека на неделю будет составлять 500 евро. За эти деньги можно будет неплохо отдохнуть в той же Турции или Греции, которая наверняка будет популярна. Будут также востребованы индивидуальные туры в дальние российские регионы, такие как Камчатка, озеро Байкал, Алтай.

Федор Юрин

возврат к списку