>  В Скандинавии потеплело

07.07.2019В Скандинавии потеплело

В Скандинавии потеплело

Страны Скандинавии начинают оттаивать после кризиса 2015 года. Российские туристы потянулись на север Европы, причем к разным «полюсам». На что спрос в новом сезоне?

Лед треснул и пошел

Потепление стартовало еще в 2018 году. В Дании, по данным сайта Statistics Denmark, наши соотечественники провели в прошлом году почти 100 тысяч ночей, а в 2017-м чуть более 70 тысяч. Представители посольства Швеции в Москве сообщили TTG Russia, что насчитали за 2018-й около 130 тысяч ночевок — на 20% больше, чем год назад. При этом шведское консульство получило 22,5 тысячи заявлений на визы от граждан РФ.

В Норвегии число ночевок российских туристов достигло 133 тысяч: разница с показателями 2017 года — 8%. «Для сравнения: гости из других стран провели всего на 1,8% больше ночей в 2018 году, чем в 2017-м, — сообщила директор по развитию туризма Innovation Norway Russia Ольга Филиппенко, сославшись на Центральное статистическое бюро Норвегии (SSB). — Поскольку положительная динамика на российском рынке наблюдается в течение нескольких лет, специалисты ведомства прогнозируют дальнейший рост и в 2019 году — 10–15%».

В Финляндии показатели почти не изменились: по информации Statics Finland, в 2018 году, как и в 2017-м, россияне провели в стране около 800 тысяч ночей. Тем не менее Россия по-прежнему возглавляет топ-5 рынка сбыта туристических услуг Финляндии.

В сезоне-2019 лед продолжает таять. По словам генерального директора Viking Travel Дмитрия Жулева, объем продаж на 20% превышает прошлогодний. «Главное отличие этого года — раннее бронирование. В октябре-ноябре 2018-го мы уже получали заявки на лето-2019, причем не только на рыбалку — это обычное дело, но и на мини-групповые туры, поездки с индивидуальным сопровождением, VIP-путешествия», — рассказал руководитель скандинавского департамента «Джаз Тур» Лев Трубач.

Глубину продаж заметили и в других компаниях. «Бронирования на сезон-2019 начались в ноябре-декабре 2018-го, а в феврале-марте 2019 года мы уже наблюдали массовый спрос», — отмечает руководитель отдела туров по Скандинавии «Вест Тревел» (Санкт-Петербург) Любовь Шмелева. «В сезоне-2018 поступали в основном заявки last minute. Сейчас клиенты предпочитают покупать туры за две недели и раньше. В целом спрос стабильный, особенно в российских регионах», — говорит менеджер по связям с общественностью туроператора «Интурист» Анастасия Комодцева.

Все стороны «айсберга»

Тренд года — спрос на немассовые направления Скандинавии, которые раньше входили в основном в сложносоставные экскурсионные маршруты, круизы или классические программы «Четыре столицы».

Например, россияне бронируют туры отдельно в Швецию. «Страна вновь ожила на российском рынке», — сказал Лев Трубач. Дело в том, что «Аэрофлот» поднял ежедневные прямые рейсы из Москвы в Гётеборг с конца октября 2018 года. Самолеты вылетают из российской столицы в 21:05, из шведского аэропорта — в 00:20. «Время, конечно, не совсем удобное, но интерес к Западной Швеции заметно повысился благодаря этим перелетам», — убежден г-н Трубач.

Впрочем, эксперты отмечают, что россиян интересует не только Гётеборг. Например, «Вест Тревел», по словам Любови Шмелевой, ориентируясь на спрос, пополнил список экскурсионных маршрутов круговым восьмидневным туром почти по всей Швеции. Программа «Знакомьтесь: Королевство Швеция» стартует в Хельсинки. Туристы посещают Стокгольм, Вадстену, Линчёпинг, Йёнчёпинг, Кальмар, Мальмё, Вастерас.

В рейтинге вверх движется и Исландия. Авиакомпания S7 удвоила количество рейсов из Москвы в Рейкьявик: теперь лайнеры летают каждую среду и субботу, и туроператоры выкупают блоки под свои программы. «Джаз Тур», к примеру, предлагает на базе этого перелета варианты «Исландия — чистая энергия огня и льда», «Панорама Исландии», «Исландия + западные фьорды», «Исландия — гигантский национальный парк», сити-туры в Рейкьявик. Как правило, путешествия проходят в мини-группах: 6 человек и гид. Solvex Travel предлагает путешествия «Исландская сага. Большое кольцо», «Природные сокровища Исландии», «Удивительная Исландия».

Участились запросы на туры в Данию. «Поэтому мы к сезону разработали несколько новых предложений с длительным пребыванием в стране», — говорит Любовь Шмелева. Среди прочих — девятидневный тур «В Данию всей семьей». Россияне путешествуют по Копенгагену, Оденсе (родине Андерсена), заезжают в Леголенд или сафари-парк (зоопарк) Гивскуд. Другой маршрут — «Каникулы в Дании, или путешествие в страну хюгге». Словом «хюгге» датчане называют искусство быть счастливым, правильную организацию быта и уюта. Тур длится 6 дней, три из которых туристы проводят в Копенгагене, а дополнительно выезжают в Оденсе, замки Фредериксборг и Кронборг, в город Роскилле — бывшую столицу Дании и резиденцию датских королей.

«Помимо всего прочего, мы видим в этом году высокий спрос на Лофотенские острова. Групповые туры уже набраны, пришлось взять дополнительные блоки», — рассказывает Лев Трубач. Главным образом россияне едут в Северную Норвегию рыбачить. Поездки за рыбой настолько востребованы, что «Джаз Тур» даже устроил фам-трип для агентств в мае 2019-го. «Участники лично испытали свои силы в морской рыбалке», — пояснил Лев Трубач.

Неожиданно популярны групповые туры в Финляндию, хотя в последние годы наши соотечественники предпочитали самостоятельно бронировать коттеджи и добираться до места на автомобиле, автобусе, пароме или поезде. По данным «Интуриста», количество заявок на поездки в Финляндию с начала 2019 года выросло на 40%.

В связи с такой тенденцией «Интурист», по словам Анастасии Комодцевой, создал к сезону эксклюзивные маршруты в финском направлении. Один из них — «Карелия с посещением монастыря Новый Валаам». Программа начинается и заканчивается в Санкт-Петербурге, длится четыре дня и включает заезды в Приозёрск, Сортавалу и Савонлинну (с обзорными экскурсиями), а также визит в spa-салон при отеле, поездку с гидом в крепость Корела, к Рускеальским водопадам и горному парку Рускеала, крепость Олавинлинна и Новый Валаам — центр православной культуры Финляндии. «Также мы продвигаем авторские туры “Хямеенлинна — Хельсинки — Тампере — Турку”, пять дней, и “Spa-отдых в Порвоо — Хельсинки — Котка”, четыре дня», — добавляет Анастасия. Причем с этого года туры «Интуриста» можно бронировать из любого города России, где есть офис компании, и актуализировать перелет.

Практически все участники рынка, опрошенные TTG Russia, подтвердили, что планируют расширять географию в Скандинавии, изобретать маршруты в регионы, не охваченные вниманием российских туристов, и «копать» в глубь уже известных областей. Так, Innovation Norway вместе с туроператорами собирается немного отвлечь наших соотечественников от фьордов и переключить внимание на культурно-историческое наследие викингов. По мнению Ольги Филиппенко, туры в соответствующие музеи, центры, тематические парки доступны не только летом, но и зимой, и в межсезонье. «Мы чувствуем интерес агентств из разных городов России к скандинавским странам, но не все менеджеры владеют информацией об этом направлении. Будем просвещать», — резюмировала Анастасия Комодцева.

Лиза Гилле

Еще статьи из категории Страноведение