>  Отели в электронной упаковке

01.11.2008Отели в электронной упаковке

Отели в электронной упаковке

  Электронные продажи в турбизнесе последние годы получили весьма широкое распространение. Еще десять лет назад, наверное, лишь немногие специалисты-компьютерщики могли реально оценить, насколько значительное развитие получит эта технология реализации туристического продукта. Теперь же, наоборот, вряд ли кого стоит убеждать, что за ней еще более впечатляющее будущее

  Своеобразным этапом многие специалисты считают 2000–2001 годы. На рубеже веков электронная торговля в туризме, в том числе и в России, начала прогрессировать ускоренными темпами. И своеобразным «локомотивом», тянущим за собой все другие составляющие индустрии путешествий, здесь выступил авиатранспорт. О ведущей роли бизнеса воздушных перевозок, основные представители которого в нынешнем году полностью перешли на электронный билет, говорится и пишется немало. На них в вопросах электронной коммерции постоянно равняются поставщики других сервисных продуктов, как в транспортной отрасли, так и в самом туризме.

  Так, все большее количество гостиничных номеров во всем мире продается через веб-сайты самих отелей и специализированных фирм. У единичного пользователя Интернета появляются все более широкие возможности по бронированию проживания в отелях, расположенных практически в любой точке земного шара. В то же время эта услуга доступна не только индивидуалам. Гостиницы и туроператоры также создают свои электронные системы в расчете на агентов и корпоративных клиентов — своего рода компьютерно-гостиничный В2В — «бизнес для бизнеса».

  В свою очередь структуры, занятые электронной продажей отелей В2В, как правило, тоже имеют более узкую специализацию. Кто-то нацелен на реализацию VIP-отелей и апартаментов, другие специализируются на местах массового отдыха, третьи предлагают размещение в столицах и деловых центрах. Держателями систем, действующих в России, выступают как отечественные туроператоры и компании, так и зарубежные фирмы, чаще всего те, которые имеют филиалы в нашей стране. Причем приобретать номера у крупнейших электронных компаний, тем более при больших объемах собственных продаж, агентам нередко бывает выгоднее, чем напрямую у самих отелей. Дело в том, что владельцы компьютерных систем имеют эксклюзивные договоры с рядом гостиничных сетей, позволяющие им выставлять весьма привлекательные и конкурентоспособные цены.

  Если сравнивать с прошлым годом, то объем электронных продаж в гостиничном бизнесе в настоящее время возрос в среднем на 35%. Уровень же интернет-продаж номеров отелей в общей структуре реализации ведущих туроператоров отечественного рынка на сегодня достигает 30-40% и продолжает увеличиваться. Как отмечают в турфирмах, для более успешной работы оператора с агентской сетью требуется система бронирования в режиме реального времени. Что и понятно, ведь все хотят видеть, что именно в настоящий момент есть в наличии. Кроме того, on-line бронирование позволяет продавцам значительно увеличить объемы продаж, поскольку отпадает необходимость консультировать покупателей по телефону, пересылать заявки, делать повторные поиски.

  Как правило, у крупных реализаторов отелей зарегистрировано до 2 тыс. агентов, из которых примерно 500 реально работают, а из них порядка сотни — наиболее активные. В основном агенты — представители Москвы и области, хотя есть из регионов и стран СНГ. Сейчас гостиничные операторы начинают налаживать все более плотные контакты с региональными потребителями, для чего регулярно участвуют в местных выставках и workshops. По их опыту, последние года два у немосковских агентов начал появляться повышенный интерес к компьютерному бронированию.

  Для своих агентов компании — поставщики электронно-гостиничного продукта предусматривают разные условия и схемы сотрудничества. Наиболее простой вариант — предоставление информационно-просмотрового доступа. В этом случае фирма-покупатель имеет возможность вместе с описанием отелей получать полную информацию о наличии в них свободных мест и о тарифах. Самостоятельного бронирования такое агентство не ведет. Второй вариант — доступ без финансовых гарантий. У каждого отеля есть предельный срок оплаты брони, обычно за один-два дня до даты заезда, после которого выставляются штрафные санкции. Как раз в это время нельзя вести бронирование агенту, имеющему данную форму допуска. И наконец — бронирование без каких-либо ограничений, для чего требуется предварительное внесение депозита или предоставление банковской гарантии.

  Оплата услуг проводится преимущественно по безналичному расчету. Стандартная агентская комиссия в гостиничном бизнесе, в том числе электронном, составляет 10%, реже 12%. Однако при повышенных объемах бронирования размер комиссионных увеличивается. Специальные условия получают турфирмы, у которых хорошо развиты собственные продажи, но в «суперагенты» с максимально высоким вознаграждением, как правило, попадают компании, имеющее разветвленную сеть либо обслуживающие корпорантов.

  Конкуренция на рынке электронных продаж отелей в секторе В2В, отмечают его участники, достаточно высокая. Во-первых, она идет в технической части — конкурируют компьютерные системы реализаторов. Их уровень определяется в первую очередь тем, какое количество разноплановых услуг загружено в систему и насколько ее навигация доступна и удобна пользователям. Если же брать рынок в целом, то, по мнению экспертов, в нашей стране его можно считать вполне сложившимся. Законодателями мод электронных продаж отелей на нем выступают, естественно, крупные компании, постоянно нацеленные на расширение собственной базы и агентской сети. Это, в свою очередь, способствует глобализации рынка. И хотя он по-прежнему динамичен, пребывает в состоянии постоянных перемен, появления новых серьезных игроков на нем вряд ли стоит ожидать, по крайней мере, в ближайшее время.

Подготовил Игорь Горностаев



МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Анна Новикова,
начальник отдела бронирования
компании «Карлсон Туризм»:

  — Специалисты нашей компании четыре года назад разработали on-line систему электронного бронирования для агентств. Основным продуктом, составляющим более 80% всего объема наших электронных продаж, являются отели. Мы предлагаем преимущественно немассовые направления, поэтому львиную долю продаж составляют европейские страны, а также отели в США и ряде государств Азии. Среди наших основных клиентов — бизнес-туристы, корпоранты, индивидуалы. Кроме того, в системе представлены апартаменты, а также трансферы и экскурсии, которые выступают скорее как дополнительные услуги, и конечно же авиабилеты. Несколько месяцев назад появились и on-line предложения по автопрокату компании Holiday Autos. Этому продукту мы сейчас уделяем повышенное внимание.
  В нашей системе представлены предложения пяти известных поставщиков туруслуг — Gulliver’s Travel Associates, Holiday Autos, Kuoni Travel, Travco, Miki Travel и Tourico holidays. Они технологически объединены в единый интерфейс и синхронизированы. Это дает возможность предлагать широкий спектр гостиничного продукта — к услугам потребителей более 50 тысяч отелей, самые разные категории номеров. Увеличение числа поставщиков, по нашему мнению, может привести к «утяжелению» работы системы продаж из-за возможных проблем технического плана. Правда, не исключено, что еще один партнер у «Карлсон Туризма» все же появится — он будет предлагать курортные направления, которые у нас пока в должном объеме не представлены.


Валентин Ведякин,
заместитель генерального директора
по развитию компании «Капитал Тур»:

  — Наша компания сотрудничает с системами on-line бронирования отелей Gulliver’s Travel Associates, а также Hotel Bed, на основе которой действует наша надстройка «Хотел Букинг». Система «Гулливер» довольно широко распространена в России, поскольку имеет хорошее соотношение «цена — качество», а также весьма развитую структуру визовых приглашений. Однако у нее нет в достаточном количестве курортной составляющей. Ее успешно представляет система Hotel Bed, в первую очередь на таких направлениях, как Испания, Португалия, Андорра, на которых активно работает «Капитал Тур». «Гулливер» предоставляет и другие услуги: бронирование апартаментов, прокат автомобилей, трансферы, экскурсии. Но примерно 95% продаж приходится на гостиничный сектор. Наше партнерство с «Гулливером» началось в 2003 году, а через два года мы вошли в российский «топ трех». Кроме нашей компании в нем присутствуют UTS и «Карлсон Туризм».
  Спрос на индивидуальные туры постоянно растет, а потому все больший интерес для потребителей представляет и услуга on-line бронирования. Туристам нравится самостоятельно создавать свои туры. И к Новому году «Капитал Тур» запустит еще и свой собственный «конструктор туров». Эта система, созданная на базе действующей программы «Мастер Тур», будет реализовывать уже ресурсы нашей компании. В одном интерфейсе она объединит весь необходимый путешественникам сервис.


Борис Самарянов,
генеральный директор компании
STAR Travel:

  — Наша компания ориентирована, в первую очередь, на молодежь, которая лояльна к новым электронным системам, Интернету и другим новинкам времени. Молодые люди предпочитают бронировать услуги в реальном режиме, а не тратить время на поездку в агентство и общение с операторами. Поэтому предоставление гибких условий для планирования путешествия с помощью функциональной системы on-line бронирования на сайте STAR Travel стало для компании приоритетной задачей. Сегодня мы работаем с уникальной, полностью русифицированной системой реализации авиабилетов, созданной на базе профессиональной системы Amadeus, в которой отображены тарифы практически всех авиакомпаний мира, а также заложены наши спецпредложения. Помимо этого мы оптимизировали процесс on-line бронирования за счет введения ряда дополнительных услуг: параллельно с билетом на сайте можно подобрать номер в отеле, место в хостеле, заказать трансфер из аэропорта, купить билет на концерт любимой группы, приобрести страховку. У нас представлены свыше 70 тысяч как дорогих, так и экономичных гостиниц по всему миру — в России, Европе, США, азиатских странах. Бронирование номеров можно осуществить самостоятельно в международной системе бронирования гостиниц, доступ к которой есть на сайте STAR Travel. Каждый может подобрать вариант, исходя из своих финансовых возможностей, географических и прочих пожеланий. Для этого клиенту необходимо иметь кредитную карту и оплатить 10% от стоимости проживания напрямую гостинице или же обратиться к нашим консультантам, которые помогут подобрать проживание практически в любом городе мира и оплатить первоначальный взнос наличными. За последние пять лет популярность электронных систем, помогающих оптимизировать процесс подбора и покупки туруслуг, по нашим оценкам, выросла с 10% до 50%.

Еще статьи из категории Гостиничный бизнес

Свежий номер