Председатель совета директоров туроператорской компании BSI Group и по совместительству вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Андрей Игнатьев в начале июля защитил докторскую диссертацию по туристской проблематике. Диссертация посвящена проблемам в сфере туризма в мировом масштабе: она названа «Инновационные технологии управления в туристическом бизнесе в эпоху глобализации». О глобальных проблемах туризма и не только о них господин Игнатьев побеседовал с нашим корреспондентом
— Андрей Владимирович, поздравляю с успешной защитой. Тяжело дался этот труд?
— Очень тяжело. Я больше пяти лет занимался подготовкой к защите. В 2001 году я защитил кандидатскую диссертацию, посвященную проблемам инвестиций в гостиничный сектор России. С тех пор и началась подготовка к докторской. На этот раз я решил изменить проблематику и постарался исследовать тему, которой в силу обязанностей занимаюсь ежедневно. Только подошел к ней более широко.
— Основываясь на своей работе, расскажите, какие глобальные изменения ждут мировой туристический бизнес в обозримом будущем?
— Однозначно будет происходить объединение и укрупнение игроков на туристическом рынке. Эта тенденция в духе времени, она затронет и нашу страну. Недавно в связи с известными событиями Владимир Путин дал указание навести порядок на туристическом рынке. Так что сейчас самый подходящий момент для консолидации. В какой еще стране на рынке существуют четыре с половиной тысячи туроператоров? Необходимо, чтобы каждый туроператор нес финансовую ответственность за безопасность своего бизнеса, а сейчас они не могут это сделать, малый размер финансовых гарантий не обеспечивает выполнение основных обязательств. По моему мнению, размер фингарантий нужно повысить хотя бы до 50 млн рублей. Именно это в свое время предлагала наша ассоциация. У нас есть закон, есть инструменты его использования, но эти инструменты применяются не в полной мере. Что касается доверия к компаниям, то я уверен, что те, кто хотят долго существовать на рынке, будут вкладываться в продвижение своего бренда. Понятно, что тот, кто дорожит своим именем, в случае каких-то проблем со своей стороны сделает все возможное, чтобы исправить ситуацию. Но на туристическом рынке не может быть четыре тысячи брендов, их просто никто не запомнит. А вот когда их станет на порядок меньше, то и узнаваемость их повысится.
— Но ведь положительные изменения в результате введения фингарантий уже имеют место быть? Сократилось число игроков…
— Одно из главных положительных изменений — удалось остановить волну перерегистрации компаний. Все помнят, что еще недавно это было в порядке вещей, теперь оформить перерегистрацию стало затруднительно, ведь страховщики и банкиры не дадут гарантию только что появившейся, никому не известной компании.
— А как быть нишевым и небольшим региональным операторам, у которых маленькие объемы работы? Они имеют право на существование? Ведь можно качественно обслуживать и небольшое количество туристов…
— Маленький туроператор по определению не может гарантировать качественный конкурентоспособный продукт. Зачем нужна на рынке продукция сомнительного качества? На рынке достаточно иметь сотню туроператоров, которые способны гарантировать качество своей работы.
— Вернемся к глобальным проблемам. По-вашему, какие еще тенденции будут характерны для мирового туристического рынка?
— Думаю, стоит ждать дальнейшего роста продаж в целом в мировом масштабе. Количество туристов стабильно увеличивается год от года, и оно будет продолжать расти. Будут активно развиваться глобальные системы прямого бронирования, что приведет к значительному сокращению агентского звена в структуре турбизнеса. Это мы уже видим на примере авиакомпаний — многие туроператоры, в том числе и мы, перестают быть агентами по продаже авиабилетов. Теперь очередь за прямыми бронированиями гостиниц и других туристических услуг.
— Что тогда останется турфирмам, если все будет бронироваться напрямую?
— У туроператорских компаний остается свой сегмент — создание интересных туров, которые требуют профессионального подхода. Потребителю скомпоновать тур сложно, этим должны заниматься работники турфирм. Так что конкуренция в турбизнесе будет все больше выражаться в соревновании за лучший турпродукт, наиболее востребованный у конечного потребителя.
— Каковы перспективы развития российского турбизнеса?
— Одна из главных проблем, которая исследуется в работе, — привлечение инвестиций. Удивительно, но до сегодняшнего дня этим всерьез никто не занимался. Достаточно сказать, что пока что ни одна из туристических компаний России на осмелилась на IPO. Трудно сделать туристическую компанию привлекательной для внешнего инвестора. Если же будут сделаны инвестиции, то и ситуация в туристическом секторе сразу улучшится.
— А вашу компанию вы считаете привлекательной для внешних инвестиций?
— Да, достаточно сказать, что нам уже неоднократно поступали предложения о приобретении бизнеса. Но пока продавать его рано. Продавать нужно тогда, когда уже нечего сказать. А нам еще есть чем удивить турбизнес.
— Если не секрет, можно подробнее рассказать, чем рассчитываете удивить?
— В первую очередь удивлять нужно результатами. А для их достижения надо внедрять новые технологии. Будем вести работу в Интернете, создавать новые разделы на нашем сайте, которые должны привести к качественному увеличению продаж, будем оптимизировать внутреннее управление компанией и работу по привлечению стратегически важных партнеров, по обмену существующими ресурсами.
Беседовал Максим Шандаров