>  Яхты уходят от кризиса

01.05.2009Яхты уходят от кризиса

  Морские яхты у наших сограждан неизменно ассоциируются с чем-то шикарным и недоступным. Это и понятно, так как яхтенный отдых могут себе позволить люди отнюдь не бедные. Но все же и не исключительно олигархи, как считают многие. Действительно, еще не так давно — лет 40 назад, такой отдых был привилегией очень узкого круга. Однако сегодня туристы и со средним достатком имеют возможность провести неделю-другую на борту яхты. Пусть не собственной, а арендованной, или, как еще говорят, взятой в яхт-чартер — во временное пользование.

  Морской тур на яхте доступен практически любому, имеющему пусть даже самые смутные представления об этом индивидуальном плавсредстве. Тем, кто не обучен управлять им, не стоит расстраиваться — эту заботу при необходимости возьмет на себя судовая команда: шкипер или капитан и его помощники, если таковые понадобятся. В самостоятельное плавание можно ходить лишь при наличии прав на управление катерами и парусными яхтами, которые, впрочем, не так сложно получить в любой из многих яхтенных школ как в России, так и за рубежом.

  Остается выбрать главное — саму яхту и регион плавания.

Составление маршрута

  Яхт-чартер допускает практически безграничную свободу фантазии клиентов при разработке программы предстоящего морского странствия. И даже если они, к примеру, собираются позавтракать в Монако, отобедать в Сен-Тропе, а поужинать на северном побережье Корсики, то и такая задумка вполне осуществима. Хотя, как отмечают бывалые яхтсмены, не менее увлекательным бывает и круиз в территориальных водах какой-либо одной страны.

  Кроме того, планируя отдых на яхте, необходимо знать, что вопросы швартовок и якорных стоянок остаются за капитаном судна. Они находятся исключительно в его компетенции и решаются непосредственно на месте. Тем самым соблюдаются меры безопасности по условиям контракта, страховки пассажиров и яхты. При этом капитан или шкипер обязаны предложить на рассмотрение несколько возможных вариантов остановки.

  Главным водным бассейном европейских яхтсменов, и в первую очередь новичков, давно стало побережье Средиземного моря. Яхтенная жизнь в этом регионе оживает с конца мая — начала июня и бурно продолжается до конца августа — начала сентября. Лучшим временем аренды считается вторая половина июля и весь август. И хотя этот период традиционно называют «бархатным», не стоит забывать, что погода непредсказуема и может преподнести сюрпризы. Поэтому если вдруг возникает шторм (или даже угроза шторма) более 6 баллов, а для некоторых яхт опасны и до 4 баллов, то чартерная яхта переждет стихию в ближайшем порту или бухте. Впрочем, несмотря на многочисленные рассказы просоленных морских волков, такие штормы летом бывают крайне редко.

  Наиболее массовым местом яхт-чартерного отдыха на Средиземном море для россиян в последние годы остается Турция, за которой уверенно следуют Хорватия и Греция. Путешественников привлекают здесь многочисленные судовые стоянки — марины, щедро разбросанные вдоль всего континентального побережья и на многочисленных близлежащих островах. Не последнюю роль играют и тарифы. Причем, если стоимость аренды яхт сегодня относительно сопоставима, то походы и, главное, стоянки у берегов Италии или Франции, Лазурного Берега, неизменно обходятся раза в полтора-два дороже. Но и эти традиционные яхтенные регионы по-прежнему пользуются высоким спросом.

  Особняком стоят Канарские и Балеарские острова, куда выезжают обычно по краям бархатного сезона — в конце весны и первой половине осени. Кроме того, в последнее десятилетие представители российского яхтинга не без успеха освоили и более дальние регионы — Таиланд, Сейшелы и Карибы. Однако в нынешнем году, по причине отдаленности, спрос на эти экзотические места заметно снизился.

Самый широкий выбор

  Безусловно, размеры яхт для их арендаторов имеют большое и во многом определяющее значение, но немаловажно и их деление на моторные и парусные, хотя и у классических парусных судов есть небольшой мотор, используемый для заходов в порты и при штиле. Отдельно из-за своих повышенных тарифов стоят катамараны и сравнительно небольшой флот роскошных чартерных мега-яхт.

  Быстроходные моторные суда средних размеров по сравнению с сопоставимыми с ними парусниками имеют более высокий уровень комфорта на борту. Они обладают поистине гоночными характеристиками, а потому весьма мобильны, нередко оснащены стабилизаторами качки. Основным недостатком путешествия на скоростных яхтах остается сильный шум двигателя и большой расход топлива, что серьезно влияет на стоимость аренды. Кроме того, при неблагоприятных погодных условиях продолжительное плавание на них окажется утомительным.

  Топливное потребление парусных яхт несоизмеримо экономичнее, что существенно снижает их чартерные тарифы. Да и большинство морских путешественников предпочитают именно такой спокойный ход, узлов 10 в час, когда сидя на верхней палубе можно неспешно наблюдать открытое водное пространство.

Цены и спрос

  Как уверяют в специализированных яхтенных агентствах, кризис практически не отразился на их работе. Во многом потому, что поклонники индивидуальных морских походов — это не просто обычные туристы, отправляющиеся за границу для приятного времяпрепровождения, а люди, для которых яхтинг — стиль жизни. И именно ему отдается предпочтение при выборе очередного отдыха, практически при любых обстоятельствах.

  Впрочем, определенные изменения всё же имеют место и касаются, прежде всего, пристрастий заказчиков. Если раньше, к примеру, наши граждане фрахтовали суда длиной 45–54 фута, то теперь стали заказывать более скромные в 35–44 фута (1 фут = 30,48 см). В результате цены на крупные яхты немного снизились, а на небольшие остались прежними и даже чуть повысились, поскольку спрос на них заметно возрос. С другой стороны, число желающих арендовать самые крупные парусно-моторные и моторные суда класса «люкс», а также более просторные и комфортные катамараны, аренда которых в полтора-два раза дороже яхтенных, сократилось весьма значительно.

  Основной объем яхт-чартеров в нашей стране — примерно 60% — приходится на аренду без экипажа; порядка 30% яхтенных путешественников пользуются услугами одного шкипера, и лишь оставшаяся часть арендует судно полностью с командой, куда также входят матросы, кок, стюард и другой персонал. Как правило, эти большие — 54-80 футов, высокоскоростные яхты берут во фрахт в портах Франции или Испании. Встречаются случаи, когда на двух путешествующих приходится восемь человек обслуги. Тарифы подобного яхт-чартера начинаются от €20 тысяч. Расценки же на недельную аренду без экипажа небольших парусных судов — 35-45 футов, для сравнения, составляют в среднем €1800–2000. Услуги шкипера в сутки стоят около €200, кока — €130.

  Основная масса российских яхтсменов в предстоящем летнем сезоне бронируют преимущественно яхты 40–45 футов, имеющие 3–4 каюты, где с комфортом могут разместиться 4–6 пассажиров. Недельная цена аренды и здесь не превышает €2500. Нередко нанимают шкипера-капитана. В морской тур отправляются в основном группами, как правило, это старые друзья или семейные пары.

Тонкости аренды

  Кроме аренды, надо быть готовым и к другим затратам. На месте за дополнительную плату можно доукомплектоваться, к примеру, взять шлюпку с мотором (€80), получить постельное белье (€10), заказать уборку яхты (€70), оформить разрешение на выход в море (€90) и другое. Цена постепенно возрастает, хотя часто все или часть этих услуг заранее включаются в стоимость чартера.

  Отдельно стоит отметить депозит, который взимается на случай возможной порчи имущества. Его сумма чаще всего составляет 50% от недельной аренды, но можно заплатить страховку €30–70 в сутки. Опытные яхтсмены чаще всего пользуются депозитом, который при удачном завершении плавания им полностью или частично возвращается; новички все же предпочитают страховаться. Яхту от возможных несчастных случаев страхует ее владелец.

  В настоящее время в Москве, в частности, действует не так уж много, как это может показаться, крупных компаний, специализирующихся на продвижении морских яхт. Самые известные из них — Marin.ru, «Миллениум» и «Лана-тур». Кроме того, работают и более десятка яхт-школ, которые тоже организовывают яхтенные выезды для всех желающих. Также немало агентских и туроператорских фирм предлагают туристам, как дополнение, побывать в увлекательных и незабываемых путешествиях на яхтах.

Подготовил Игорь Горностаев

Еще статьи из категории Круизы