15.10.2015За адреналином в Макао
19–22 ноября состоится Гран-при Макао — одно из самых крупных и значимых мировых соревнований в области моторных видов спорта и одно из выдающихся событий года. Традиционно проводящийся в ноябре, когда средняя температура составляет около 20 градусов тепла и практически нет дождей, Гран-при собирает более 300 лучших гонщиков со всего мира и сотни поклонников этого вида спорта.
Гонка проводится на трассе протяженностью 6,2 км. Одна часть соревнований проходит по длинным, широким городским проспектам, где можно развить скорость до 230 км/ч, а вторая — по извилистым улочкам у подножия горы Гиа.
По сравнению с другими подобными соревнованиями, Гран-при Макао выглядит весьма нестандартным мероприятием. В первую очередь тем, что начинается оно в четверг и заканчивается в воскресенье. Первые два дня используются в качестве практики, а все основные зрелищные гонки приходятся на выходные. Во-вторых, даже приехав в Макао лишь на пару дней, можно увидеть сразу несколько захватывающих событий из мира авто- и мотоспорта, став зрителем соревнований в разных категориях: одноместных болидов, седанов и мотоциклов.
В Макао в свое время выступали такие именитые гонщики, как Кевин Шванц, Карл Фогерти, Рон Хеслем, Майкл Раттер, Михаэль Шумахер, Мика Хаккинен, Айртон Сенна…
Начало Гран-при Макао было положено в далеком 1954 году. Первоначально гонка проходила как соревнование для местных энтузиастов. Но мероприятие понравилось как самим участникам, так и зрителям и возымело широкий резонанс в прессе. Видя такой повышенный энтузиазм и перспективу, городские власти не остались в стороне и поддержали идею проведения любительских гонок. Именно в таком качестве они оставались до 1966 года, когда в Макао стало приезжать все больше и больше профессиональных команд. Основным инициатором Гран-при стал легенда мира автоспорта Тедди Ип. Он сам неоднократно выходил на старт в Макао между 1956 и 1975 годами, а на стыке 70-х и 80-х стал владельцем нескольких команд Ф1. Впоследствии его сын Тедди Ип-младший пошел по стопам своего легендарного отца. Он часто повторял в интервью, что данная гонка занимает важное место в истории его семьи, а его отец всегда хотел помогать юным талантам пробиваться на вершину автоспорта. В 1976 году Тедди основал команду «Формулы-1» Theodore Racing, которая оставалась одной из сильнейших в Макао до 1992 года. На ее счету пять побед, включая триумф в первой гонке с Айртоном Сенной за рулем в 1983-м.
Первая официальная мотогонка прошла на Гран-при Макао в 1967 году, завершившись, впрочем, ужасной аварией с летальным исходом. Двукратный чемпион Доджи Лаурел разбился насмерть, потеряв контроль над своей машиной. После этого случая на соревнованиях были приняты серьезные меры по улучшению безопасности на трассе. С 1972 по 2014 год в рамках Гран-при проводилась отдельная кузовная гонка. Этот этап, в силу особенностей трассы и регулярности проведения, очень быстро обрел статус одного из самых престижных соревнований для автомобилей этого класса.
В мотоциклетной части соревнований Гран-при, которая называется Macau Motorcycle Grand Prix, принимают участие преимущественно пилоты мирового и британского супербайка. Примечательно, что с 1998 года победы в этом виде одерживают исключительно британцы, только в первые годы существования гонки доминировали японцы.
Гран-при Макао недаром считается смотром молодых талантов для мирового автоспорта. Участвовать в этих соревнованиях — большая честь и отличный старт в большой спорт. Как известно, «Формула-3» считается лучшей кузницей кадров для гонок «Формулы-1». Именно из этой серии большинство спортсменов приходит в так называемые «Королевские гонки». Главные соревнования Большого приза: этап межконтинентального кубка «Формулы-3» и Macau GT Cup — проводятся при поддержке FIA. Первым гонщиком, кто выигрывал Большой приз два года подряд, стал филиппинец Арсенио Лорел.
Для того чтобы лучше познакомиться с историей гонок, стоит посетить музей Гран-при Макао. Открытый в ноябре 1993 года, он совершенно бесплатен для многочисленных любителей автоспорта. Интересно, что на нижнем этаже того же здания находится Музей вина. На входе любителей автоспорта встречает первый победитель Гран-при — красный родстер Triumph TR2. В свое время за рулем этого легендарного болида, чей двухлитровый мотор имел мощность 95 лошадиных сил, находился португалец Эдуардо де Карвальо. Максимальная скорость «Триумфа» составляла 170 км/ч. Самым «пожилым» участником можно считать Ford T, выпущенный в 1915 году. А самым молодым экспонатом является Dallara F301-Honda/Mugen-NBE, на котором японский гонщик Такума Сато стал чемпионом в 2001 году.
Солидный лимузин Austin Princess, который в 1997 году был подарен музею, не участвовал в гонках, а лишь принимал участие в церемониях открытия Гран-при Макао с 1963 года. Семиместная машина весом две тонны развивала скорость 160 км/ч. Находящийся по соседству Lotus 22 на фоне лимузина смотрится крошечным, но именно на нем Арсенио Лорел становился триумфатором Макао дважды: в 1962 и 1963 годах. За рулем болида March 722 сидел австралийский автогонщик Верн Шуппан, который также дважды становился чемпионом Гран-при Макао: в 1974 и 1976 годах. А вот британец Дэвид Пэрли за рулем Chevron B27 на Гран-при Макао в 1974 году оказался лишь вторым. Пилот знаменит еще тем, что в 1977 году во время квалификации Гран-при Великобритании он врезался в ограждение трассы. Его случай был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как пример действия наивысшей перегрузки, при которой человеку удалось выжить, — 179,8 g. В теле Дэвида медики насчитали 29 переломов и 3 вывиха.
Гран-при Макао — зрелище необычайно интересное и стоит того, чтобы посетить его. Тем более что сделать это нетрудно — долетев до Гонконга, можно на скоростном судне добраться до Макао, города-праздника, который заслуживает посещения и сам по себе.
Федор Юрин