15.04.2015Фингарантии туроператоров: прошлое, настоящее и будущее
В том виде, в котором сейчас существует инструмент финансовых гарантий в законодательстве, он не имеет будущего. Основная причина нежелания страховых компаний заниматься этим состоит, с одной стороны, в невозможности просчитать риск того, что какой-либо туроператор вдруг решит объявить о приостановке или неисполнении обязательств — а ведь именно это сейчас и является страховым случаем, с другой стороны, в острой проблеме с размещением этих рисков в перестрахование.
Если говорить о страховании ответственности туроператоров, то с самого начала страховщики не воспринимали это в качестве бизнеса. Подумайте сами, реестр состоит из 2–3 тысяч туроператоров — на этом бизнес и заканчивается. И никакое увеличение тарифа не поможет этому рынку, будь то 5% от страховой суммы или 10%. Такая стоимость обременяет туроператора, но при этом и не компенсирует потери страховщиков, т.к. риски и страховые суммы существенно превышают их доходы. Даже с учетом инструмента перестрахования, которым пользуется наша компания при поддержке международных партнеров.
Туроператорскому рынку нужны адекватные правила игры и четкие требования, прописанные в законе. Ну и, конечно, контроль их деятельности. И я уверен, что сам рынок это только одобряет. Сейчас же мы видим лишь обременение компаний дополнительными инструментами защиты, и это не исключит те причины, по которым игроки его покидают. Если посмотреть на страховой рынок и его регулирование, то вы увидите целый механизм, который нам приходится задействовать в своей работе. Это и контроль активов, и формирование резервов, и перестрахование рисков. Но все это дает возможность контролировать надежность страховых компаний и гарантии выполнения обязательств. Конечно, не бывает идеального механизма, но абсолютно точно существуют хорошие примеры, которые могли бы принести пользу туристическому бизнесу.
Идея создания персонального фонда каждого туроператора имеет право на жизнь. Это те реальные средства, которые могут быть задействованы в случае приостановки деятельности или банкротства. Но и это не является регулированием. Как минимум должна быть создана процедура приостановки деятельности, уведомление надзора о финансовых проблемах компаний. Ведь основной целью нового закона должно стать предупреждение таких «банкротств», которые случались в последнее время, а не изобретение компенсационных инструментов. Чем меньше у туроператора будет возможностей «уйти по-английски», тем больше турист и будет защищен. Страхование никогда не будет работать вне закона и математики, поэтому сейчас мы видим такую реакцию страховщиков. И никакая форма дополнительного страхования «от банкротства» не способствует реальной защите, а лишь дискредитирует туристический рынок.
Я считаю, что консолидированное мнение страхового рынка, сформулированное ВСС, о желании исключить этот вид финансовых гарантий из закона является абсолютно логичным и закономерным. И туроператоры тоже это поддерживают. Ведь, по сути, нам просто навязали эти «взаимоотношения».
Что касается маржинальности страхования ответственности туроператоров, о падении которой много говорят в сообществе, то ее в принципе не было. Сам вид страхования ответственности появился в России в 2007 году как обязательный для туроператоров и добровольный для страховщиков. И, естественно, за последние 2 года вся маржинальность, накопленная с 2007, просто была исчерпана. По сути, все страховщики ушли в минус.
Основная беда на туристическом рынке, на наш взгляд, это то, что многие туроператоры страхуются ради порядка, о чем многие из них сами и говорят. При этом с рынка они уходить не собираются. По сути дела, для туроператора финансовая гарантия — это бумага, которую они подают в Ростуризм, и тем самым входят в реестр для осуществления туроператорской деятельности. Если бы они понимали, для чего на самом деле нужна финансовая гарантия, то отношения туроператорского рынка со страховым были бы другими. Когда рынок прозрачен, его игроки могут показать свое финансовое самочувствие, то и страховщики совершенно по-другому котируют риск и совершенно по-другому представляют себя на этом рынке. Изначально нужен другой инструмент регулирования туроператорской деятельности, финансовые гарантии отработали на 100%, но основной проблемой оказалась недострахованность туроператоров. То есть туроператор приходит в страховую компанию и говорит, что ему нужна финансовая гарантия на 30 миллионов. А на самом деле ему нужна была финансовая гарантия больше, чем на 200 млн. Вот и проблема. Плюс отсутствие перестраховочной возможности для принятия больших, чем 100–200 млн, сумм гарантий по одному договору. Вот и выходит — замкнутый круг. И никакая идея «страхования каждой путевки» не поможет, учитывая опять же вышеперечисленные аспекты. Ведь если сейчас страховщики не готовы страховать 12% от выручки ТО (согласно текущему закону), то о каком страховании каждой путевки, т.е. 100% от оборота, может идти речь?
Информация о финансовых гарантиях есть всегда на сайте туроператора в разделе «Финансовое обеспечение», где вы видите и список страховых компаний, которые предоставили финансовые гарантии. Из этого можно получить реальную страховую сумму. И естественно, рекомендуем обратить внимание на свой договор — с каким юридическим лицом он был заключен и на какую сумму предоставлена финансовая гарантия.