>  На теплоходе по Сибири и Дальнему Востоку

01.09.2008На теплоходе по Сибири и Дальнему Востоку

На теплоходе по Сибири и Дальнему Востоку

  Круизы по сибирским и дальневосточным рекам начинаются позднее, чем в Европейском водном бассейне России. Короткий навигационный период всегда был здесь узким местом, мешавшим достойному развитию круизной индустрии. К тому же в последние годы добавился и ряд других негативных тенденций, и главная — активное старение пассажирских теплоходов, замены которым, по крайней мере в ближайшие годы, не предвидится. При этом действующий возрастной флот, в отличие от европейской России, практически не проходит реновацию. Кроме того, в этом году отмечен значительный рост цен на топливо, а значит, и тарифов на водные туры. С другой стороны, вопреки всем мрачным прогнозам и предсказаниям, речная отрасль на востоке страны по-прежнему пребывает в работоспособном состоянии.

Новосибирск

  Прежде в летнюю навигацию в Новосибирске работала целая флотилия трех- и двухпалубных круизно-пассажирских судов, принадлежащих Западно-Сибирскому речному пароходству. Но постепенно теплоходы ветшали и уходили с трасс, становились гостиницами или общежитиями либо просто оставались ржаветь в затонах. Наиболее «ярко» закончил свои дни прежний флагман «Масленников», который при весьма загадочных обстоятельствах сгорел на стоянке. Последним несколько лет назад покинул «голубые дороги» лайнер «Патрис Лумумба». Теперь в городе представлено лишь единственное пассажирское судно единственного круизного оператора с «оригинальным» названием «Речные круизы». Он предлагает туры на небольшом теплоходе класса «Ом-147» (34 спальных места), получившем не менее «оригинальное» имя «Новосибирск». На «Омике» еженедельно проводятся четырехдневные поездки до Томска и обратно, а также трехдневки по Обскому морю.

Омск

  Гораздо оживленнее выглядит круизный рынок Омска. Туристическая компания «Евразия-тур» десятый год фрахтует в Иртышском пароходстве дизель-электроход «Римский-Корсаков» — сегодня это самый комфортабельный теплоход Обь-Иртышского водного бассейна. Лет 15 назад он прошел полную реновацию и теперь рассчитан на перевозку до 102 пассажиров. В летнем сезоне 2008 года «Евразия-тур» организовала два трехдневных рейса до старинного сибирского села Большеречье. Путешествие стоило от 5000 руб. Кроме того, в середине августа на «Корсакове» состоялись два продолжительных (12 и 13 дней) похода Омск — Салехард и Салехард — Омск с двумя группами туристов из Германии. Как сообщил директор компании Сергей Савостьянов, на следующий год запланировано уже четыре аналогичных «немецких» круиза. В будущем сезоне компания также продолжит выполнение целевых рейсов для ряда правительственных департаментов Ханты-Мансийского автономного округа. По заказу окружной администрации, с которой «Евразия-тур» сотрудничает уже достаточно давно, на борту «Римского-Корсакова» в нынешнем июне и июле проходили различные конференции, симпозиумы, фестивали.

  Менее комфортабельные суда Иртышского пароходства, базирующегося в Омске, были задействованы на пассажирских линиях. За сезон «Родина» и «Чернышевский» (проект 646) выполнили по Иртышу и Оби три 14-дневных рейса до Салехарда и обратно. Минимальная стоимость такой поездки составляла 6800 руб. Кроме того, эти небольшие двухпалубные теплоходы отправляются на 23 дня по довольно сложному маршруту, включающему заходы в Омск, Тобольск, Ханты-Мансийск, Салехард.

Красноярск

  Два года назад Енисейское речное пароходство передало в собственность Красноярского края весь пассажирский флот, и с навигации 2006 года перевозки пассажиров на Енисее курирует специально созданная для этих целей государственная компания «ПассажирРечТранс». Что касается круизных поездок, то еще в прошлом летнем сезоне их организовывала турфирма «Дюла-тур» на зафрахтованном у новой госкомпании трехпалубном теплоходе «Матросов» (проект 588). С нынешнего года этим начал заниматься туристический отдел «ПассажирРечТранс», получивший в феврале лицензию на туроператорскую деятельность. Под началом нового оператора находился «Матросов», с 1 по 13 августа ходивший по маршруту Красноярск — Дудинка — Красноярск. Круиз по этой продолжительной енисейской трассе, по мнению начальника туристического отдела «ПассажирРечТранс» Татьяны Амосовой, можно считать возрожденным, поскольку последний раз туристов по ней возили три года назад.

  На речной линии между Красноярском и Дудинкой, как всегда, выполнялись и пассажирские перевозки на судах «М.Ю. Лермонтов» — двухпалубном дизель-электроходе, трехпалубнике «Чкалов» и теплоходе «Матросов». Всего за навигацию, которая длится с июня по октябрь, отмечают речники, будет выполнено в общей сложности 68 таких круговых рейсов.

Якутск

  Навигационный период туристского сезона на реке Лене длится с середины июня до конца сентября. В это время круизную вахту здесь несут два комфортабельных лайнера проекта Q-065 — «Демьян Бедный» Ленского объединенного речного пароходства и «Михаил Светлов», которым теперь владеет известная алмазодобывающая компания «Алроса». Более комфортабельный «Михаил Светлов» не первый год специализируется на длительных круизах, и в этом году он выполнил три речных путешествия продолжительностью 14 дней по маршруту Якутск — Тикси — Якутск. «Демьян Бедный» в основном ходит в непродолжительные, а потому и не слишком дорогие походы. Предпочтение отдается трехдневным турам от Якутска до Ленских Столбов — они выполняются дважды в неделю, их стоимость начинается от 7000 руб. Прошедшее лето в Якутии выдалось жарким, а потому, как отметил коммерческий директор «Ленатурфлот», дочерней компании пароходства, Сергей Курьин, число желающих отправиться на речные просторы достигло рекордных показателей.

  На линии Якутск — Тикси (Неелово) — Якутск Ленское пароходство вновь проводило пассажирские перевозки, которые выполнял теплоход «Механик Кулибин» (проект 646). Несмотря на свой весьма солидный возраст — почти полвека, и 22 плановые стоянки, он проходит всю трассу за 9 дней. В прошлом году он выполнил 10 путешествий вниз и вверх по Лене, однако в нынешнем сезоне из-за топливной дороговизны проведено лишь 6 длительных переходов. В промежутке между ними старичка «Кулибина» задействовали на коротких круизных и корпоративных рейсах. Их консолидатором выступала местная турфирма «Путешествия по Якутии». Стоимость поездок на «Механике Кулибине» была вдвое ниже, чем на «Демьяне Бедном».

Хабаровск

  Сегодня на Амуре остался всего один теплоход круизного класса — «Василий Поярков», владельцем и оператором которого остается Амурское речное пароходство. Другой аналогичный лайнер «Граф Муравьев-Амурский» — бывшая «Звезда Амура», третий год стоит на приколе. Трехпалубное пассажирское судно «Василий Поярков», построенное в 1960 году, прошло в 1990 году полную модернизацию. Теперь все каюты на нем имеют туалет, душ, кондиционер, максимальная вместимость судна — до 118 человек. Однако уровень комфортабельности «Пояркова», отмечают специалисты, сегодня оставляет желать лучшего. В прошлом году единственный амурский круизный лайнер четыре раза возил туристов по 10-дневному маршруту Хабаровск — Николаевск — Хабаровск. В эту навигацию его фрахтователи из компании «Детский оздоровительный лагерь» провели лишь три такие поездки, а также несколько более коротких круизов. Остальное время «Василий Поярков» выполнял рейсы самой разной продолжительности — от одного до 14 и более дней — по заказам детских организаций, а также корпоративных и других клиентов.

Подготовил Игорь Горностаев

Еще статьи из категории Круизы