01.10.2008Туроператоры прогнозируют бум на израильском направлении
В ночь с 19 на 20 сентября начал действовать безвизовый режим между Россией и Израилем. Этим, естественно, решили воспользоваться многие россияне, имеющие на Святой Земле родственников и друзей. Отмена визового режима обрадовала и российские туркомпании, специализирующиеся на отправлении туристов в Израиль, — во многих из них прогнозируют Нэтта Пелиг-Брискин, глава настоящий бум на этом направлении
Как заметила Ирина Денина, заместитель генерального директора компании «Турбазар», сразу же после отмены визового режима намного вырос поток клиентов, жаждущих посетить Землю Обетованную и отдохнуть на ее морских курортах. Запросы на отдых и экскурсионные туры в Израиль поступают из многих российских регионов, от семей с детьми, людей разных профессий и возраста. Наибольшей популярностью пользуется отдых на Красном и лечение на Мертвом море. В связи с этим турфирма более чем в два раза по сравнению с прошлым годом увеличила свой блок на еженедельных чартерных рейсах авиакомпании «Глобус» (дочернего предприятия S7) из Москвы в Увду, аэропорт, расположенный неподалеку от Эйлата. Соответственно свои объемы по Израилю туроператор планирует увеличить по сравнению с осенне-зимним сезоном прошлого года в полтора-два раза. И это притом что цены на турпакеты в страну в нынешнем сезоне выросли на 30–40% — в основном из-за подорожания авиабилетов, а также из-за повышения цен на отели, которых катастрофически не хватает. По мнению Ирины Дениной, третий для «Турбазара» сезон по Израилю может пройти вполне успешно, если не будет переизбытка авиаперевозки.
Похоже, что опасения г-жи Дениной имеют основания — в Израиль заявлено слишком много авиарейсов, как регулярных, так и чартерных. Ежедневно на регулярной основе авиакомпании «Трансаэро» и El Al осуществляют по два перелета из Москвы в Тель-Авив. На пиковые даты с билетами возникают проблемы, но в другое время самолеты не всегда заполнены. Особенно большие сложности могут возникнуть на рейсах в Эйлат. Помимо уже названных чартеров «Глобуса» (первая цепочка стартовала 5 октября, вторая запланирована с 30-го), полеты в Эйлат (причем не только в Увду, но и в аэропорт самого города-курорта) из Москвы планируют также авиакомпании Israir, Sandor, «Газпромавиа». У последней запланировано три чартерные цепочки на Boeing 737-700: со 2 ноября стартует первая цепочка по воскресеньям, с середины декабря — вторая, а позже — и третья. Таким образом, только из Москвы до конца нынешнего года появится не менее 6 еженедельных авиарейсов в Эйлат — это в сумме около тысячи туристов. К этому можно добавить два еженедельных самолета из Санкт-Петербурга авиакомпании ГТК «Россия» (еще около 350 человек).
«Непонятно, где размещать такое число россиян, если отельная база в Эйлате, да и в целом в Израиле не так велика. А ведь на Святую Землю активно летят и граждане других стран. Да и сами израильтяне любят свой морской курорт и охотно проводят там свои отпуска и уик-энды», — сетует Жанна Снежницкая, руководитель израильского отдела туркомпании «Карлсон Туризм». По ее мнению, к недостаткам, которые сдерживают турпоток из России в Израиль, помимо проблем с отелями можно отнести и техническую неготовность израильских принимающих компаний к столь большому числу туристов. Местные туроператоры с трудом справляются со всевозрастающим спросом на Израиль. Не хватает русскоязычного персонала, квалифицированных лицензированных гидов. Особенно проблематично будет в период новогодних праздников, которые многие россияне захотят отметить на Святой Земле. Под них некоторые авиакомпании планируют запустить дополнительные чартеры. Например, El Al планирует два дополнительных рейса в конце декабря. Поднимется чартер из Ростова-на-Дону и, возможно, Санкт-Петербурга.
На проблемы с отельной базой в Израиле, сдерживающие рост турпотока из России, пожаловался и Олег Драгунский, генеральный директор туркомпании «Социум Тур», старожила направления. «У россиян большой интерес, например, к отдыху и лечению на Мертвом море, но на его побережье всего 15 отелей. Они часто бывают полностью заняты самими израильтянами и туристами из США и Западной Европы, так что, у российских туристов могут возникнуть здесь проблемы с расселением», — заметил он.
«Поток россиян в Израиль, разумеется, вырастет,— считает Владимир Канторович, президент туркомпании «КМП Групп» (также старожила на данном направлении), — но не столь интенсивно, как этого хотелось бы израильским чиновникам и туроператорам. В стране не хватает мест в качественных отелях, а также квалифицированных русскоговорящих гидов. К тому же сам отдых здесь нельзя назвать дешевым». К примеру, самый экономичный 11-дневный комбинированный тур, сочетающий экскурсионную поездку по стране с отдыхом в Эйлате, обойдется в ноябре в более чем $1300 (при проживании в отеле 3* с завтраками). Однако в нынешнем сезоне отдых в соседнем Египте, который долгое время был вполне доступен россиянину со средним уровнем доходов, обойдется примерно в ту же сумму. Если учесть, что в Израиле экскурсионные программы гораздо интереснее, многие россияне наверняка предпочтут нынешней зимой отдохнуть именно на Святой Земле.
Многие из туристов наверняка обратятся в туркомпанию «Сольвекс», которая предлагает в нынешнем осенне-зимнем сезоне около 30 экскурсионных туров по Израилю. Часть из них «завязана» на перелете в Эйлат, откуда можно совершать поездки в Парк Тимна (место легендарных копий царя Соломона), Иорданию и крепость Массаду. Другие экскурсионные программы (в Иерусалим, Хайфу, Нетанию, Вифлеем) начинаются из Тель-Авива. Предвидя рост популярности Израиля, туркомпания планирует увеличить свои объемы в нынешнем году примерно на 30%.
Полны оптимизма и в турфирме «Трэвел МС», являющейся новичком направления. По словам Эльдара Мустафаева, начальника отдела продаж и бронирования компании, риски в нынешнем сезоне существуют, но пройдет он успешно. Благодаря большому числу авиарейсов из России и отмене виз, Израиль вполне может стать массовым туристическим направлением и хорошей альтернативой соседнему Египту. В свой первый по Израилю сезон этот туроператор планирует отправлять еженедельно не менее 300 клиентов на курорт Эйлат на рейсах «Газпромавиа», которые данный туроператор и консолидирует. «Проблем с отелями в Эйлате у нас не будет. Их на курорте около 60, и для наших клиентов места там найдутся», — считает г-н Мустафаев.
Пока трудно спрогнозировать ситуацию. Может быть, действительно сезон пройдет гладко и успешно. А может быть, из-за переизбытка авиаперевозки и недостатка мест возникнет демпинг. Мнения участников рынка по этому вопросу разделились. Но в любом случае сезон обещает быть интересным. По крайней мере для туристов, которым представится возможность открыть для себя одно из удивительнейших и интереснейших в мире государств.
Федор Юрин