>  Горные прогулки по Ферганской долине

01.09.2012Горные прогулки по Ферганской долине

Горные прогулки по Ферганской долине

     Для бывалых путешественников Узбекистан не ограничивается классическими историческими турами по древним городам Великого шелкового пути. Горы — вот что привлекает искателей приключений. Высокая Азия, горный пояс, пересекающий с запада на восток Евро-азиатский материк.
     Горы Узбекистана — это центр, где сходятся Тянь-Шань, Памиро-Алайский хребет, Куэнь-Лунь, Гималаи, Гиндукуш и Каракорум. И пусть в Узбекистане горы в массе своей средневысотные, порядка 2500 м (самый высокий пик в Сурхандарье, на Гиссарском хребте около 4700 м), но они покрывают более чем 20% территории страны, а это почти в два с половиной раза больше, чем площадь горной Швейцарии. И хайкинг, и треккинг в Узбекистане — это не только горный поход, но и захватывающее путешествие в древние времена, прогулка если не по крыше мира, то по верхним этажам точно.
     Вариантов множество — и многодневные походы, требующие определенной подготовки и экипировки, и однодневные броски через интереснейшие места, без ограничений по возрасту и физической подготовке, которые вряд ли кого-то оставят равнодушным. Для многодневного похода путешественники выбирают Чимган, Бричмуллу, Чаткальский хребет, Зеравшанский хребет, Зааминский заповедник. Маршруты разработаны до мелочей — с группой идут гид, повар, если необходимо, врач. Туристы экипируются палатками, спальными мешками, карематами. Груз перевозят на ослах или лошадях. В среднем группа проходит за 8 часов от 10 до 15 км, форсированные броски для подготовленных людей составляют 20–25 км. Всё зависит от рельефа, особенностей маршрута и режима, который каждая группа устанавливает индивидуально. Зачастую группа собирается из совершенно незнакомых людей, и задача гида-проводника создать из них единую команду.
     Небольшие горные прогулки, без груза, с легким рюкзаком за спиной также пользуются популярностью. Эти однодневные походы могут быть в составе большого тура, например, прогулка через одно из древнейших поселений мира, старше Рима, вдоль русла реки Чадаксай, по берегам которой стоят три кишлака: Гулистан, Алтынкан и Чадак. Это возможность узнать много интересного для тех, кто хотел бы увидеть быт и уклад старинных кишлаков, прикоснуться к удивительному, загадочному и необычному культурному пласту Узбекистана. Из Ташкента группа выезжает рано утром, автомобильными караванами пересекает Камчик и направляется в Папский район. Пап — тоже древнейшее поселение. Во времена Великого переселения таджиков из долины реки Зеравшан в Ферганскую долину алайский царь пожаловал переселенцам три города: Пап, Чуст и Касансай, поэтому Чадак и прилегающие кишлаки до сих пор являются маленьким Таджикистаном в Узбекистане. В школах преподают таджикский язык наравне с русским, узбекским и английским, и между собой жители преимущественно общаются на таджикском. Это райский уголок долины — тут произрастают сафора, дуб, каштан, грецкий орех, на улицах растут яблони, абрикосы и сливы. Фруктовое изобилие, чистый воздух и горная вода — люди здесь живут долго и не болеют. Говорят, жениться на местной девушке — большая удача, они очень красивы, образованны, воспитаны и при этом большие мастерицы. Именно тут есть интересный природный памятник для отчаявшихся выйти замуж — скала Корова, или Келинчактош, с небольшой нишей на склоне. В нее надо встать, чтобы полукруглый верх образовал над головой покрывало, и попросить доброго духа помочь в скором замужестве.
     Для пешего похода Чадак — удовольствие, несмотря на то что кишлаки тянутся на несколько километров вверх. Жители придумали даже своеобразные «автобусы» — трехколесные мотоциклы, с площадками вместо люлек, которые за небольшую плату курсируют вверх-вниз. Путешественники по дороге наверх, пешком или на машинах, увидят еще один природный памятник, место паломничества — Плачущую скалу. Это горное образование, вверху которого находится снежник — подземный ручей. Разбиваясь, он стекает по скале тонкими струями. Скала обросла мохом и водными растениями, вода струится, словно слезы, водопадом, возле которого стоят скамеечки для паломников и резвятся дети. Легенда гласит, что водопад — слезы девушки, разлученной с возлюбленным, который превратился в одинокое дерево, растущее наверху. Самое удивительное, что эта вода никогда не замерзает, а дерево круглый год с листвой.
     Чадаку, согласно раскопкам, около 4500 лет. По этой дороге шли войска, чтобы не загружать караванный путь, располагавшийся чуть выше, и не брать с собой запасы воды. По преданию, тут проходила армия Александра Македонского, который намеревался дойти до Шаша (Ташкента), и, судя по всему, тут находился один из крупнейших центров Кушанского царства. Здесь найдено множество интереснейших находок античного периода, которые проливают свет на многие загадки истории. О Чадаке писал Великий могол Захириддин Бабур, тут побывали с проповедями Хаджа Ахмад Самосий, Бахауддин Накшбанди, Юсуф Хамадоний, тут родился один из самых знаменитых просветителей ислама Мавлоно Лутфилло.
     О том, что это был центр цивилизации, свидетельствуют и Мугтепа, предположительно захоронения жрецов-огнепоклонников (от муг — маг, волшебник) — основная местная туристическая достопримечательность. Мугтепа — полукруглые сооружения из идеально подогнанных друг к другу камней, покрытые мохом с южной стороны. В центре сверху есть отверстие и прорублено окошко, ориентированное на восток. До сих пор их назначение — загадка для ученых, версий много, но ни одна не является достаточно убедительной. До Мугтепа несколько сот метров вверх, внизу есть небольшая база, где туристов экипируют треккинговыми палками и инструктируют. Восхождение хоть и не очень сложное, но рация, техника безопасности и инструктор обязательны.
     С вершины на ущелье открывается красивейший вид, который прекрасен в любое время года — летом и весной ярко-зеленый, а зимой и осенью сияющий золотисто-желтый. Над головой парит орел, а небо слепит глаза своими бирюзовыми красками. И в этом месте понимаешь, о чем говорит фраза: «вершина духа»…
Петр Смирнов

Еще статьи из категории Страноведение