>  Хорватия: в ожидании дальнейшего роста

01.04.2008Хорватия: в ожидании дальнейшего роста

Хорватия: в ожидании дальнейшего роста

  Уже сейчас очевидно, что хорватское направление в России продолжит в этом году свое активное развитие. Одна из гарантий этого развития — отсутствие визовой проблемы. Главная же особенность нынешнего сезона — увеличение количества региональных чартерных рейсов и доли региональных продаж. Впрочем, количество московских чартеров тоже увеличится, так что, эксперты не исключают коррекции заявленных планов и появления демпинговых предложений. Вместе с тем, памятуя о прошлогоднем дефиците гостиничных номеров на наиболее популярных курортах, крупные туроператоры заметно увеличили количество гарантированных мест в востребованных отелях. Что касается цен на турпакеты, то они, по мнению специалистов, вырастут не менее чем на 15%, главным образом из-за роста цен на авиабилеты.

Пока без виз

  Главная положительная новость для турфирм и любителей хорватского отдыха — вступление Хорватии в Шенгенскую зону откладывается на неопределенное время. Таким образом, это туристическое направление остается одним из немногих в Европе, куда российские туристы по-прежнему могут попасть без визы, имея на руках лишь действующий паспорт и гостиничный ваучер. «Это приятная новость. То, что введение виз откладывается, дает нам гарантию возможности оформления тура в Хорватию по принципу last minute, а это значительно расширяет возможности продаж, ведь многие россияне до сих пор планируют свой отдых в последний момент», — считает Юлия Жадан, начальник хорватского отдела компании UTE Megapolus Group. Вместе с тем нельзя исключать, что решение о введении виз может быть принято в разгар туристического сезона.

Авиаперевозка: со всех концов России

  В этом сезоне сразу несколько туроператоров по Хорватии увеличили перевозку из Москвы на хорватские курорты. Особенно заметно по сравнению с прошлым сезоном выросло количество рейсов в Пулу. Это и неудивительно — по оценкам экспертов, на пляжи Истрии отправляется более половины всех российских туристов, решивших отдохнуть в Хорватии. Что касается авиакомпаний, которые будут летать в Пулу, то больших изменений по сравнению с прошлым годом не предвидится, а основной объем придется на Boeing 747 авиакомпании «Трансаэро». Единственное отличие нового сезона — возможное отсутствие на этом направлении авиакомпании «ВИМ-авиа». «В этом году туроператоры стараются не работать с «ВИМ-авиа», памятуя о прошлом сезоне, когда у них редкий рейс отправлялся без задержек», — рассказал нам представитель одной из операторских компаний, пожелавший остаться неизвестным.

  Особенность нынешней перевозки — увеличение количества дней недели, в которые можно добраться до курортов Истрии и Далмации. Например, в этом сезоне, в отличие от прошлого года (когда рейсы на этот курорт отправлялись только по пятницам), в Дубровник можно будет улететь дважды в неделю — по пятницам и вторникам. Рейсы по вторникам на «Боингах» 737 авиакомпании «Атлант Союз» добавила к расписанию компания «ПАКС». Ситуация со Сплитом стала еще более конкурентной: в эту набирающую популярность в России курортную зону заявлено сразу три программы полетов в три разных дня недели. «Трансаэро» (на «Боингах» 737) и «Атлант Союз» (на Ил-86) будут отправлять свои чартеры по воскресеньям, а «Аэрофлот» планирует на летний период (с 14 июня по 27 сентября) поставить регулярные рейсы на Ту-154 по вторникам и субботам. Таким образом, в Сплит заявлено не менее 800 кресел, причем из всех трех аэропортов столицы, что заметно превосходит прошлогодние объемы на этом направлении. Кроме того, в Сплит полетит и прямой чартер из Екатеринбурга. Не исключено, что такая ситуация может спровоцировать снижение цен на туры, особенно в середине июня, когда спрос еще невысок, а большинство чартерных программ уже стартовали в полном объеме. Впрочем, говорят в турфирмах, нельзя исключать, что количество рейсов будет уменьшено по результатам бронирований в начале лета.

  Что касается региональной перевозки, то она в этом сезоне вырастет еще значительнее по сравнению с московской. Например, «Асент Трэвел» заявил сразу несколько новых программ. «Мы впервые ставим чартерные программы в Пулу из Казани и Нижнего Новгорода и увеличиваем перевозку из Санкт-Петербурга, а из Екатеринбурга будем делать две программы — в Пулу и в Сплит. Таким образом, основное увеличение наших объемов придется именно на регионы», — говорит Евгений Судьбин, заместитель гендиректора компании «Асент Трэвел». Единственной программой, с которой до сих пор нет ясности, является чартер в Пулу из Новосибирска, но, по его словам, дело тут не в спросе, а в отсутствии у авиакомпании S7 Airlines технической возможности выполнять этот рейс. «Как только мы найдем свободный борт у другой авиакомпании, мы сразу объявим о начале продаж на рейс из Новосибирска, спрос на него увеличивается», — добавляет г-н Судьбин. Общее же увеличение перевозки в предстоящем сезоне по своей турфирме он оценивает в 700 кресел.

  Новые программы из регионов заявили и другие игроки рынка. Так, компания UTE Megapolus Group планирует поставить чартеры из Самары и Екатеринбурга в Пулу. «В прошлом году наши туристы из Самары и Екатеринбурга летали через Москву, но анализ работы наших региональных офисов показал, что рынок созрел для прямых рейсов», — поясняет Юлия Жадан. Компания «Капитал Тур» тоже запланировала региональные программы: она впервые будет работать на рейсах в Пулу из Ростова-на-Дону, Самары и Екатеринбурга.

Гостиничная база: хороших отелей не хватает

  Одной из наиболее острых проблем на хорватском направлении всегда была нехватка модернизированной гостиничной базы. Поэтому в этом сезоне ряд игроков рынка решил подстраховаться и увеличить свои квоты в востребованных отелях. «В прошлом году мы страдали от недостатка номеров, поэтому в этом году взяли их значительно больше», — говорит Александр Калинин, заместитель начальника отдела ОАЭ, Хорватии и Черногории компании «Капитал Тур». Аналогичным образом поступили и другие крупные операторы.

  Между тем в наступающем сезоне, скорее всего, сохранится дефицит высококлассных отелей. «Уже сейчас многие отели на июль — август стоят на «стопе». Европейцы ведь за полгода бронируют места, а наши еще не научились этому», — констатирует Татьяна Антонова, сотрудник хорватского отдела компании «Интерюнион». Особенно, по ее мнению, трудно получить нужные номера в четырех-пятизвездных береговых отелях Южной Далмации. «Если Истрия среди европейцев более популярна у немцев, то в Дубровник ездят все, и с местами там всегда проблема», — говорит Татьяна Антонова.

  По оценкам экспертов, сейчас в большинстве пятизвездных отелей (которые в основном сосредоточены в Истрии) доля россиян превышает половину от всего количества клиентов, и нет никаких предпосылок, что эта доля будет уменьшаться. «В отеле Eden 5* в Ровине русские покупают до 70% номеров, в высококлассных отелях Умага россиян тоже очень много, 30–40%», — отмечает Евгений Судьбин. Главная проблема для наших турфирм — в нехватке таких гостиниц, особенно в Далмации. По мнению г-на Судьбина, темпы обновления гостиничной базы, особенно в Дубровнике, явно недостаточны.

  Между тем гостиничная база Хорватии в этом году может похвастаться несколькими новинками и отелями, реконструированными на базе старых гостиниц. Перед началом летнего сезона открылся крупный туристический комплекс «Солярис» в Шибенике. К началу сезона после реконструкции открывается и Sol Koral, четырехзвездный отель под Умагом, принадлежащий испанской гостиничной цепочке Sol Melia. Причем звездность его после ремонта не изменилась. К сожалению, хотельерам не удалось открыть в Умаге в июне (как изначально планировалось) отель Adriatik Kempinski 5* — начало его работы перенесено на конец текущего года. Зато в Порече в июне откроется новый отель Laguna Molindrio 4*, и российские операторы уже бронируют в нем номера. На этот год запланировано и открытие отеля Monte Mulini 5* в Ровине (дата уточняется). А Дубровник может похвастаться появлением отеля Grand Hotel Park, который после реконструкции повысил свою категорию до 4*. В актив Дубровника можно добавить и пятизвездный Rixos, который хоть и открылся в конце прошлого сезона, но проработал недолго и закрылся на зиму для устранения недостатков. Кроме того, в Дубровнике открылся небольшой, но, по словам операторов, очень уютный пятизвездник More. Вместе с тем в Истрии перед сезоном закрылись на реконструкцию несколько крупных отелей, в частности, гостиница «Ривьера» в Порече (которая станет Palazzo 4*), а также гостиницы «Бельведер» и «Петалон» на курорте Врсар.

Максим Шандаров

Еще статьи из категории Страноведение