Мишель Сталпорт из Carlson Rezidor Hotel Group не новичок в нашей стране: в 2006–2009 годах он занимал должность вице-президента по России, СНГ, Прибалтике и Турции, затем уехал во Францию и несколько лет возглавлял региональный офис гостиничной компании в западноевропейских странах и Африке. С начала 2016 года он вновь работает в Москве на позиции регионального вице-президента по Восточной Европе и России. Корреспондент TTG Russia поинтересовался у Мишеля Сталпорта, почему он решил вернуться в Россию и какие изменения заметил в бизнесе, культуре и образе жизни в стране.
— Господин Сталпорт, вас не было в России семь лет. На какие изменения вы обратили внимание?
— Изменений много. Десятилетие назад, когда я впервые приехал в Россию, рынок находился на подъеме и имел огромный потенциал для роста. Сейчас, конечно, ситуация совсем иная — санкции и экономическая нестабильность наложили свой отпечаток на многие сферы бизнеса, в том числе и на гостиничную индустрию: реже открываются новые отели, работает значительно меньше экспатов. Но в то же время есть и позитивные изменения — Москва стала гораздо более привлекательным городом, нежели десять лет назад. Сейчас она очень чистая, по центральным улицам приятно гулять пешком, а передвигаясь на автомобиле, нельзя не заметить улучшение ситуации на дорогах.
— Да, многие отмечают, что пробок стало меньше…
— Именно! Конечно, и сейчас ситуация далека от идеала, но в сегодняшней Москве примерно такой же трафик, как в большинстве европейских столиц: Лондоне, Брюсселе, Париже. Не знаю, что сыграло главную роль — увеличение числа дорожных развязок, популяризация велосипедов, новые правила парковки или что-либо еще, но факт остается фактом: по Москве сейчас значительно легче ездить, чем раньше. Но самое главное — люди стали гораздо более дружелюбными. В прошлый свой визит я видел вокруг мрачные лица и чаще всего в ответ слышал: «Нет, нет, нет...» — сейчас всё по-другому. Недавно, например, мы с женой ходили на почту, чтобы заполнить регистрационную форму. Нам потребовалось меньше десяти минут: сотрудники были очень дружелюбны, сразу помогли и ответили на все вопросы. Еще десять лет назад я не поверил бы, если бы кто-то рассказал мне, что такое возможно в Москве. И не только в Москве! Две недели назад я ездил в командировку в Челябинск и заметил, насколько более открытыми и общительными стали люди. Россия очень изменилась. И я хочу добавить, что она остается для нас привлекательным рынком. Новые отели здесь по-прежнему нужны, особенно уровня 3 и 4 звезды.
— Какие города вы рассматриваете в первую очередь?
— Пожалуй, в России сейчас только Сочи и Санкт-Петербург обладают достаточным количеством отелей, во всех остальных регионах наблюдается явный дефицит качественных номеров. Поэтому в наши планы входит развитие как в Москве, так и в крупных региональных городах с населением свыше одного миллиона человек.
— В Carlson Rezidor много брендов. У каких из них, по вашему мнению, лучшие перспективы в России?
— Бренд премиум-класса, Radisson Blu, больше подойдет для крупных городов и бренд среднего ценового сегмента, Park Inn by Radisson, — для средних. И конечно, если в России когда-нибудь откроется отель бренда категории люкс, Quorvus Collection, то это произойдет, вероятнее всего, в Москве.
— Что является вашей основной задачей как вице-президента по Восточной Европе и России?
— Укрепление позиций компании Carlson Rezidor как крупнейшего международного гостиничного оператора в этом регионе. Сейчас наша компания лидирует по количеству номеров в России, СНГ и странах Балтики, и я надеюсь, что за время моей работы появится много новых гостиниц.
— Сколько?
— Мы хотим минимум 20 отелей! А если говорить серьезно, то сегодня российскому гостиничному рынку нужны сильные специалисты, и сейчас наша главная задача — таких специалистов воспитать, дать им возможность получить опыт работы в интернациональной команде и выйти на международный уровень.
— Сколько генеральных управляющих в вашей команде — россияне, а не экспаты?
— Сейчас пять, но я уверен, что вскоре их будет больше. Новое поколение ваших соотечественников дает повод для оптимизма: они коммуникабельны, трудолюбивы, любознательны, владеют иностранными языками и серьезно относятся к своей карьере. Еще одна вещь, которую мне хотелось бы изменить, — гендерный дисбаланс. На глобальном уровне группа Carlson Rezidor даже запустила специальный проект для поддержки и развития женщин с целью формирования правильного гендерного баланса в компании. Пока, к сожалению, в России среди топ-сотрудников гостиничного бизнеса не слишком много женщин. В Европе ситуация иная, там они гораздо чаще занимают высокие посты. Я считаю, что индустрия гостеприимства — та отрасль, в которой женщины могут добиться огромных успехов, и очень рад, когда оказываюсь прав. В свое время я доверил руководство самым большим в России отелем, работающим под управлением Carlson Rezidor, — Park Inn by Radisson Прибалтийская на 1193 номера — именно женщине: Лизетт Бота была его генеральным управляющим более двух лет и справлялась со своей задачей великолепно. Еще один пример— бренд-директор Carlson Rezidor по Восточной Европе Людмила Киселева недавно получила приглашение работать в дубайском офисе нашей компании, где возглавила отдел продаж.
— Вы легко расстаетесь с ключевыми игроками своей команды, особенно если сами их учили с нуля?
— Конечно, нелегко… Для меня это является проблемой — приходится экстренно обучать и вводить в курс дела людей, у которых пока еще нет достаточного опыта. Но я понимаю, что для моих сотрудников это прекрасный шанс. Когда Людмила пришла ко мне за советом, я ответил: «Если бы я был на вашем месте, мой чемодан был бы уже собран». И это действительно так! Новое поколение сотрудников гостиничной отрасли должно иметь большой интернациональный опыт и быть в состоянии работать в любой стране мира. Это расширяет кругозор, учит понимать разные культуры. Например, в Африке, приезжая даже на деловые переговоры, ты должен обязательно переночевать в доме хозяина, иначе обидишь его. В Европе совсем другие традиции. Такие тонкости необходимо знать, работая в крупной международной и мультикультурной компании.
— Вы строгий босс?
— Работая в России, нельзя быть строгим руководителем, иначе сотрудники вообще не будут проявлять никакой инициативы. Как я уже говорил, в каждом регионе и в каждой стране свои особенности поведения, и ваши соотечественники нередко предпочитают спрашивать обо всем руководство и минимизировать персональную ответственность. Мы же в компании приветствуем самостоятельное мышление и готовность отвечать за принятое решение. Я всегда говорю своим коллегам: «Не бойтесь делать ошибки. Не ошибается тот, кто ничего не делает». Я хочу знать мнение членов своей команды, слышать, как они его отстаивают, поэтому, когда в работе возникает какая-либо проблема, мои подчиненные приходят ко мне и мы вместе стараемся найти причину и устранить ее. Очень радует то, что с каждым годом инициативных, самостоятельных и готовых учиться людей в вашей стране становится больше. Новое поколение россиян готово жить в интернациональном мире, учитывать мнение окружающих, нести ответственность за свои поступки. За ними будущее, и это вселяет оптимизм.
Елена Соболева