04.04.2005Хорватия: Лидирует Истрия
Как известно, перелеты из России в Хорватию осуществляются в Пулу, полуостров Истрия, в Сплит, Средняя Далмация, и в Дубровник, Южная Далмация. Несмотря на то что у чартерных рейсов есть консолидаторы, когда речь идет об этой стране, заказчики самолетов вряд ли могут надеяться только на свои силы и, как правило, рассчитывают на блоки мест, которые возьмут их «партнеры-конкуренты».
Одной из главных новостей наступающего сезона станет использование Boeing 747, располагающим 468 местами, на маршруте Москва — Истрия и Москва — Дубровник. Как пояснил зам. генерального директора «Асент Трэвел» Евгений Судьбин такой тип самолетов будет совершать вылеты в Истрию дважды в неделю по субботам и средам, а также в Южную Далмацию — в Дубровник по пятницам. Наряду с этим в основных чартерных программах, которые традиционно выполняются с «Трансаэро», будут задействованы В737.
Появление мощного В747 вызывает опасения у других туроператоров, серьезно работающих на этом направлении. По словам председателя совета директоров туристической компании «ПАКС» Сергея Приголовкина, в настоящий момент в Дубровник заявлено как минимум два борта: Boeing 747 «Трансаэро», на котором скорее всего полетят туристы «Асент Трэвел», «Капитал-тур» и VКO, и А310 «Сибири», чей салон поделили «ПАКС», Regulus, UTE Megapolus Group и «Амиго». Если оба этих самолета взлетят, то можно ожидать переизбыток перевозки в Дубровник.
Известно, что в Дубровнике не так много отелей, а популярность этого курорта в международных масштабах достаточно высока, поэтому здесь работа возможна только на основе гарантированных, то есть заранее выкупленных туроператором номеров. При этом цены на размещение в Дубровнике в среднем на 10–15% выше, чем в других хорватских регионах. Это связано с тем, что данное направление всегда было высоко востребованным. Сегодня, когда в Южную Далмацию стали возвращаться туристы из Европы и Америки, местные хотельеры естественно стремятся поднять цены. Но в России спрос на это «дорогое» направление пока не столь велик, поэтому, переоценив свои силы и взяв больше гостиничных номеров, чем нужно, туроператоры рискуют столкнуться с проблемами по реализации туров. Иными словами, прогнозы по Дубровнику делать сложно и возможность возникновения переизбытка авиаперевозки в этом сезоне достаточно высока.
По Пуле ситуация схожа с Дубровником. Есть риск переизбытка перевозки. Если тем, кто планирует поднять чартеры на этом направлении, не удастся договориться, то демпинга на рынке не избежать, поскольку все серьезно работающие здесь туроператоры, предлагают гарантированные номера.
Что касается Средней Далмации, то там уже несколько лет существует пул, в который входят «Асент Трэвел», «ПАКС», «Тесис тур» и Regulus. По сравнению с Истрией, этот сегмент хорватского рынка очень небольшой, его может удовлетворить авиаперевозка лайнером, чья вместимость составляет 350–400 кресел. Поэтому практически все туроператоры, занимающиеся данным регионом, составили единую программу, базирующуюся на 2 цепочках — с начала мая до середины октября на В737 «Трансаэро» и с начала июня до середины сентября на В757 «ВИМ-Авиа».
Надо отметить, что на момент подготовки данной статьи ряд туроператоров отмечал, что пока ясной картины по поводу того, сколько чартеров полетит в этом сезоне в Хорватию, до сих пор нет. А незадолго до выхода апрельского номера TTG на рынке появилась информация о том, что и в Средней Далмации возник риск появления «лишней» перевозки.
Лето 2005: что новенького?
В «Асент Трэвел» география предложений останется прежней, а вот количество гарантированных мест в отелях на курортах увеличится в общей сложности на 30%. При этом новшеством компании в летнем сезоне является построение региональных программ. В частности, из Санкт-Петербурга будет запущена программа на полуостров Истрия и, возможно, в Дубровник с Air Adriatic, если удастся получить под эту перевозку дополнительную отельную базу. С начала июня до середины сентября будет действовать программа «Новосибирск, Екатеринбург — Пула» на аэробусах «Сибири».
В «ПАКСе» сообщили об изменениях в гостиничной базе. В Хорватии она совершенствуется в основном за счет реставрации уже имеющихся отелей, хотя иногда появляются и новые. В этом сезоне в Дубровнике открылся пятизвездник — Hilton Imperial. А один из самых популярных на российском рынке отелей — Epidaurus 3*, работающий по системе «все включено», полностью кондиционирован и заново меблирован. В Средней Далмации отреставрирован ряд отелей в Супетаре на острове Брач, в том числе Kaktus 4*. На остальных курортах наблюдается та же тенденция повышения уровня комфортабельности отелей. Кроме того, «ПАКС» планирует повысить качество экскурсий за счет индивидуального подхода к клиентам и использования микроавтобусов, не увеличивая при этом стоимости.
Директор туристического отдела Regulus Ольга Войкина рассказала, что более активно будут предлагаться 10-дневные программы в Истрию с вылетом по средам, поскольку в прошлом году отмечался повышенный спрос на такие туры. В наступающем сезоне основной поток туристов компания планирует отправлять в Хорватию на собственных чартерных рейсах «ВИМ-Авиа» и «Сибири», и в меньшей степени пользуясь блоками на самолетах «Трансаэро». В летнем сезоне запланирован прирост объемов по Средней Далмации и Истрии порядка 15%.
Что касается новых программ компании, то будет продвигаться аренда яхт, которую Regulus начал предлагать на российском рынке два–три года назад, а также круизы. Опыт нескольких сезонов показал, что круизы особенно популярны у клиентов, которые хотели бы совершить морское путешествие вдоль берегов и около островов Хорватии, но не располагают достаточным количеством средств для аренды яхт. Кроме того, в каталоге туроператора появятся новые отели, например, открывающийся в Дубровнике Hilton, а также новые направления — регион Врсар, который малоизвестен на российском рынке, Медулин и привлекательный своими галечными пляжами Рабац. Была расширена экскурсионная программа за счет возможности посетить острова в Средней Далмации и остров Корчула — родину Марко Поло в Южной Далмации. Скорее всего будет предлагаться безвизовый экскурсионный и шоп-тур в Римини.
Директор московского представительства хорватской компании Atlantis Holidays Нателла Цоляк отметила, что в этом году изменится география предложений. В частности, фирма планирует сосредоточиться на отправке туристов на полуостров Истрия, поскольку там лучше всего обстоят дела с возможностями организации разнообразных экскурсий на русском языке, которые весьма популярны среди наших туристов. Замечено, что именно экскурсии составляют значительную часть той суммы, которую россияне тратят во время пребывания в Хорватии. Перелеты планируется осуществлять на чартерных рейсах «ВИМ-Авиа», где у фирмы имеются блоки мест. Большой популярностью хорватское направление пользуется не только у отпускников, но и у корпоративных заказчиков. И в этом году компания планирует отправить в Хорватию в общей сложности около 1800 туристов, что почти на 500 человек превысит показатели прошлого года. Из новых экскурсионных предложений сезона особый интерес представляет посещение острова Крк, безвизовый шоп-тур в Римини, Италия, а также недельные экскурсионные туры по стране, которые еще только начинают предлагаться на российском рынке.
Новые интересные направления появятся также в каталоге компании «Адриатик-тур» — Кварнерский залив и Задор.
А «Тесис тур», специализирующийся на отдыхе в Средней Далмации, помимо совершенствования предложений по гостиничной базе расширит ассортимент туров для семейного отдыха на берегу моря в апартаментах, которые представляют собой дом на несколько квартир. По словам генерального директора компании Вероники Литасовой, такой вариант «экономичной дачи» позволяет отдыхать с маленькими детьми по 4–5 недель и может обойтись дешевле, нежели аренда загородного дома в Подмосковье.
Тенденции и прогнозы
Хотя у многих компаний и запланирован рост объемов, о чем говорилось в предыдущем разделе, но, например в «ПАКСе», полагают, что в целом объемы могут вырасти незначительно, на 1–2% и скорее всего останутся около прежней отметки — 60 тысяч человек. Однако в «Асент Трэвел» настроены более оптимистично и прогнозируют рост объемов на 10–15%, что, как считает Евгений Судьбин, является нормальным для данного направления, которое на сегодняшний день можно назвать массовым.
Что касается структурных изменений и появления новых серьезных игроков на хорватском сегменте рынка, то этого скорее всего в наступающем сезоне не произойдет. По-прежнему сохранятся две основные категории — универсальные турператоры, работающие со всеми регионами Хорватии, к которым можно отнести «Асент Трэвел», «ПАКС», Regulus, VКO и ряд других компаний, и те фирмы, которые специализируются на работе с определенными регионами. При этом больше всего игроков ожидается на истринском направлении, которое принимает почти 70% всего турпотока россиян в Хорватию.
Наталья Анапольская