>  Петербург с парижским шиком

14.04.2017Петербург с парижским шиком

Петербург с парижским шиком

В марте в санкт-петербургском «Гранд Отеле Европа» после реставрации вновь открыл свои двери легендарный бальный зал «Крыша».

С момента своего создания в 1909 году по проекту Федора Лидваля ресторан «Крыша» привлекал самую модную публику Северной столицы. Дизайн зала площадью 300 м², перекрытого остекленным мозаичным коробовым сводом, решен в неоклассическом стиле. Интерьер поражает обилием лепных узоров и огромным количеством зеркал, которые, отражая проникающий сквозь стеклянный потолок свет, придают помещению ауру эфемерности и легкости — зал словно парит над улицами Петербурга. Помещения на верхнем этаже отеля интересны своей историей. Она начинается в 1908 году, когда в связи с возрастающей популярностью гостиницы было решено расширить ее за счет мансарды над пятым этажом. Проект «фасада надстраиваемого здания Европейской гостиницы в Санкт-Петербурге» был утвержден самим императором и «собственною Его Величества рукою начертано «Съ» (Согласен) 15 августа 1908 г.».

В 1909 году была возведена мансарда, а на ней обустроен ресторан «Крыша» с открытой летней террасой. Долгое время он был лучшим в Петербурге, пообедать в нем считалось для приезжего таким же традиционным действом, как осмотр главных достопримечательностей столицы. Разнообразие меню и изысканность блюд поражали даже видавших виды знатоков, а уникальное расположение ресторана давало возможность взглянуть на город с необычного ракурса.

Александр Блок писал в 1912 году: «Завтракали на крыше Европейской гостиницы, там занятно: дорожки, цветники и вид на весь Петербург, который прикидывается оттуда Парижем». Известный петербургский краевед Лев Лурье так говорит о «Крыше»: «До революции здесь сиживали шведский король, японский наследный принц, премьер-министр Греции, губернаторы, предводители дворянства, московские текстильные короли, сибирские золотопромышленники, уральские металлурги. Здесь великая балерина Анна Павлова обрела своего покровителя темного дельца Виктора Дандре, ставшего ее гражданским мужем».

В сталинское время обычные люди в ресторан не ходили. На «Крыше» бывали челюскинцы, генералы, заезжие иностранцы, народные артисты. Народный артист Николай Симонов, известный всей стране по роли Петра Первого в одноименном фильме, часто сиживал здесь, охотно раздавая автографы. В середине 1950-х модная городская молодежь преодолела робость, вошла в крутящуюся дверь «Европейской», поднялась на «Крышу» и оказалась в другом мире.

В ресторане каждый вечер можно было видеть одни и те же лица: начинающие, но уже известные художники с красавицами женами, ленфильмовские режиссеры, фарцовщики, адвокаты, молодые физики, доктора и кандидаты, стиляги, артисты, спортсмены, модельерши, композиторы и находившаяся на взлете молодая ленинградская литература в лице ее ярчайших представителей: Иосифа Бродского, Сергей Довлатова и других. Иногда молодежь перебирала горячительного, случались драки, самым опасным бойцом считался начинающий Андрей Битов. Когда в Ленинград приезжали знаменитые москвичи Евтушенко, Ахмадуллина, Аксенов, они сразу шли на «Крышу», зная, что встретят там коллег по цеху, да и вообще модных, красивых, молодых людей.

Бывший директор Большого зала Санкт-Петербургской филармонии Дмитрий Соллертинский рассказал забавный эпизод: «В 1986 году в Ленинград приехал великий пианист Владимир Горовиц. На сцене Большого зала он присел на стул, что-то вспоминая. «Да, — задумчиво произнес музыкант, — я играл здесь пятьдесят лет назад. Скажите, а на «Крыше» по-прежнему есть киевские котлеты?»

Нынешняя реставрация зала была выполнена по проекту лондонского дизайн-бюро Robert Angell Design International с огромным уважением к историческому наследию отеля. Все помещения — от элегантного лобби и террасы до бального зала — связаны единым стилевым решением в легких пастельных тонах. Интерьер лобби украшают диваны, обитые кожей с тиснением под страуса. Дерзкий графический рисунок мраморных полов эффектно контрастирует с декором гардероба. Вход в роскошное фойе оформлен ажурной решеткой ручной ковки. Стены украшены обоями с дамасским узором селадонового цвета, под стать богатым портьерам с растительным узором. Неожиданное новое решение получила барная стойка на террасе: теперь ее украшают изразцы с изображением райских птиц и цветов. Северная и южная части террасы оформлены в характерных для классицистического модерна бледно-голубом и пыльно-сиреневом цветах. Фацетированные зеркала оформлены рамами по музейным образцам. Стенам бального зала придали перламутровый, жемчужно-серый оттенок, что усилило рельефность лепных композиций карниза, изображающих путти и сатиров.

Проект реставрации «Крыши» стал частью грандиозного плана отеля по сохранению уникальных интерьеров города — самых просторных президентских апартаментов Северной столицы, пяти апартаментов в духе русского авангарда, нового ресторана Azia, исторического фасада отеля. В 2017 году запланировано масштабное обновление 114 гостевых номеров, которое будет стоить порядка 4 миллионов долларов. «Гранд Отель Европа» — старейшая гостиница класса люкс в Санкт-Петербурге. Отель, расположенный на углу Невского проспекта и Михайловской улицы, был открыт в 1875 году и за свою продолжительную историю повидал важных гостей со всего света. Здесь император Николай II принимал принца Сиама, ужинал Петр Ильич Чайковский, давал концерт сэр Элтон Джон и пела Уитни Хьюстон.

Мария Желиховская

Еще статьи из категории Гостиничный бизнес

Свежий номер