>  Золотая жила: как Урал развивает промышленный туризм

04.11.2024Золотая жила: как Урал развивает промышленный туризм

Золотая жила: как Урал развивает промышленный туризм

© Дмитрий Шемякин

За девять месяцев 2024-го предприятия Свердловской области посетили более 30 тысячи экскурсантов. Это серьезная цифра, считают в Центре развития туризма региона. Три года назад путешественников, которые интересуются производством, было всего 6000 человек. Урал в очередной раз нашел «золотую жилу»: маршруты по отечественным фабрикам сейчас в цене. Мы тоже отправились в такой тур. О том, с чего началась уральская промышленность, что показывают на бетонном заводе Екатеринбурга, какие тайны хранит демидовская плотина – в материале TTG Russia.

Город железа и золота

Одним из первых заводов Урала считается Невьянский железоделательный на реке Нейве. На старте XVIII века Петр I передал его тульскому оружейнику Никите Антуфьеву (Демидову). Предприятие стало начальным звеном промышленности династии Демидовых и всего региона. Урал оказался богат на руду, и вскоре повсюду застучали молоты, стали открываться шахты и цеха. В 1723-м чугун принялись плавить и на реке Исеть. Этот завод, вошедший в историю как Екатеринбургский, просуществовал менее 100 лет, но вокруг него успел сформироваться целый город, названный в честь императрицы Екатерины I – Екатеринбург.

«На самом деле, добычей и переработкой металла, в том числе в ритуальных целях, в районе нынешнего Екатеринбурга занимались еще племена в эпоху неолита. Об этом свидетельствует святилище в Шарташском лесопарке, расположенном рядом с центром Уральской столицы: там, в гранитных останцах, археологи нашли сопло и медные пластины», – говорит экскурсовод Елена Бородулина.


Сейчас от той плавильной печи осталась только чаша на верхнем останце. Когда в нее падают желтые листья, а нежаркое осеннее солнце неловко пытается их нагревать, кажется, что это слитки золота. Ассоциация неслучайна: в середине XVIII столетия крестьянин Ерофей Марков обнаружил на берегу озера Шарташ месторождение драгоценного металла. Желая заработать, он отнес найденный кусок кварца с золотыми вкраплениями старосте и даже выручил за него 42 копейки.

В XIX веке стало очевидно, что на Урале – блестящая почва, причем в буквальном смысле, для добычи драгоценных металлов. Вышел указ: «О предоставлении права всем российским подданным отыскивать и разрабатывать золотые и серебряные руды с платежом в казну подати». Местные жители, а особенно купцы, кинулись осваивать прииски и весьма в этом преуспели.

В то время Екатеринбург наполнялся, как шкатулка драгоценностями, роскошными зданиями с архитектурными изысками. Из них сохранились немногие. Это, к примеру, Аптека горного ведомства в стиле классицизма, под крышей изумрудного цвета, украшенная ажурными наличниками и колоннами с капителями (сейчас там Музей истории камнерезного и ювелирного искусства), а также бирюзовый полукруглый Дом чиновника горного ведомства Николая Севастьянова, с фигурными арками и почти ювелирными узорами на фасаде.

Конструктивизм и картонные чемоданчики

Екатеринбург сохранил статус промышленного города и в период СССР (в те годы он назывался Свердловск). Именно тогда сложился его конструктивистский облик.

«Идея была такая: с кем работаешь, с тем и живешь. Поэтому строили архитектурные ансамбли, каждый включал предприятие, детский сад, общепит, жилые комнаты, клуб. Кухонь, как правило, не существовало. Готовить дома было не принято, советское правительство продвигало лозунги из серии "Освободим женщин от кухонного рабства" или "Едим в столовой, моемся в бане, стираем в прачечной". Квартиры делали крошечными, в них зачастую помещалась только кровать. Рано утром люди шли к станкам, в перерыв обедали в заводской столовой, вечером ходили на мероприятия для рабочих, киносеансы, танцы, и все это располагалось в одном комплексе», – рассказывает Елена Бородулина.

Новые постройки Свердловска имели разные геометрические формы – овальные, прямоугольные, кубические, но неизменно напоминающие конвейеры. Эффект создавали идущие по всему периметру «ленточные» окна. «Из подобных зданий образовывались кварталы, их нанизывали, словно бусы», – отмечает экскурсовод. Конструктивистские ансамбли целы по сей день, среди прочих – Дом связи, Дом печати, Дом промышленности, Городок чекистов.

«В советское время рабочие Свердловска жили в коммуналках. Все было общим. Вот и мы создали подобие коммунальной квартиры, в которой любой предмет разрешается трогать, брать в руки, вертеть, нюхать», – встречает нас директор Музея советского быта Ирина Светоносова.

Этот музей находится в Городке чекистов. На входе – плакаты СССР. На одном, с надписью «Даем сверх плана!», строитель в телогрейке пилит сосну, на другом чумазый шахтер призывает: «Иди в баню после работы!». Здесь собрано то, что было ценно в понимании советского рабочего: швейная машинка, чемоданчики из прессованного картона с металлическими углами, черно-белый телевизор «КВН» с линзой, духи «Красная Москва», массивный транзистор с антенной.


Демидовские традиции

Сейчас 31 предприятие Свердловской области проводит экскурсии для школьников, деловых людей и просто путешественников. По словам директора Центра развития туризма региона Марины Чистяковой, специалисты ведомства, прежде всего, хотят познакомить гостей Урала с деятельностью Свердловской железной дороги, завода «Пенетрон», «Уралхиммаша», Белоярской атомной станции, «Таволжской керамики», «Фарфора Сысерти». Мы же отправляемся на «Пенетрон».

Яркое здание в желто-синюю полоску напоминает гигантский коробок, в котором хранятся ценности. И действительно, бетонную смесь, которую производит этот завод более 30 лет, можно назвать «драгоценной»: материал схватывается за секунды и становится тверже камня. Прежде всего, его используют для ликвидации течи и реставрационных работ, например на Саяно-Шушенской ГЭС.

Мы проходим на заводской учебный полигон. Мастер просверливает дрелью отверстие в небольшой водонапорной башне, установленной специально для экспериментов. Из нее тут же вырывается наружу мощная струя, как горный водопад. «А теперь нужно секунд 10 перемешать бетонный раствор, лепим из него колышек по размеру отверстия, разминаем и быстро, одним движением, заталкиваем в дырку. Прижимаем на 20 секунд. Все. Течь устранена. Кто хочет попробовать?», – мастер протягивает желающим дождевики и перчатки.

Такие шоу-экскурсии сотрудники «Пенетрона» проводят туристам каждую неделю, по словам директора по качеству завода Евгения Помазкина. Это предприятие интересно, в частности, тем, что его основатель, бизнесмен Игорь Черноголов, – «новый Демидов», который помимо производства гидроизоляционных материалов занимается меценатством и туризмом. Он выкупает старые дома в Мариинске и поселке Краснояр в 70 километрах от Екатеринбурга, реставрирует их и превращает в объекты размещения. Его проект называется «Мариинские избы».


Мариинские тайны

Едем в Мариинск. Село – одно из звеньев промышленной цепочки Урала и «тайник» разных историй и легенд.

«В XIX веке Алексей Петрович Демидов получил в наследство железоделательный завод в городе Ревде, а в округе построил передельные фабрики, где из ревдинского сырья производил конкретные изделия. Так, именно здесь отбивали кровельное железо, которым до сих пор покрыты многие окрестные дома и даже Вестминстерское аббатство в Лондоне!», – рассказывает сотрудница «Мариинских изб» Ольга Макарова, пока мы гуляем вдоль берега реки Ревды.

Передельный завод начали строить в 1839 году. Параллельно соорудили плотину: она запускала водяные колеса, а те, в свою очередь, – кричные молоты в листобойном цехе. Дамбу сколотили из лиственницы: дерево не гниет, не разбухает, не плесневеет. Прошло почти 200 лет, а эти бревна целы. «Сохранились и сваи, на которых стоял завод, сгоревший в 1918-м. Мы обнаружили их, когда чистили Ревду», – уточняет Ольга Макарова.

Местные жители любят пересказывать «страшилку» о том, как создавали эту плотину. Якобы, секрет передал своим ученикам мастер Левонтей Злобин, живший еще при первых Демидовых. Когда он работал над одной из дамб, погиб его рабочий. Чтобы не прогневать барина, Левонтей скрыл происшествие и захоронил бедолагу прямо в бревнах. Спустя 10 лет пришел он полюбоваться на свое сооружение. И вдруг слышит голос: «Долг платежом красен». Почудилось ему, что из реки тянутся две жабьи лапы. Тогда понял мастер, что это был сам Хозяин реки. Требует он отныне хоронить в срубе тех, кто поблизости закончил свои дни. И, вроде бы, этот наказ исполняли ученики Злобина, строившие последующие плотины, в том числе Мариинскую...

Это, конечно, лишь предание. А в реальности в год, когда строили кровельный завод, скончался сам Алексей Петрович. Руководство предприятием взяла в свои руки его жена Мария Денисовна, женщина с ангельским лицом и железным характером. Постепенно вокруг предприятия появились дома для рабочих и управляющих, образовалось село, названное в честь хозяйки, – Мариинск.


В наши дни многие мариинцы покинули родные места и отправились на заработки в мегаполисы. Заброшенные жилища тускнели и ветшали. Тогда их и решил выкупить Игорь Черноголов. Сейчас в проекте «Мариинские избы» шесть исторических домов. В каждом из них в XIX столетии жил реальный персонаж, так или иначе связанный с промышленностью, например горняк или приказчик.

Один дом принадлежал Антуфьевым. Первый из династии Демидовых, Никита, носил эту фамилию, затем стал называться по отчеству – «Демидыч», а в итоге оставил такой вариант, более благозвучный. Краеведы Мариинска считают, что Антуфьевыми называли незаконнорожденных Демидовых или тех, кто не имел отношения к делу династии. «Прежде барин приезжал, девки призывалися. А на следующий год Антюфьевы рождалися», – гласит народная частушка.

Старинные избы, напоминающие своими оттенками самоцветы, стали отелями. Туда провели водопровод, канализацию, отопление. А интерьер остался с тех заводских времен позапрошлого столетия: комод, покрытый ажурной салфеткой, массивный шкаф, черно-белые фотографии прежних хозяев, бронзовый подсвечник. При желании можно затопить печь и спать на ней, а мыться не в душе, а в русской баньке (у каждого дома – своя).

Многогранный туризм

Промышленный туризм Урала многогранен. Так, В Свердловской области есть проект «АУК (Аутентичная уральская кухня) на Заводе», разработанный при участии шеф-повара Сергея Мирошникова: дегустация национальных блюд во время экскурсий по предприятиям. Также регулярно проходят фестивали: «Лето на заводе», «Мраморная музыка», «Демидов фест».

Постепенно идея организовывать туры по производствам трансформируется из «сырья» в «ювелирные» изделия, которые хотят покупать путешественники. Коллекция уже настолько велика, что в 2024 году на Урале появился каталог промышленных туров.

«Сегодня заводы и фабрики становятся объектами показа во многих регионах России, не только на Урале. На ведущих предприятиях страны проводятся конференции, отраслевые и MICE мероприятия и даже театральные постановки. Представителям бизнеса это помогает находить новых партнеров, заказчиков, решать кадровые вопросы и повышать лояльность к своей компании, а параллельно генерировать туристические события. Примером тому служит первый фестиваль стрижки овец «Белое золото АГИ», состоявшийся в июне 2024 года в Агинском районе Забайкальского края», – отмечает креативный продюсер, автор проекта «Медиа Амбассадоры» и ведущая программы «Дома хорошо!» на «Москва FM» Амалия Акопова.

Лиза Гилле

Еще статьи из категории Страноведение